викторина"птицы- наши друзья"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шарапова Татьяна Михайловна

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

-развивать внимание, мышление, память.

-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

-совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов ;

-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, , посылка с кормом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

 

      Содержание образовательной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина "Птицы- наши друзья!"

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

-развивать внимание, мышление, память.

-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

-совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов ;

-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, , посылка с кормом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

      Содержание образовательной деятельности.

  1. Мотивация.

               -  Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Д/и «Собери картинку»

   - Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».

Появляется Каркуша.

                    -А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

             «Разминка»

Чья команда назовет больше птиц.

               «Загадки»

-На ветвях, украшенные снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

- И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают.

- Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

            «Узнай по описанию»

                 - Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.

                     - У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

                       - Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.

                 - Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.

                       Игра «Хочу быть птичкой».


Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. )
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)
Буду я считать опять –
(Загибать пальцы с мизинца. )

Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх .)

Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы. )
Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось на землю сесть.
Присесть.

                      «Ответь на вопрос»

Какая птица умеет дразниться? (попугай)

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)

Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

Какую птицу называют символом мира? (голубь)

Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)

Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)

Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)

                      Игра «Летает не летает»

Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.

                       "Из какой мы сказки?"

         -    Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

 а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
 а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?

 а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).


                  «Пословица не даром молвится».

                  -  В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2.Одна ласточка… (весны не делает).
 Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
                         «Найди птицу».

                   (вывешиваются 2 макета деревьев)

Воспитатель: Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих

10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».

                  -    Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.

(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)

Воспитатель:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь

            -  Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?

Дети: Они погибнут.

                 -Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?

Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.

              - А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

          -  Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Каркуша:            -  До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!

 Рефлексия:

            -  Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы может

е прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Игрушка» городского округа Тольятти Экологическая викторина «Птицы наши друзья» для детей и родителей подготовительной группы 2013-2014 уч.год Пед

Строя свою работу с родителями в нашем ДОУ используються различные формы взаимодействия с родителями: родительские гостинные, семейные клубы,круглый стол,праздники,квн,викторины. Первым шагом на пути ...

Викторина "Птицы наши друзья"

Цель:-обобщить и закрепить знания детей о птицах;развивающие:- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы ; воспитательные:- воспитывать бережно...

Викторина « Птицы –наши друзья»

Познавательная викторина « Птицы – наши друзья» на знание разновидностей птиц , биологических  особенностей  их предназначена для учащихся  учреждений дополнительного ...

Игра - викторина: «Птицы наши друзья»

Цель: Проверить и углубить знания детей о птицах.Задачи:- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.- развивать слуховое и зрительное внима...

Познавательная игра-викторина "Птицы - наши друзья "

Систематизация знаний детей о птицах России, их внещнем виде .голосе....

Конспект викторины "Птицы- наши пернатые друзья"

Викторина "Птицы- наши пернатые друзья" для старшей группы...

Викторина "Птицы - наши друзья!"

Экологиеская викторина в подготовильной группе на тему "Птицы - наши друзья"...