Познавательная игра-викторина "Птицы - наши друзья "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Никифорова Лариса Николаевна

Систематизация знаний детей о птицах России, их внещнем виде .голосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_igra-viktorina_ptitsy_-_nashi_druzya.docx99.25 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Тимирязесой СШ – детский сад «Берёзка»

Познавательная игра-викторина

в подготовительной группе

                                                       «Птицы – наши друзья»

Подготовила воспитатель Никифорова Лариса Николаевна.

Цели: создать атмосферу доброжелательности, веселья; систематизировать знания детей о птицах России, их внешнем виде, голосе .

Образовательные задачи:

- Способствовать формированию у детей целостного представления о сезонных изменениях в природе;

-  Способствовать уточнению и закреплению знаний детей о жизни птиц , их повадок, особенностях образа жизни;

-  Создать условия для расширения и активизации словаря детей по теме;

- Создать условия для развития наблюдательности зрительного и слухового внимания, памяти;

- Подвести детей к умению дифференцировать понятия «перелётные» - «зимующие»- «домашние» птицы.

Развивающие задачи:

- Обеспечить развитие восприятия произведений литературы;

- Способствовать развитию логики, быстроты реакции;

- Обеспечить развитие познавательной активности, творческого воображения. Воспитательные задачи:

- Способствовать развитию интереса к нашим соседям по планете – птицам, желанию узнавать новые факты из их жизни;

-  Способствовать формированию экологического сознания детей.

Оборудование: маски на глаза, конверты с разрезными картинками, поощрительные жетоны, таблички с названием команд, слайды с  изображением птиц на интерактивной доске.

Ход мероприятия:

I. Целевая установка.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами поговорим о птицах и поиграем. А в ходе игры выясним, что вы о птицах знаете.

- Согласны? Тогда начнем.

II. Организация группы.

- Предлагаю разделиться на 3 команды и  выбрать ласковое название  из мира птиц. (команды «Воробышки», «Синички», «Галчата»).

- Каждая команда выбирает  капитана. (Капитанам прикрепляются отличительные значки.)

-Нашу игру будет оценивать жюри, в состав которого заместитель директора Лещёва Л.Н., Афанасьева Т.В., учитель – логопед Архипова Н.В. и член родительского комитета Аниськова С.В.

III. Конкурсы. Итак, начнем( звучат фанфары).

Первый конкурс-«Разминка».

а)  Вы знаете, что часть птиц не выдерживает зимней стужи и холода и улетает на зиму в теплые края. А когда наступает весна, возвращаются в те места, где появились на свет. Эти птицы называются перелетными. Сейчас «Воробышки» должны назвать, каких перелетных птиц они знают. (Грач, скворец, ласточка...)

б)  Теперь «Синички» назовут птиц, которые терпели холод и голод и зимовали с нами. (Сорока, ворона, воробей, синичка, голубь...)

Чик-чирик,

Чик-чирик,

Ростом мал,

Умом велик.

в) А от «Галчат» хотелось бы услышать, что едят птицы зимой. (Семена растений, ягоды, оставшиеся на деревьях...)

- А как человек может помочь птицам зимой?

- Что вы сыпали в кормушки?

- Птицам очень тяжело зимой, если человек не приходит к ним на помощь. Не забывайте о них, подкармливайте наших маленьких друзей.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс художников.

- Но вот с наступлением весны птицы собираются высиживать птенцов. Для этого одни вьют гнезда, другие селятся в дупла, а скворцам люди готовят к весне скворечники. Эти скворечники напоминают домики.

- Давайте вспомним, как эти домики выглядят. (Демонстрация рисунка.)

-  Теперь по одному художнику от каждой команды я завяжу глаза, и они по моей команде начнут такой скворечник рисовать.

Подведение итогов.

- Похлопаем победителю.

 Конкурс загадок( за правильный  ответ на экране появляется картинка)

-  Сейчас я буду загадывать, а вы - отгадывать загадки про птиц.

- Тот, кто первый правильно ответит, тот заработает для своей команды 1 балл. Чем больше загадок отгадает команда, тем больше баллов наберет.

- Итак, будьте внимательны.

1. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

-  Ребята, почему грач «за пахарем ходит»? Правильно, плуг выворачивает землю, а грач выклевывает червяков и личинок, которые в земле прятались. (слайд)

2. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.) (слайд)

3. Днем слеп, а ночью зряч, мышей ловит, а не кот. (Филин.) (слайд.)

4. Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует. (Воробей.)

5. Среди деревьев кузнецы куют. (Дятел.) (слайд)

6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Сорока-воровка!

А что это значит?

Чужое присвоит

И где-нибудь спрячет.

(слайд.)

Седьмая  загадка трудная, будьте внимательны:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист.)

- А теперь загадки про домашних птиц.

8. Не король, а в короне,

 Не гусар, а при шпорах.

 На часы не взглядывает,

А время знает. (Петух.)

(слайд.)

- Ребята, а почему о петухе говорят, что он «время знает»?

9. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.) (слайд.)

-Молодцы!

Пантомимы «Угадай, кто я?»

- Теперь мне вновь нужны по 1 участнику от каждой команды. Я шепну им на ушко название птицы, которую они должны будут изобразить движениями рук, ног, головы. (Но при этом молчать.)

- Если команда угадает, кого изображает ее представитель, она получает 1 балл.

- Похлопаем ребятам за старание.

«Мозаика» (Конкурс капитанов.)

- Ребята, в каждом из этих конвертов картинка, на которой изображена птица. Но эта картинка разрезана на кусочки, ее надо вновь сложить. Тот из вас, кто соберет картинку раньше, заработает для команды 1 балл. А если назовет птицу, получит еще 1 балл.

Конкурс «Как вы понимаете пословицу».

- А тем временем выясним, знаете ли вы пословицы и поговорки о птицах.

(Дети предлагают свои пословицы.)

- Молодцы! А вот что я знаю, вы сейчас услышите и объясните значение моих пословиц и поговорок о птицах.

- Всяк кулик свое болото хвалит. А вот: глупой птице свой дом не мил.

- Гусь свинье не товарищ.

- Рано пташка запела, как бы кошка не съела.

- А вот о воробьях: слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

- И о синичках есть пословицы: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка.

- Спасибо, ребята, вы очень старались.

 IV. Подведение итогов.

.- Итак, подведем итоги.Слово предоставляется председателю жюри Лещёвой Л.Н. Со счетом ... победила команда ...

-  Но другие команды тоже играли весело, дружно, показали хорошие знания. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь домой из детского сада, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»

Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Познавательный досуг "Витамины -наши друзья"

Сегодня был проведен с детьми досуг посвященный витаминам,их пользе для нашего организма. Дети узнали много нового и интересного....

Познавательный досуг "Витамины - наши друзья"

Сегодня был проведен с детьми досуг посвященный витаминам,их пользе для нашего организма. Дети узнали много нового и интересного....

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...

Информационно – познавательный проект "Птицы наши друзья, покормите их зимой!"

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный кор...

Сценарий познавательного квеста «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Увлекательное квест-путешествие для закрепления и обобщения знаний о зимующих птицах...

Познавательный проект «Деревья - наши друзья» младшая-средняя группа (возраст детей 3 – 5 лет)

уточнение и расширение представлений детей о деревьях, их строении...