Досуг "День богатыря Ильи Муромца"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Досуг "День богатыря Ильи Муромца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_na_temu_den_ili_muromtsa.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект досуга «День богатыря Ильи Муромца»
в подготовительной группе.
Цель:
Повышение интереса детей к прошлому русского народа Древней Руси в различных видах деятельности.
Предварительная работа:
- Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
- Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях
- Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин змей»
- Просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», Три богатыря Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Сказки про богатырей»
- Изучение пословиц о богатырях, объяснение их смысла
Ход досуга:
Вед. Разные судьбы, разные лица
Множество танцев, созвучие песен
Как хорошо, что собрались мы вместе
Объединились сегодня мы в том,
Что землю родную Россией зовём!
Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Реб.Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Вед. Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Реб. Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Вед. Ребята, как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг).
Вед.Что такое Былина? (Былина произошла от слова быль, было).
Вед.Кто слагал Былины о богатырях? (Сказитель.)
Вед. Как сказитель рассказывал Былину? Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Вед. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.
Вед. В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов).
Вед. Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
Вед. И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси. Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.
Вед. Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.
- Сродной земли –умри, не сходи.
- Кто смел, тот на коня сел.
- Смелость силе воевода.
- Не тот богатырь, кто гири тягает, а тот, кто другу помогает.
- Не важно сколько силы, главное сколько храбрости.
- Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- На Руси не все караси, есть и ерши.
Вед. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.
Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим .
Вед. Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря)
Вед. Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).
Вед. Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)
Вед. Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).
Вед. Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).
Вед. Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).
Вед. Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).
Вед. Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).
Вед. Кто главный друг богатыря? (Главным другом богатырей был конь, лошадь.)
Вед. То, что на лошади, как называется? (Упряжь.)
Вед. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло).
Вед. Как одеты богатыри? (На одежду надета кольчуга)
Вед. Из чего она сделана? ( Из железа– железная рубашка.)
Вед. Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.)
Вед. Что надето на головы богатырей? (Шлем)
Вед. Может быть кто-то знает как на Руси его называли? (Шелом)
Вед. Из чего его изготавливали? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором).
Вед. Зачем он нужен богатырю? (Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов)
Вед. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Вед. Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.)
Вед. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел .
Вед. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
Вед: да, в нашем детском саду много богатырей? Ну, раз так, то тогда предлагаю устроить соревнования в богатырской силе. Но перед началом состязаний нам надо разделиться на две команды, на 1 – 2 рассчитайся!
Дети распределяются по командам и ведущий объявляет им названия.
Команды: «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич».
1 состязание. Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле.
- Вот преграды на пути!
Их не просто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
Надо на коне объехать поле битвы и вернуться обратно. (одеть шлем, взять в руки меч, сесть на коня, проскакать, передать эстафету другому участнику.)
2 состязание.
А теперь следующее состязание : проверим вашу меткость. (Игроки по очереди подбегают к корзине, и пытаются попасть мячом в корзину,).
3 состязание.
Ещё одно состязание: проверим вашу силушку богатырскую (перетягивание каната).
4 состязание.
а теперь вспомним Змея Горыныча (бег в связке: три человека встают в одну линию, обхватывают друг друга за талию, как три головы змея, остальные цепляются по одному сзади них за пояс друг друга – это хвост змея). Обежать между цветов и не задеть их «хвостом».
Вед: Устали наши богатыри, а сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да - нет».
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да.
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом…. нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями…. да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
Вед: Ну что ж, ребята, вы все сильные и смелые!
Богатырского здоровья я хочу вам пожелать,
Силу, ловкость и смекалку постоянно проявлять.
Вед. Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Вед. Вот и подошли к концу наши с вами богатырские соревнования. Есть кому защищать нашу прекрасную Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по художественной литературе "Богатырская сказка про Илью Муромца"
Занятие по художественной литературе "Богатырская сказка про Илью Муромца" , поможет ребятам по ближе познакомиться с русскими былинами....
Конспект досуга на тему «День Ильи Муромца» в старших и подготовительных группах.
Повышение интереса детей к прошлому русского народа Древней Руси в различных видах деятельности....
«Богатырские испытания Ильи Муромца» Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы
Цель:- Укрепление здоровья детей и воспитание стремления защищать Родину.Задачи:- Развивать ловкость в выполнении заданий эстафет.- Способствовать воспитанию у детей «чувства команды».- Развивать прос...
"На помощь Илье Муромцу"
Конспект ООД...
Богатырские состязания Ильи -Муромца.
Квест - игра, посвященная Дню защитника Отечества....
Конспект ООД «Письмо Ильи Муромца» для детей средней группы
Научить детей ответственно относиться к состоянию своих зубов, глаз; закрепить правила ухода за ротовой полостью, ушей; уточнить правила поведения и гигиены дыхательных путей; развить обонятельное вос...
Богатырские испытания Ильи - Муромца.
Сценарий проведения спортивного праздника " Богатырские испытания Ильи - Муромца"....