Сценарий мероприятия в старшей коррекционной группе «Праздник чая»
методическая разработка (старшая группа)

Цель: формирование знаний об историческом прошлом, народных традициях чаепития, целебных свойствам и пользе чая. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить детей с историей чая и самовара, традициями чаепития; - формировать культуру чаепития; - расширить представления о полезных свойствах и пользе чая; - расширить лексический словарь детей. Коррекционно – развивающие: - развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; - развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание; - развивать культурно – гигиенические навыки; Коррекционно – воспитательные: - воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения; - воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chay.docx143.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №4»

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/12/09/08857301_0.jpg?itok=lDVYvY1l

Сценарий мероприятия в старшей коррекционной группе

«Праздник чая»

Выполнили воспитатели:

Алексеева Г. Г.

Кирпичёва Н. Ю.

Учитель – логопед:

Полевая И. А.

2021

Цель: формирование знаний об историческом прошлом, народных традициях чаепития, целебных свойствам и пользе чая.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- познакомить детей с историей чая и самовара, традициями чаепития;

- формировать культуру чаепития;

- расширить представления о полезных свойствах и пользе чая;

- расширить лексический словарь детей.

Коррекционно – развивающие:

- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор;

- развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;

- развивать культурно – гигиенические навыки;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения;

- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

Оборудование: костюм самовара, самовар, пачки из-под разного чая, чашки с блюдцами, угощение (баранки, печенья, конфеты), пакетики чая, сарафан и платок для воспитателя, шапочки с изображением чашки или  блюдца.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Русский чай», слова и музыка А.Г.Фроловой.

 Дети заходят в группу. На полу стоит коробка с сюрпризом.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня праздник. А чтобы узнать, чему он посвящен, нужно открыть эту волшебную коробку. В этом нам поможет загадка:

Чтоб активно день прожить,

По утрам все любят пить

Тот напиток, что бодрит

И от хворей исцелит.

Пей его и не скучай,

Потому что это …(чай).

Ответы детей.

Ведущая достает из коробки пачку чая и показывает детям.

Ведущая: Дорогие наши ребятки! Сегодня нашу встречу мы посвящаем прекрасному, полезному напитку, пришедшему к нам из далеких времен – его величеству ЧАЮ! Чай, чаек, чаище… В старинных лечебниках сказано: «Он освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, побуждает мысль и прогоняет лень». Для многих народов он также необходим и ничем не заменим как хлеб.

Чай горячий ароматный

И на вкус весьма приятный

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт

С благодарностью весь мир

славит чудо — эликсир.

Ведущая: Родиной чая принять считать Китай.

     Одна из старинных легенд так рассказывает о происхождении чая: давным — давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили использовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив сил.

    По другой легенде: однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

     В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора и бумаги. В древности китайцы считали чай противоядием от 72 ядов и применяли только для лечения больных.

Поговорки про чай.

1. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
2. Чай да каша- пища наша.
3. Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.
4. Холодно-пей чай, жарко-пей чай, устал-пей чай.
5. Чай пить-не дрова рубить.
6. Чай пить-правильно жить.
7. Выпьешь чайку – позабудешь про тоску.

    Вряд ли есть среди нас кто-то, кто никогда не пил чай. Вы пьете чай? Сейчас мы с вами рассмотрим, какой бывает чай, в каких баночках и пачках он попадает в магазин, а потом и к нам на чайную церемонию.

Мини выставка пачек и банок из-под чая.

Игра «Сбор чая».

Участвуют 2 человека. На полу разложены чайные пакетики (в индивидуальной упаковке). Кто быстрее соберёт чайные пакетики в вазочку. Развивать ловкость.

Ведущая: А знаете ли вы как чай попал в Россию?

    В 1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то, какого дерева или травы, варят в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют. Называя чаем».

    Провожая русских посланников, хан подарил царю меха соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но хан настоял на своём. Утверждая, что царю, напиток из листьев, который он посылает, придётся по душе.

     Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

    Для бедных людей чай был лишь в особых случаях, так как он был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться» а многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Ведущая: Много старинных обычаев было и есть на Руси. И один из самых добрых - это чаепитие. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Сейчас для заваривания чая используют чайник, а раньше это был…

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт.

                              (Самовар)

Ответы детей.

В группу заходит ребенок в костюме самовара:

Самовар кипит, самовар поет,
В нем вода бурлит, разговор ведет.
До чего ж хорош наш душистый чай!
Веселей смотри, да гостей встречай!

Ведущая: В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, хохломская расписная посуда.

Показывает настоящий самовар, дети рассматривают его.

Ведущая: Я вам расскажу про самовар. Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Тогда на Руси было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали к ним краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары похожие на сундучок, паровоз, яйцо. Одни делались большими – это самоварища, а другие маленькими – самоварцы.

Музыкальная подвижная игра «Чайная пара»

Дети надевают шапочки с изображением чашки и блюдца, у каждой чашки есть парное блюдце с одинаковым узором. Найдя пару, дети берутся за руки и танцуют.

Ведущая: Чай любят пить в разных странах, и традиции чаепития в разных странах разные. Вот, например, как раньше пили чай в России: обычно чай заваривал глава семьи, а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко колотый сахар, бублики, сушки, мед, варенье. Некоторые наливали чай в блюдце, держали его под донышко на вытянутых пальцах и дули на него, чтобы остудить. Особенно долго пили чай в воскресенье, в праздничные дни и после баньки. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску, т.е. сначала откусывали кусочек сахара, а потом запивали чаем.

Игра «С чем пьём чай?»

Итак, что едим мы с чаем?

Торты и ватрушки? (Да)

Мягкие подушки? (Нет)

Сладкие конфеты? (Да)

Летящие ракеты? (Нет)

Пряник и печенье? (Да)

Клубничное варенье? (Да)

Ведущая: Молодцы! Вспомнили, с чем мы пьем чай.

Игра «Доскажи словечко».

Я захотел устроить бал,

Я гостей к себе___

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ___

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что-то гости ___

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ___

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту ___

Когда же гости подошли,

То даже крошек не ___.

Ведущая:

Есть загадки в нашем зале

До того мудреные,

Кто загадки отгадает,

Попадет в ученые.

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука

И та – на спине. (Чайник)

Бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану мокают? (Блин)

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Он бывает толокном,

Рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят. (Пирожки)

В цветастые одежки

Завернуты хаврошки,

А внутри – вкуснота,

Не проносишь мимо рта. (Конфета)

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он,

А зовут его …. (Лимон)

Игра «Пронеси в ложке лимон».

Дети делятся на две команды. Нужно пронести лимон в ложке туда и обратно быстрее соперника.

«Веселые художники».

Задание: каждая команда должна нарисовать: чайник (ручку, носик, крышку) и раскрасить чайник.

Ведущая приглашает детей за столы с чаем и угощением: 

Всем спасибо за внимание,

Всех друзей на чай зовем.

Угощаем ароматным,

Вкусным чаем с пирогом.

    Сегодня мы по доброму обычаю собрались за чайным столом в нашей группе. А праздник наш подошёл к концу. И нам хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим, весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением. Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия в старшей группе к 9 мая «Поклонимся великим тем годам!»

Цель: Расширение представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне, способствовать сохранению исторической памяти у детей, через музыкальную и художественную культуру....

Сценарий развлечения в старшей коррекционной группе «День рождения Краснодарского края»

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой и традициями родного края, с историей казачества; воспитывать любовь к малой Родине. Предварительная работа: слушание казачьих песен, частушек, зау...

Сценарий мероприятия для старшей группы "День Земли"

Сценарий мероприятия для старшей группы "День Земли"...

Сценарий мероприятия для старшего дошкольного возраста "День Победы!"

Сценарий мероприятия для старшего дошкольного возраста....

Сценарий мероприятия для старшей группы "Маму поздравляем!"

Конспект развлечения в старшей группе «Маму поздравляем!» Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Дорогие мамы и бабушки, а также все гости нашего праздника! В чудесный день весны, и в...

Сценарий мероприятия в старшей разновозрастной группе по легоконструированию «Леготехник»

Мероприятие способствует развитию у детей творческой активности, способности к моделированию, внимания, умения работе в подгруппе....

"Проделки Шапокляк" Сценарий для детей старшей коррекционной группы ко Дню 8 Марта.

quot;Проделки Шапокляк" Сценарий для детей старшей коррекционной  группы ко Дню 8 Марта. Сценарий можно использовать в массовой средней группе. Участвуют 5 взрослых персонажей. Чебурашку мо...