Конспект сценария развлекательного мероприятия на тему:"Зимние русские народные праздники" для старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект сценария развлекательного мероприятия на тему:
«Зимние русские народные праздники»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение
«Детский сад № 160» г. Оренбурга
Конспект сценария развлекательного мероприятия на тему:
«Зимние русские народные праздники»
Возрастная группа: дети 5 – 6 лет.
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Подготовила:
воспитатель
высшей категории
Шкиря Галина Владимировна
Тема: «Зимние русские народные праздники»
Цель: создание условий для проявления творческих качеств личности ребенка, инициативы, положительного эмоционального настроя, формирование желания приобщения к традициям предков.
Программные задачи:
- Воспитывать в детях эмоциональный отклик на русские народные песни, пляски, игры.
- Формировать интерес и почитание к русским народным традициям. Закрепить представление детей о праздновании Рождества, Рождественских святок, русских народных играх, обычаев колядования, ряжения, гадания.
- Помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого русского народа.
- Учить детей изготавливать из бумаги куклу-ангела.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие».
«Социально – коммуникативное развитие».
«Речевое развитие».
«Художественно – эстетическое развитие».
«Физическое развитие».
Создание среды для организации и проведения ОД:
Материал и оборудование:
- средства ИКТ (экран, проектор, слайды);
- русские народные костюмы для детей;
- аудиозапись музыкального сопровождения (звуки колокольного звона, песня «Наступило Рождество», русская народная мелодия – плясовая для игр, оркестр музыкальных инструментов, мелодия для танца «До свидания»)
- «Приглашение» от Зимы;
- музыкальные инструменты;
- рождественская елка;
- звезды маленькие и большие на елку;
- маски животных для колядования;
- зеркало и свечи;
- мешочек с картинками людей разных профессий;
- канат для перетягивания;
- куклы-ангелочки;
- блюдо сочиво, святая вода в кувшине и стаканы;
Декорации:
- рождественская елка со звездами;
- самовар и угощение на столе, накрытом скатертью.
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Двигательная.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Восприятие художественной литературы.
Продуктивная.
Музыкальная.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о праздниках: Рождество Христово, Рождественские Святки, Крещение;
- рассматривание иллюстраций, слайдов о празднике;
- чтение детской художественной литературы;
- разучивание музыкально-игрового материала: колядок, хороводных игр, танцев, песен;
- игра на музыкальных инструментах;
- нахождение на участке детского сада во время прогулки снежка с «приглашением» в гости от Зимы;
- знакомство с народными куклами.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Мотивационно - ориентировочная
1) создание проблемной ситуации;
Воспитатель. Ребята, посмотрите, вчерашний снежок, который мы нашли на участке, растаял.
А почему так произошло?
2) создание положительного эмоционального настроя
Посмотрите, в нем оказалось письмо. Что же это? Это приглашение от Зимы.
«Дорогие, ребята! Сейчас на улице очень холодно и вы нечасто выходите гулять. Скучно мне без вас. Хочу, чтобы вы показали мне, как умеете веселиться, отмечать зимние русские народные праздники. А я через окошко посмотрю и порадуюсь вместе с вами. Зима».
3) создание мотива для деятельности детей.
- Порадуем нашу любимую Зимушку?
(Дети под звуки колокольного звона входят в зал и становятся полукругом.)
2. Основная часть
1) рассказ о Рождестве Христове;
Дети. Праздник Божий наступает, людям радость возвещает.
С колокольни слышен звон – благовест зовется он.
Воспитатель. Ребята, в честь какого зимнего праздника так звонят колокола? (ответы детей)
- Вслед за Новым годом наступает не менее волшебный и сказочный зимний праздник - Рождество.
А, что значит «Рождество»?
Дети. Рождество - день рождения Иисуса Христа. Когда родился маленький Христос все очень радовались и ликовали. Даже деревья и цветы старались заглянуть в пещерку, где родился Иисус Христос и поклониться Божественному Младенцу. (слайд)
Воспитатель. Скажите, ребята, как появился обычай на Рождество наряжать елочку?
Дети. Три дерева стояли у пещеры: Прекрасная Пальма, пахучая Маслина (оливковое дерево) и скромная Ёлочка. Пальма и Маслина хотели порадовать младенца своей красотой, лишь ёлка у которой ничего нет, кроме иголок колючих отошла скромно в сторону. И вдруг несколько звезд скатились прямо на ветки ели, и она вся засияла, заблестела. Поэтому на Рождество наряжают ёлочку блестящими шарами (как небо и звезды), а её верхушку украшают звездой. И все люди, глядя на нее, радуются и веселятся.
2) чтение стихотворений детьми;
Воспитатель. Ребята, мы с вами много нового узнали о Рождестве, беседовали, читали, рассматривали иллюстрации и картины, слушали музыку, учили песни и танцы. А еще наши дети выучили стихи.
Дети. Распахнулись настежь двери,
Разгулялась суета.
Все, кто верит и не верит,
Славят мальчика Христа.
На глазах тут оживает,
Русских сказок волшебство.
Всё ликует и играет,
Все. Здравствуй праздник Рождество!
Дети. В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Дети. Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Мы сюда позвали вас,
Посиделки здесь у нас.
Дети. Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.
3) исполнение песни детьми;
Воспитатель. А еще наши дети разучили песню о Рождестве.
(Песня «Наступило Рождество»)
Воспитатель. Ребята, а какие еще песенки поют в Рождество. (ответы детей)
А что такое колядки? (ответы детей)
Как же проходил этот праздник?
Дети. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.
4) исполнение детьми обряда ряжения и колядования
Воспитатель. Давайте покажем, как это было. (дети делятся на две группы: хозяева (в доме) и колядовщики (в масках)
Ряженые.
1. Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
2. Мы пришли колядовать,
Христа рожденье прославлять.
Открывайте сундуки,
Да давайте пятаки!
3. Коляда колядовала,
Под оконце подбегала,
Что хозяйка напекла,
То всем и отдала.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай!
4;5. (хозяева избы угощают ряженых)
Коли вы так добры,
Дарим вам подарки мы! (раздают угощение)
5) игра «Веселый бубен»;
Воспитатель. Поиграйте с нами, дорогие колядовщики!
Игра «Веселый бубен». (Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты беги, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот в кругу станцует нам.
6) дарение куклы-ангела, изготовленной детьми;
Воспитатель. К Рождеству в старину, люди делали куклу-ангела. Считалось, что куколка отгоняла злых духов.
Где люди ее вешали?
Мы с вами тоже изготовили таких куколок-ангелочков своими руками. И я знаю, что вы хотели это маленькое чудо подарить нашим гостям на удачу. Предлагаю вам это сделать.
Так праздновалось Рождество Христово, и праздники – Святочные дни продолжались до самого Крещения с 6 по 19 января.
Разрешалось ли работать в Святки?
Отличительной чертой Святок были магические обряды, приметы, гадания. Зажигали красивые свечи и ждали предсказаний на будущий год, на урожай. (зажигает свечи)
Не хотите ли и вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. (Показывает мешочек, в котором лежат «гадальные» карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).
Какими еще были святочные дни? (ответы детей)
Верно, эти зимние дни были особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми.
Во что играла молодежь на улице?
И мы сейчас поиграем.
7) игра «Кто больше наберет снежков»;
Игра «Кто больше наберет снежков». (Дети делятся на две команды. Играют по двое детей. На полу рассыпаны снежки из ваты. Каждой команде - по корзинке. По команде начинаем собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков.)
8) игра «Скачки на конях»;
Игра «Скачки на конях». (Играют две команды. Нужно проскакать на конях вокруг снежков, передать коня следующему игроку и встать в конец команды. Побеждает та команда, которая придет первой.)
Дети. Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Утки - в дудки,
Чечётки - в трещотки,
Зайки в балалайки.
Играют, играют - всех потешают!
Да и мы сейчас начнём,
Инструменты лишь возьмём.
9) оркестр музыкальных инструментов;
Оркестр музыкальных инструментов «Калинка».
10) игра «Перетяни канат»;
Воспитатель. А теперь мы силушку свою покажем. Посмотрим кто кого.
Игра «Перетяни канат» (дети делятся на две группы)
11) рассказ о Крещенском Сочиве;
Воспитатель. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Оно выпадает на 19 января. Но также важной датой является и Сочельник – 18 января.
Почему праздник называется Сочельник?
И мы с ребятами сами его приготовили.
Расскажите из чего мы приготовили сочиво?
12) рассказ о Святой воде;
Самый главный атрибут праздника - Святая вода. Считается, что она обладает уникальными свойствами.
А какие свойства Святой воды вам известны? Давайте и мы с вами выпьем святой водицы. (угощает святой водой)
13) рассказ о Крещенских традициях;
Существуют самые разнообразные традиции, связанные с Крещенской ночью. Многие верующие отправляются купаться в прорубь. (слайд)
А еще устраивались на Крещение и девичьи смотрины. Все девушки в лучших нарядах выстраивались у проруби, а парни с родителями ходили и выбирали. Девушку не только придирчиво осматривали, брали за руку – если холодная, толку в хозяйстве мало будет (варежки одевать запрещалось).
Устраивая проводы Святок, люди кричали:
(дети) «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!»
14) танец «До свидания».
Пора заканчивать наши посиделки, и мы хотим попрощаться так, как это делали в старину: Танец с платочками «До свидания».
3. Итог занятия
1) слово детям;
Дети.
1. Сегодня мы как будто перенеслись в давние времена и увидели старинные обряды своими глазами.
2. Давайте помнить и почитать великие православные праздники, как это делали наши предки на протяжении веков.
2) заключительное слово.
Воспитатель. Закончились наши посиделки. И, как говорили раньше на прощание: «Мир тому, кто в этом дому».
Новогодние гадания
Новогодние развлечения
Встречаем Рождество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
Сценарий спортивного мероприятия в ДОУ к 23 февраля для старших дошкольников
Военная игра в детском саду.Цель:, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине;Задачи:- пропаганда здорового образа жизни;- укрепление здоровья детей, вовлечение их в систематические з...
Сценарий физкультурного мероприятия с родителями «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста
Физкультурное мероприятие для старшего дошкольного возраста...
Конспект познавательно-развлекательного мероприятия на тему «Зайка в гостях у ребят» для воспитанников раннего возраста
КОНСПЕКТ познавательно-развлекательного мероприятия на тему «Зайка в гостях у ребят» для воспитанников раннего возраста...
Конспект проведения развлекательного мероприятия "Традиции и обычаи русского народа"
Данное мероприятие проводилось с целью закрепления полученных знаний о руском народном празднике Масленица...
«Заюшкина избушка» Конспект-сценарий театрализованной постановки. Проект: «По страницам русских народных сказок»
laquo;Заюшкина избушка»Конспект-сценарий театрализованной постановки. Проект: «По страницам русских народных сказок»...
Конспект познавательно-развлекательного мероприятия на тему: "Вместе весело шагать"
Цель: -воспитывать уважение к другим людям;-формировать понятие термина дружба и знакомство;-развивать навыки групповой работы;-развивать эмоциональную отзывчивость....