Методическая разработка вечера развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Рождественский сочельник»
методическая разработка (подготовительная группа)
В методической разработке представлены содержание народной казачьей традиционной культуры празднования Рождественского сочельника, ее воспитательный потенциал и возможности использования в современном образовательно- воспитательном процессе дошкольного учереждения.
Методическая разработка снабжена рекомендациями для воспитателей и фактическим материалом из народных казачьих традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rozhdestvenskiy_sochelnik.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 21 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Методическая разработка
вечера развлечения с детьми
старшего дошкольного возраста
«Рождественский сочельник»
Вос-ль: Герман Г.Г.
Ставрополь 2022 г.
Пояснительная записка
«Зимние казачьи праздники - это народная педагогика»
С каждым годом всё большее число людей обращается к истокам, народным традициям. Мы наблюдаем растущий интерес к казачьему наследию, своим корням, истокам не только у взрослых, но и у детей.
Сегодня народная педагогика и казачество - неотделимы. Они дают возможность использовать прогрессивные педагогические средства. Которые проверены многовековой практикой. Казаки никогда не были пассивными в процессе воспитания своих детей. Воспитание существует столько, сколько существует сам народ. Народная педагогика - неотъемлемая часть истории нашего народа и культуры, взгляды на воспитание и богатой культуры проверены воспитательной практикой, свидетельствующей о том, что народная мудрость выражает взгляды народа на желаемый идеал человека.
Традиционный Новый год, который все мы отмечаем с 31 декабря на 1 января, казаки не праздновали. Не было у них такого праздника. Но, переселившись на кубанскую землю, они принесли сюда и свои обычаи празднования Святок и Нового года, который мы теперь называем старым.
Основу зимнего периода календаря составляет рождественско-крещенский комплекс, включающий в себя Рождество (Христово), Новый год и Крещение (Господне). О взаимосвязи и единстве этих праздников свидетельствует не только то, что они в целом объединяются под одним названием (зимние святки), но и общая мировоззренческая основа, ценностная база, повторяющиеся ритуалы и т. д. Отражая общую идею перехода от старого к новому, рождения, обновления и обеспечения благополучия в новом годовом цикле, каждый из них, вместе с тем, содержит и более частные аспекты общей концепции сосуществования и развития природы, общества и индивида…
Новый год, как и Рождество Христово, содержит и реализует через конкретные обряды идею окончания, умирания старого со всеми его бедами и несчастьями, неудачами, и начала, рождения нового временного цикла, наполненного неизрасходованной энергией жизни. Причём, если Рождество Христово - явление масштабное, эпохальное, но в большей степени антропосоциальное (рождение Спасителя, конкретного человека, народа, человечества), то Новый год - явление космическое по традиционным представлениям, т.к. рождение, обновление мира космоса в целом. Более того, участником этого рождения, творения наступающего года являлся практически каждый человек, каждая семья. Об этом свидетельствуют новогодние обряды, продолжающие и очень часто дублирующие рождественскую обрядность. Об этом же свидетельствует и состав участников основных действий: дети, взрослые, мужчины, женщины.
Значимость этого порубежного времени подтверждается не только большим количеством сложных обрядов и ритуалов, но и наличием представлений об особом статусе этого времени, приметами, запретами, характером приготовления к празднику.
Методическая разработка
вечера развлечения для детей
старшего дошкольного возраста
«Рождественский казачий сочельник»
Цель: Приобщение детей к христианским корням россиян, фольклору, на примере празднования Рождества на Руси казаками.
Задачи:
• Расширять и углублять представление детей о христианских праздниках, о встрече Рождества на Руси казаками, о казачьих традициях и обычаях Рождественского сочельника.
• Развивать музыкально-творческие способности, эстетическую, духовно-нравственную культуру детей на основе российского и казачьего фольклора, закрепляя певческие и музыкально-ритмические навыки;
•Приобщать к истокам казачьей национальной культуры, расширять представления о национальной одежде казаков, жилище, национальных блюдах.
• Воспитывать любовь к своей Родине, к казачьему народу, его фольклору, чувство гордости за свою страну, за казаков.
Место проведения: музыкальный зал детского сада
Оборудование: звуковая буферная система, микрофоны, ноутбук, проектор, экран.
Оформление: Зал украшен еловыми ветками, на центральной стене изображена на холме церковь, в миниатюре оформлен казачий курень
Ход праздника:
Ведущий:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним казаков обычаи, вспомним нашу старину!
Ведущий: На станичной площади собрал атаман народ, чтобы объявить указ царя- батюшки Петра первого о праздновании Нового года.
Атаман: читай писарь указ царя – батюшки!
Писарь разворачивает свиток и зачитывает: указ о праздновании Нового года. Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января — по примеру многих европейских стран. По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому летоисчислению наступал 1700 год.
До сих пор в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и отмечать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.
Атаман: Всем праздновать Новый год, Рождество: от мала до велика. Наряжать еловые ветки в хатах. Кто пойдёт за еловыми ветками в лес дремучий, кто лешего с кикиморой не боится? Вот сейчас и узнаем. Самые сильные и ловкие хлопцы.
Проведём состязание «Перетяни канат»
Хлопцы уходят за еловыми ветками.
Сценка-миниатюра «В казачьем курене»
Из бумаги вырезаны «узорные» занавески. Стены, углы жилища украшены бумажными цветами.
Действующие лица:
Бабушка ( хозяйка хаты)
Дедушка (хозяин)
Казак Микула
Казачка Олеся
Внучка
Внучок
Слайд 1: Казачья станица зимой-- фрагмент из художественного фильма
« Вечера на хуторе близ Диканьки».
Казачка: У нас уже всё готово. К празднику хату побелили, всё перемыли, в красный угол рушники вышитые повесили, стол праздничной скатертью застелили.
Слайд 2:Казачка перед зеркалом- фрагмент из художественного фильма
« Вечера на хуторе близ Диканьки».
Внучка: Мы в обновки нарядились: новая рубаха, юбка с оборками, кофту -кирасу сама вышивала, а веночек с лентами просто загляденье.(смотрит на себя в зеркало) и сапожки красные( стучит каблучком).
Казачка: Сейчас Микула придёт, еловые ветки принесёт.
Заходит казак: вот и я, ветки еловые принёс, украшайте курень, а я у печки погреюсь.(украшают курень ветками).
Казачка: Обращается к бабушке: « Всё ли угощенье готово?»
Бабушка: Кутью и узвар сварили. Хозяин поди отнеси всё в красный угол, на покуть , в святом углу на столе ещё до восхода солнца постелила немного сена ( в форме гнезда).
Хозяин кутью переносит в святой угол и ставит на сено,а все приговаривают и «квохчут»: «Кутя на покути! Кво-кво-кво». Или: «Узвар на базар, а кутя на покути! Ко-ко-ко... Шоб наши куры неслись.
Внучок выглядывает в окно: « Вот и звезда первая появилась.»
Дедушка (хозяин):( 6 января) Вот и вечеря, накрывайте стол пирогами, зовите соседей, я кутью и узвар на стол перенесу, а вы дети лезьте под стол и квохтайте, кукарекайте, мекайте, блейте и т. п. - чтобы всё в хозяйстве водилось. (дети лезут под стол и подражают голосам животных.)
Ведущая В этот зимний вечерок вьётся над трубой дымок.
Месяц светится над ней, а в избе полно гостей
Все сидят за праздничным столом.
Бабушка: - Деда, ще Мороза не приглашали»
Дед: Сейчас. Набирает ложку кутьи и подбрасывает её, вверх, к потолку и все зовут Мороза; стучит деревянной ложкой, из-под кутьи, по раме окна; набирает ложку кутьи и прислоняет «до шыбкы» (до оконного стекла; подходят к окну и «кликают»; выходят к святому углу и «гукают»; открывают окно и зовут; собираются в красном углу и зовут, приглашая Мороза: «Мороз, Мороз, иди до нас вечерять.
Если придёшь, то будет у нас и жито,
и пшеница, и телята, и ягнята, и всё там.
А если не придёшь, то ничего ж у нас не будет»;
Бабушка «Мороз, Мороз, иди с нами ужинать.
Та не поморозь наших тёлок, ягняток.
Курочек, да уточек, малых ребяток»
Не поморозь смотри!
Мороз, Мороз, иди до нас кутью есть!
Дед: А ты внучок отнеси кутью и пирожки родственникам ( ношение вечери)
Всё это завязывают в новый платок и с этим узелком вечерники отправляются по станице. Этот узелок несёт на палке на плече.
Ведущая: Слышите, слышите — колокольный звон! Он возвещает нам большую радость — рождение Господа нашего Христа! Рождество наступило.
В курень приходят ряженые мальчики, юноши, мужчины (ряженные) со звездой , украшенной ленточками, цветами.
Дед: « Сядьте пожалуйста , гости дорогие. на пороге на шубу, да « поквохтайте, чтобы куры сидели на гнёздах».
Христославщики садятся и « кхвохтают».
Слайд 3: христославщики-фрагмент из художественного фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки».
Ряженные: Поставив перед собой звезду, обратившись в святой угол исполняют соответствующие тексты:
Первый: На Востоке три ангела летело Рождество Христово пело!
Рождествуйте, веселитесь, со восторгом обратитесь,
люди добрые, со мной!
Второй: С неба ангел к нам спустился и сказал: «Христос родился!»
Я хочу его прославить. А Вас с праздником поздравить!
Первый: Нынче Бог наш народился!
Второй: А для чего он народился?
Первый: Для того, штоб избавить от грехов.
Я рано утром вышел, глянул на восток.
А с востока три ангела летели,
Рождество Христово пели!»
Вслед за этим поют «Рождество».
Рождествовальщики ходят по дому:
«Мы пришли вам рассказать, много лет тому назад,
Двадцать пятого декабря, как и нынешнего дня,
Как Иисус Христос родился, не в погонах, не в крестах
И не так как царь земной, в одежде золотой.
Его жиды покупали, много серебра давали,
Он их серебро не брал и кресты не продавал,
Он у ясельца ложился, на восток усё смотрел,
С неба ангелы слетели, Рождество они запели!
«С праздничком, с Рождеством, с Христом!»
* * *
«Христос родился, В яслях явился,
В бедном вертепе Он помистывся.
Звизда сияла, Над вертепом стала,
Хрыстос родывся, Всем объявывся.
Цари и князи В вертеп приходят,
Дорогие дары Христу приносят!»
Ведущая: Рождествовальщиков щедро одаривают бабушка и казачка колбасами, хлебом, пирожками, сладостями, мелкими деньгами. Оснований для такой щедрости было достаточно: не принять рождествовальщиков считалось большим грехом; к этому времени уже закончился пост. Да и по традиционным представлениям, в дом на Рождество Христово должен был первым прийти мужчина. Это сулило семье счастье и благополучие
Слайд 4: игры колядовщиков- фрагмент из художественного фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки».
Рождествовальщики: Пойдём хозяйка с нами на санях кататься, в снежки играть. Да соседей поздравлять!
Игра: «В снежки»
Ведущая: Вечером, того же дня наступала коляда
Все девчата собирались,
Песни петь, хороводы водить.
Девочки подходят к окнам и громко зовут: «Пустите поколядовать!»
Бабушка: «Заходите с Богом».
Зайдя в дом, поют:
«Да родила Иисуса Христа Дева Мария,
Аллилуйя, аллилуйя, Дева Мария.
Я маленькая девочка, села на тарелочку.
Знаю только аз да буки, пожалуйте копеечку в руки».
* * *
«Коляда, ты коляда, заходила коляда,
Запевала коляда, поздравляла коляда.
Хозяюшки-голубушки пожертвуйте нам бублички,
Конфетки и денежки на святые вечера
Во имя Христова Рождества».
Девочки: «Ой, да вы бабы, бабы молодые,
Собирайтися на улицу хоровод водить,
Кому клин, кому стан, Кому целый сарафан.
Поют зимние хороводные песни:
«Выйду я за ворота», «Не метель той горы, не метель той крутой», «Рассыпался дробен жемчуг» , «Черёмуха» и др
Мальчики-колядовщики: «Пустите поколядовать!»
Дед: Заходите с Богом.
Коляда, коляда, колядын, я у батеньки один,
Коротэнький кужушок, дай, дядько (тётка), пятачок,
А не дашь пятака, возьму вола за рога,
А кобылу за чуприну, поведу я на могилу,
А с могилы у кабак, и продам там за пятак.
* * *
«Я маленький мальчик, влез на стаканчик,
В дудочку играю, Христа прославляю.
С праздником поздравляю, счастья всем желаю».
Ведущая - Все колядовщики с усердием «посевают» пшеницей, что за время колядования комната густо усеяна зернами.
Казачка и внучка подметают и собирают, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдают домашним птицам, приговаривают:
Казачка - «На доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину примешивали к посевному зерну со словами «пошли, Боже, подай урожай на всех людей, на весь край».
Ведущая: Поздним вечером на колядки выходила молодежь и даже взрослые казаки. Все они собирались большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки:
Казаки: «Нова радость настала, коей не бывало:
Над вертепом звезда ясна светом возсияла.
Где Христос родился, от Девы воплотился,
Как Человек, пеленами убого повився.
Ангелы спивают, «Слава1.» - восклицают,
На Небеси и на земли мир провозглашают.
Давид днесь играет, в гусли ударяет,
Звонко, стройно и предивно Бога прославляет.
И мы тож будем петь, Христа прославлять,
Рожденному из Марии смиренно взывать...»
* * *
«Славим Бога Бессмертного, он явил нам Рожденного,
И Матерь Его Святую, Марию, Деву Чистую,
Сия миру Царя дала, да будет Ей честь и хвала!
Песнь ту сугубо приносим, благославить мир просим
И нас, грешных, глаголющих, во век века тебе поющих».
За это хозяева колядовщикам давали деньги, хлеб.
Коляда, коляда, колядын я сынок у батька одын,
На плечах мешочок, дайте пирожочок,
А мне всё мало, дайте кусок сала, и еще - колбасу.
Я все это унесу.
***
Коляда, коляда, колядын, я у батька один,
Мене батька послал, чтоб я копеечку достал.
Коляда, коляда, колядын, я у батька один,
Мене батька послав, чтоб я хлеба достав.
Дед и Бабушка «истощённые» большим наплывом колядовщиков просят мешок для даров, сажают туда живого кота, который «очертя голову» занавески по углам цеплял, да цветы валял» .
В курень приходит казачки и казачата: «Можно к вам на посиделки?»
Дед: Проходите, только не балуйте.
Игра «Колечко».
Казачки и казачата усаживаются на скамейки. Самый активный, начинет игру, выходя на середину комнаты. У игроков руки сложены «лодочкой», ведущий берет колечко, кладет между ладошками и под исполнение песни (которую исполняют сами участники или старшие, которые обязательно должны находиться во время посиделок) «А я золото хороню, хороню, перхараниваю. Чисто серебро привораживаю…» подходя к каждому, опускает свои сомкнутые ладошки с колечком в «лодочку» каждого участника и незаметно кладет колечко участнику противоположного пола. Дойдя до конца, пение заканчивается и на центр комнаты выходит ведущий и его избранница. Выбранная участница должна поблагодарить ведущего поцелуем в губы и отдать колечко своей подруге. Следующий кон ведет девушка, выбирая себе избранника, тем же методом. Выбранная пара участия в этой игре уже не принимает.
Ведушая: Накануне «Старого Нового года» наступало щедрованье (13 января)
Слайд 5: сцена казака с варениками-- фрагмент из художественного фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки».
Казачка: Сегодня будем вареники варить.
Бабушка: Вареники c творогом и картошкой, но несколько штук сделаем с мукой, солью, монетой, а также оставим несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.
Щедровальщики: «Пустите пощедровать!», «Можно вам пощедровать?
Дед: Открывает окно. Щедруйте.
Щедровщики:
«В леску, леску, на желтом песку,
Святой вечер, добрый вечер,
Добрым людям на свят вечер
Блудили блудцы, семьсот молодцов
Святой вечер, добрый вечер
Добрым людям на свят вечер
Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам
Вынеси скамеечку, на нашу семечку
Вареников блюдку, да маслица глудку
А муж хвалится вороным конем, перед королем
А жена хвалиться лисьей шубою, перед Любою
А сын хвалится луком стрелками, перед девками
А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.»
или
«Щидровочка щидрувала, до виконця прыпадала:
- Шо ты, тётка, напыкла, нысы нам до викна.
Шо ты, тётка, наварыла, Нысы нам до барыл а.
***
Щидровочка щидрувала, До виконця прыпадала:
Покы донысла,Ручкы, ножкы попыкла.
***
Щедровочка щедрувала, До виконца припадала:
Шо ты, тётка, напекла, Неси его да викна,
Не панисёшь да викна, Щоб ты руки обпикла.
***
Щедровушка щедровала, До виконца прыпадала:
Шо наварыла, шо напекла, Бабушка, неси нам до викна,
Ни щипай, ни ломай, А по целому давай.
***
Щидривочка щидрувала, До виконця прыпадала:
А я девочка манэнька, В мэнэ платтячко рябэнькэ,
Чирывычкы козлови, Будьтэ с празнычком, здорови!
Щедровщики:
Мы с собой козу привели (живая коза или переодетый казак)
«Го-го-го, коза, Го-го-го, коза,
Ныдавно с Москвы привезенная.
Мы ны сами йдэм, Мы козу вэдэм,
С довгымы кис(т)ьмы, с козыняткамы.
Под горой волчок, с волченяткамы.
Что ты за коза, что ты за дурна,
Своим деточкам не родительна?
Ты б взяла серпок, да пишла б в лесок,
Да нашла б травы овсяной снопок.
Покормила б деточок. Тут (пуць) коза впала,
Здохла, пропала. А ты, Гаврыло, дуй кози в рыло.
А ты, михонос, дуй кози под хвост.
(Тут коза встала, опять жива стала).
Як пишов наш козел и на ножечках, и на рожечках»
Участники пускались в пляс .
Пляска «Казачок»
Ведущая: Как на первый день нового года зазывали посевать, тарарохать.
Казачка казаку: Слышишь тарарохать идут , зазывай в наш курень.
Казак: Заходите гости дорогие.
Дед : Дайте мальчиков подёргаю за чуб - чтобы куры хохлатые, чубатые были; чтобы куры неслись. А теперь садитесь на пороге на шубу, на щясте, на здоровье (шубу мехом наружу вывернул). Сидя участники «кудахтают», «квокают» («ко-ко-ко, га-га-га» и т.д.), подражают крику домашней птицы. ДЕД: это для того, чтобы «квочки садились», «куры неслись», «шоб худоба водилась», «чтобы цыплята, гусята водились», «чтобы телята хорошо росли».
Посевальщики: Посевают в основном в святой угол, на иконы, стол, обсыпают зерном хозяев. Зерно бросают правой рукой, вверх. Действие сопровождалось специальными словесными текстами, которые произносились речитативом:
Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
На счастье, на здоровье, роди, Боже, жыто, пшеницу,
Всякую пашню! Будьте здоровы! С Новым годом, с праздничком!
На Новый год, на новые лета! Будьте с здоровьечком!
С празничком, с Новым годом, с Васильячком!
***
На счастье, на здоровье, на Новый год, на новые лета!
Роды, Боже, жыто-пшыныцю, Всяку пашныцю!
3 Новым годом, з новым счастем!
С праздничком великим!
Сею, вею, рассеваю, На вси стороны кыдаю.
Если в поли зырно, Так и в доми добро!
***
Сею, вею, пасеваю, С Новым годом праздравляю!
Са скатом, с живатом, И с пшеничкой, и с авсом!
Ты хазяин-мужичок, Залезай у сундучок,
Даставай там траячок, Нам на патешки,
Нам на арешки!
***
Сею, вею, пасиваю, С Новым годом поздравляю!
Жита, пшэница, Всякая пашэница,
С каласочка жменьку, Из снапочка - мерку!
Сею, вею, посиваю, С Новым годом проздравляю!
Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю!
Насчастье, на здоровье, На Новый год,
Зароды, Боже, жито, пшеницу, Всяку пашныцю,
На каждом месте Капен па двести!
На каждом колосочку Дай, Бог, по мешочку!
— На каждом каласочку Усим па мешочку!
Здраствуйте! С празнычком, С Новым годом!
Ведущая: Вот и побывали мы в гостях на Рождество в казачьем курене, познакомились с казачьими обычаями и традициями.
С Новым годом всех гостей, счастья всем, здоровья и благополучия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Рождественские посиделки"
Это мероприятие с успехом было проведено в нашем детском саду. Оно не требует особой предварительной подготовки детей, поэтому прошло в непренуждённой обстановке. Дети и родители с интересом, активно ...
Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста «СКАЗКА О РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЕ» 2017 год.
Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста «СКАЗКА О РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЕ» 2017 год....
СЦЕНАРИЙ развлечения для детей младшего дошкольного возраста "Рождественские встречи, как Снеговик Елочку развлекал"
Развлечение для младшего дошкольного возраста «Рождественские встречи, как Снеговик Елочку развлекал»Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание прини...
Методическая разработка образовательной деятельности с элементами драматизации по теме:«Сюрприз для мамы» с детьмистаршего дошкольного возраста (седьмой год жизни) компенсирующей направленности.
Авторы: учитель- логопед: Коломиец М.Н.воспитатель: Гузенко И. Ю....
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Рождественские колядки"
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Рождественские колядки"...
Конспект спортивного развлечения для старшего дошкольного возраста. Тема: «Рождественские забавы.Святки»
Зимним святкам приурочено три больших праздника: Рождество – начало святок, Васильев день и Крещение – конец святок. В народе святки считались особым временем – солнце поворачивало н...
Методическая разработка: «Развлечение детей раннего дошкольного возраста с участием родителей»
Развлечение для детей с участием родителей«В гости к солнышку идём»....