Семинар - практикум с педагогами на середину года на снятие напряжения
учебно-методический материал

Салихова Елена  Викторовна

Цель – создать благоприятный психологический климат в коллективе, провести профилактику профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

·познакомить педагогов с приемами саморегуляции;

·дать педагогам возможность отрефлексировать полученный опыт;

·снять психологическое напряжение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_na_seredinu_goda_2022.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Семинара Вводная часть – 17 минут

Старший воспитатель: Здравствуйте, коллеги! Нашу встречу я хотела бы начать с Суфийской притчи «Тяжелый груз»: «По берегу реки шел странный человек. Он был одет в просторный халат, на голове он нес тыкву, наполненную протухшей водой, в руках тяжелые камни, а за ногой волочилась тяжелая цепь.

Прохожий с удивлением спросил:

  • Зачем тебе эти камни? Смотри, на берегу полно камней. Когда тебе будет надо, ты поднимешь любой! Человек оглянулся и увидел, что это так. Тогда он выбросил камни и поблагодарил встречного путника. Действительно, идти стало легче.

Другой прохожий, встретившийся на пути, остановил его со словами:

  • Уважаемый, в этой реке очень чистая вода, и ты в любой момент сможешь утолить свою жажду. Зачем тебе эта тыква? Человек оглянулся, и, увидев, что это так, выбросил тыкву, поблагодарив прохожего. Идти стало еще легче.

Третий встречный прохожий обратил внимание на цепь. Но тяжелые мельничные жернова, привязанные к телу под халатом, никто увидеть не смог. И только тогда, когда он сам их заметит, он сможет сбросить с себя эту тяжесть». Как

вы думаете, о чем эта притча? Чему она учит? (Педагоги отвечают.)

Приветствие

Старший воспитатель: А теперь давайте поприветствуем друг друга. Ваша цель не просто сказать коллеге «здравствуйте». Важно настроить себя и коллег на доверительный стиль общения, продемонстрировать доброе отношение. Для этого вам нужно подчеркнуть индивидуальность друг друга.

Педагоги по очереди приветствуют друг друга и обязательно подчеркивают индивидуальность партнера, например: «Я рада вас видеть и хочу сказать, что вы выглядите великолепно» – или: «Привет, ты как всегда энергичная

и веселая». Можно вспомнить про индивидуальную черту, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку.


Участники: педагоги. Ведущая:

старший воспитатель или педагог-психолог Примерное время:

1 час 40 минут

место проведения: методический кабинет или музыкальный зал

Основная часть – 73 минуты мини-лекция «напряжение»

Старший воспитатель: Вы знаете, что напряжение – основа многих болезней. Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой, приводят к тому, что человек постоянно находится в напряжении. Поэтому так важно научиться расслабляться, ведь это главное условие здоровья. Уметь расслабляться нужно людям любой профессии, в том числе педагогу.

В тибетских монастырях учеников обучают расслаблению – ментальной релаксации, прежде всего искусству падать. Нужно уметь падать так, чтобы вставать красиво и без переломов. Вы не задумывались, почему маленький ребе- нок падает часто, но в большинстве случаев обходится без переломов? Взрослые так не могут. Почему дети падают больно, а встают почти всегда здоровыми?

Потому что они расслаблены. Совет для всех: будьте расслаблены, как дети.

В повседневной жизни человек обычно сталкивается с умственным и физическим напряжением. Естественный способ расслабиться, который он использует, – это сон. На семинаре мы познакомимся с другими методами и упражнениями, которые помогут снять психологические зажимы, повысить стрессоустойчивость. Научиться расслабляться можно. Главное – запомнить состояние организма во время расслабления, запомнить соответствующие ощущения в мышцах, теле. С этого мы и начнем.

Упражнение «Уставшая рука»

Старший воспитатель: Хочу познакомить вас с упражнением «Уставшая рука». Оно поможет развить в себе «мышечное чувство», запомнить ощущение расслабленной мышцы. Наблюдайте за внутренними ощущениями.

Начинаем упражнение. Примите удобную позу сидя. Закройте глаза, чтобы сосредоточить внимание на внутренних ощущениях. Отключитесь от всего внешнего, постороннего. Поднимите правую руку на уровень плеч. Начните быстро и сильно, пря- мо изо всех сил сжимать и разжимать кулак. Еще и еще – до тех пор, пока не почувствуете, что рука

устала и нет сил продолжать. (Педагоги выполняют задание не более 1 минуты.)

Положите обе руки на колени, симметрично.

Наблюдайте за ощущениями в руках. Постарайтесь заметить разницу ощущений в правой и левой кисти. Обратите внимание на два ощущения, которые характерны для расслабленной мышцы: чувства веса и температуры. Почувствуйте, насколько правая кисть тяжелее, чем левая. Это чувство веса.

Почувствуйте, насколько правая кисть теплее. Это чувство температур

Упражнение «Правильное дыхание»

Старший воспитатель: Справиться с напряжением поможет правильное дыхание. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, переживаете, паникуете, то сконцентрируйтесь на своем дыхании. Послушайте, как вы дышите в этот момент.

Дыхание состоит из трех фаз: вдох, пауза, выдох. Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнем:

медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы понемногу избавляетесь от стрессового напряжения. (Педагоги выполняют задание. Повторить 3 раза.)

Упражнение «Пальминг»

Старший воспитатель: Сейчас мы выполним упражнение, которое вы можете выполнить в момент, когда нужно быстро расслабиться. Оно было введено

в систему Уильямом Бэйтсом, который назвал его пальмингом. Palming происходит от слова palm, в переводе – «ладонь».

Медленно закройте глаза. Прикройте их ладонями. Ладони сложите крест- накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга.

Пальцы скрестите на лбу. Ладони сложите чашкообразно, чтобы не давили на глазные яблоки, иначе они вызовут напряжение глаз. Чтобы проверить, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. В результате упраж- нение должно получиться без помех. Помните: никакого напряжения в руках, кисти должны быть расслаблены. (Педагоги выполняют задание.)

Теперь поверните лицо в сторону какого-нибудь яркого источника света. Не снимайте ладони с глаз. Сейчас глаза под ладонями должны быть открыты. Теперь вы можете заметить, откуда пробивается под ладони свет. Исправьте недостатки в положении ладоней, сдвинув их друг относительно друга. Закройте глаза под ладонями. Убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях.

Какие у вас ощущения после такого упражнения? (Педагоги отвечают.)

Упражнение «Учимся расслабляться»

Старший воспитатель: Теперь сядьте поудобнее и снова закройте глаза. Положите руки на колени. Слушайте внимательно мой голос и выполняйте мои инструкции. Итак, начинаем расслабляться.

Включите спокойную расслабляющую музыку, например, «1/1» (исп. Brian Eno), Natural Light (исп. Ludovico Einaudi)


Старший воспитатель: Расслабляются ноги… Расслабляются пальцы ног, ступни и лодыжки. Расслабляются икры, колени и бедра… Расслабляется область таза. Волна расслабления поднимается от кончиков пальцев ног все выше и выше, заполняет ваши ноги изнутри. Ваши ноги расслаблены. Расслабляются пальцы рук… Расслабляются кисти и запястья… Расслабляются предплечья, локти, плечи. Руки расслаблены… Расслабляется плечевой пояс… грудь… живот… поясница. Расслабляется спина, все мышцы спины.

Ваше туловище расслаблено, расслаблено… Расслабляются мышцы шеи. Голова мягко опирается на спинку кресла, шея расслаблена. Расслабляются мышцы лица. Лицо расслаблено. Расслабляются мышцы лба… глаза… щеки… губы… нижняя челюсть… язык. Вы отдыхаете… вы отдыхаете… (Пауза 20 секунд.) А сейчас – переплетите пальцы рук перед собой, потянитесь пятками вперед. Теперь глаза можно открыть. Поделитесь своими ощущениями после упражнения. (Педагоги отвечают.)

Упражнение «Дождь в джунглях»

Старший воспитатель: Давайте встанем в круг друг за другом так, чтобы

вы могли дотронуться до спины человека перед вами. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно.

Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине стоящего впереди и легко надавите руками. (Педагоги выполняют задание.) Ветер усиливается. (Давление на спину увеличивается.) Начался ураган. (Педагоги выполняют сильные круговые движения.) Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх- вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. Как вы себя чувствуете после массажа? (Педагоги отвечают.)

Упражнение «аффирмации “Я…”»

Старший воспитатель: Последний метод, который я покажу вам сегодня, – это аффирмации, то есть подтверждения. Это легкий способ влиять на подсознание. Вы выбираете позитивную фразу и произносите ее время от времени. Фразы должны быть положительными и короткими. Вы можете составить их для себя сами. Вы можете применять аффирмации, где хотите и когда хотите. Если вы будете осознанно контролировать мысли, то со временем замените негативные положительными. Давайте встанем со стульев и закроем глаза. Повторяйте за мной предложения.

Упражнение «Ожерелье благопожеланий»

Старший воспитатель: У меня в руках длинные и короткие разноцветные нити. Мы сплетем из них ожерелье для каждой из вас. Пожалуйста, возьмите по одной длинной нити. Повесьте себе на шею и завяжите концы. Это основа ожерелья. А теперь возьмите себе по охапке маленьких нитей. Подойдите к каждому участнику семинара, скажите добрые слова, пожелания и в память об этом завяжите узелок на ожерелье.

Не выбрасывайте эти ожерелья после семинара. Запомните, какие слова

и эмоции вложили коллеги, когда завязывали небольшие нити. Держите ожерелье в укромном месте, откуда в сложные моменты жизни сможете взять его, вспомнить те добрые слова, которые вам говорили, и улучшить настроение.

Подведение итогов. рефлексия – 10 минут

Старший воспитатель: Какие приемы вам запомнились? Какие собираетесь использовать в будущем? Знаете ли другие приемы, как расслабляться, хотели бы рассказать о них? Хотели бы узнать больше способов, как снимать напряжение? (Педагоги отвечают.) Для себя вы можете выбрать подходящий прием снимать эмоциональное напряжение и практиковать его регулярно. А теперь прошу вас заполнить анкету «Обратная связь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по физической культуре для педагогов Тема: «Релаксация как способ снятия напряжения»

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.Задачи:  v  дать определение понятию релаксация;v  познакомить педагогов со с...

Семинар-практикум для педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии" (07.02.2018)

Музыка-это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в древней Греции и других странах. Термин "Мкзыкотерапия имеет греко...

Презентация к семинару - практикуму (для педагогов ДОУ) "Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии" (07.02.2018)

Музыкотерапия-это метод. использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений,. страхов. двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднен...

Рекомендации для родителей и педагогов "Игры направленные на расслабление, снятие напряжения"

Рекомендации для родителей и педагогов " Игры направленные на расслабление, снятие напряжения"...

Методическая разработка «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»

Методическая разработка«Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»Цель: Обучение педагогов экспресс-методам снятия эмоционального напряжен...

Семинар практикум для педагогов ДОУ по теме "Снятие стресса, выработка психологической устойчивости и социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате теракта"

Представляю вашему вниманию конспект семинара- практикума для педагогов ДОУ, направленный на активизацию внутренних ресурсов педагогов и выработку психологической устойчивости в стрессовой ситуации...