Литературная гостиная "Осенние красоты".
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Сценарий литературной гостиной "Осенние красоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._gostinaya_osennie_krasoty.docx | 1017.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной «Осенние красоты»
в старшей группе
Воспитатели: :Дьячкова О.Б.
ВеденееваЕ.В.
2020г.
Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ.
Задачи:
1. Помочь обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, о сезонных изменения в природе, связанных с осенним периодом.
2. С помощью поэтического слова, показать красоту, различных явлений в стихотворениях русских и современных поэтов.
3. Развивать образность, воспитывать эмоциональное чувство на поэзию, эмоциональность образной речи, развивать наблюдательность, память, учить детей через музыку чувствовать образ осени.
4. Воспитывать у детей интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Предварительная работа:
Беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций об осени, разучивание стихотворений, закрепление образных выражений: золотая осень, ранняя, поздняя и т. д.
Выставка рисунков: « Осень глазами русских поэтов».
Знакомство с русскими поэтами:
Ирина Токмакова, Алексей Плещеев, Алексей Толстой, Иван Бунин,
А. С. Пушкин, Константин Бальмонт, Александр Блок.
Материал:
Выставка детских рисунков: «Осень глазами русских поэтов»;
портреты русских и современных поэтов;
фотоиллюстрации, репродукции с изображением осенних пейзажей;
вазы с осенними листьями;
Дети заходят в зал, под музыку Антонио Вивальди «Времена года «Осень» и садятся на стульчики, воспитатели ждут их в зале.
Воспит: Мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной.
Мне кажется, я что-то слышу. Закроем глаза и послушаем.
(дети закрывают глаза)
Звучит шум дождя, шелест листьев, крик журавлей, улетающих в теплые страны.
Воспит: Ребята, откройте глазки. Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.
Дети: (отвечают полным ответом) Шум дождя, шелест листьев, крик журавлей, улетающих в теплые страны.
Воспит: (подводит итог) Вот оказывается, какие звуки мы слышали. Кто-то слышал шум дождя, шелест листьев, а кто-то крик птиц.
Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какому времени года будет посвящена наша сегодняшняя встреча?
Дети. Наша встреча будет посвящена осени.
Ребенок 1 «Осень»Автор МайаХодякова .
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года осенью зовётся.
Воспит: Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой... Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки. Сливаются в одно и небо, и земля. Что в осени хорошего? – думают обычно. А ведь она совсем не скучна.
Ребенок 2Твардовский«Лес осенью»
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень
Ребенок 3Аполлон Майков«Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Воспит: Давайте совершим путешествие в осень. Из всех времён года – она самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам. Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены, и природа отдыхает. Отдыхает от напряжённой весны, от знойного лета. Давайте послушаем, как поэты описывают осень в своих стихотворениях.
Ребенок 4Фет«Ласточки пропали..»
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Воспит.: Осень самое яркое, замечательное время года, деревья наряжаются в наряды: Золотыми кружевами, все деревья оплету, -говорит осень о природе.
А вы знаете, какая бывает осень? (Ответы детей)
Воспит.: Правильно, ранняя- золотая и поздняя-печальная, с тучами, опадающей листвой.
Ребенок 5 Ирина Токмакова « Скворечник».
Опустел скворечник,
Улетели птицы.
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Все летят, летят.
Видно тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспит.: Осень вдохновила поэтов на создание своих произведений. Мы с вами отправляемся в музей. Перед вами выставка портретов русских поэтов. Сейчас мы послушаем стихи об осени, которые написал Алексей Плещеев. (Фото Плещеева.)
Ребёнок 6 Рассказ ребенка о поэте Алексее Плещееве:
Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме, в бедной дворянской семье. Когда он был маленький его звали Алеша. Отец поэта Николай Сергеевич служил лесничим, а мама Елена Александровна занималась воспитанием сына. С детства Алексей Николаевич много читал. Его любимым поэтом был Михаил Лермонтов. Стихи его очень красивы и посвящены природе.
Ребенок7Алексей Плещеев
Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина, мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что так рано в гости, осень к нам пришла,
Еще просит сердце света и тепла.
Ребенок8Алексей Плещеев
Миновало лето, осень наступила.
На полях и рощах, пусто и уныло.
Птицы улетели, стали дни короче,
Солнышко не видно, темны, темны ночи.
Ребенок 9Алексей Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспит:Вот так изобразил осень поэт Алексей Плещеев.
Воспит:Ребята, перед вами портрет русского поэта-Алексея Толстова.
Ребенок 10Рассказ ребенка о поэтеАлексей Толстой:
Алексей Константинович Толстой родился в городе Петербурге. В детстве он очень любил путешествовать, что расширило его кругозор. Он был необычайно сильным человеком: мог согнуть руками подкову, вдавить рукой гвоздь в стену. Он написал очень красивое стихотворение:
Ребёнок 11 Алексей Толстой
Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко-красные, вянущих рябин.
Воспит: Посмотрите, на выставке представлен портрет поэта Ивана Бунина.Он видит осень так:
Ребенок12Иван Бунин
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют.
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца...
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Ребенок 13А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспит:А как любил и восхищался осенью А. С. Пушкин, мы узнаем из отрывка егостихотворения.
Ребенок 14 А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало
Уж, реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей, крикливый караван,
Тянулся к югу.
Приближалась,
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспит: Вот и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в тёплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкий холод. Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движенье. В октябре начинается пора листопадов.
Ребенок 15С. Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Воспит: Недаром С. Есенин сравнивает листья с «лёгкой стаей бабочек», которые подхватываются порывом ветра и летят, и кружатся, так как не могут побороть эту силу ветра. Иногда кажется, листья радостно отдаются ветру, будто надеются, что он поможет им догнать тепло и свет.
Воспит: В одном из стихотворений Ф.И Тютчев дал этим листьям голос, позволил им спеть стремительную, как ветер, песню.
Ребенок 16 Ф.И Тютчев
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели —
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей,
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Воспит: Давайте превратимся в осенние опадающие листья и изобразим, как они опускаются на землю. Под музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь» (звучит отрывок «Времена года. Осень. Октябрь.» Чайковский, дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, ветер срывает листья, они кружатся, дети превращаются в листья)
Воспит. Теперь мы снова превращаемся в детей. И вот, когда увяли последние цветы, облетают листья, становится по-настоящему грустно. Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.
Ребенок 17 Некрасов«Перед дождем»
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Воспит.: В конце октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. (К.Бальмонт)
Ребенок18 К. Бальмонт «Поспевает брусника».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика,
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают,
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется,
И заплачет спросонья
Рассказ ребенка 19Перед вами портрет М.Ю. Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Воспитанием поэта занималась бабушка Елизавета Арсеньевна. В детстве Михаил Юрьевич очень любил покушать. Однажды его разыграли друзья, они подкинули в булочки опилки, а тот съел их, даже не заметив. Лермонтов очень любил решать математические задачи. Стихотворение «Осень» поэт написал в 14 лет и сейчас мы его послушаем.
Ребенок 20 Лермонтов М. Ю. - Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Звучит музыка.
Воспит: Вот как при помощи поэтического слова поэты изобразили всю красоту осени в своих стихотворениях. А я приглашаю вас поиграть в игру «да и нет» и вспомнить ещё несколько примет осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да» - хлопайте в ладошки, если «нет» - топайте ножками.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Дети: - Куртки, шапки надевать.
Воспит: Осень – прекрасное время, ведь не зря великие поэты, художники, композиторы создали музыкальные шедевры, художественные полотна и посвятили прекрасные стихи этой поре года. А нам с вами остаётся наслаждаться этими стихами, полотнами, музыкой и этим временем года.
Воспит: Вот и подошла к концу сегодняшняя встреча, в нашей литературной гостиной, какое удивительное путешествие по произведениям, великих художников, поэтов и музыкантов у нас получилось. До свидания, до новых встреч!
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времен года» «Осень» - дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Красота природы в красоте человеческих рук"
Знакомство с природой России, народными промыслами и игрущками....
Сценарий литературной гостиной «Осенние красоты» в старшей группе.
Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ.Задачи: 1. Помочь обобщить и систематизировать представления детей...
Литературный калейдоскоп в рамках детско – взрослого проекта в старшей группе на тему: «Красота спасет мир »
Цель:Учить детей самостоятельно сочинять и обыгрывать сказки с участием родителейЗакрепить умение самостоятельно распределять роли, выбирать автора и режиссера сказкиСовершенствовать умени...
Литературная гостиная "В природе столько красоты!"
Детство - пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Услышанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.Быть "талантливым читат...
«Красота мира начинается с красоты души»
Красота души -это красота внутренняя, на первый взгляд не заметная, но когда пообщаешься с человеком, понимаешь, что этот человек красив душой.Влюбиться можно в красоту, но полюбить -лишь только душую...
Литературная гостиная "Осенние красоты" для старшей группы
Литературная гостиная "Осенние красоты" для старшей группы...