Интегрированное занятие "Весну встречаем -птиц закликаем"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дылкина Ольга Петровна

Интегрированное занятие "Весну встречаем -птиц закликаем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весну встречаем-птиц закликаем!

Ольга Дылкина

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыкально-художественному развитию для старшей разновозрастной группы

Весну встречаем – птиц закликаем.

Цель: знакомство с русскими традициями встречи весны.

Задачи:

образовательные:

знакомство с голосами лесных птиц

знакомство с русскими народными песнями

формирование словарного запаса (знакомство с новыми словами)

воспитательные:

воспитывать интерес к русским традициям

уважительное отношение к труду

умение работать в коллективе

внимательность

развивающие

развивать эмоциональную отзывчивость на музыку

развитие ловкости

развитие внимательности

улучшать качество музыкально- ритмических движений, хождение змейкой, по кругу

Развивающая предметно-пространственная среда:

Нетбук

запись «Голоса птиц»,веснянокзакличек

ленты для девочек

Оформление зала:

На улице

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети выходят в прихожую под музыку с пением птиц. Музыка№1

Воспитатель: Ребята, Вы слышите? Что это?

Птицы поют! А вы знаете, что на Руси издавна считали, что птицы на своих крыльях весну приносят. Хотите узнать, как встречали весну и птиц в старину?

Дети: Да!

Воспитатель: Я знаю одно волшебное заклинание, которое перенесет нас назад во времени.

Чудеса-кудеса,

Окажись здесь старина.

Выходят на улицу

Авдотья-Плющиха поет песню «Весеннюю закличку», вдруг замечает гостей.

Музыка №2

Авдотья-Плющиха: да никак гости у меня! Ну, здравствуйте, проходите. Вы откуда ко мне прибыли?

Дети: мы из будущего.

Что хотите, делаете у нас на Руси?

Дети : хотим узнать как весну закликать. Да как птиц призвать чтоб весна больше не уходила чтоб тепло было. И холодов не было.

Авдотья-Плющиха: Вот не ждала, не гадала!

А вы знаете, кто я?

Я Авдотья-Плющиха, весне первая помощница, где пройду – снег тает, ручьи бегут, вода плескается, плющит. Вот меня так и прозвали – Плющиха!

все вам расскажу про наши обычаи и покажу.

Рассказ о празднике.

Весну на Руси встречали 3 раза: Первый раз на Масленицу. Вы знаете как проходит встреча весны на масленицу?

Дети: Да! Блины пекут, хороводы водят. В игры играют.

Авдотья-Плющиха: Ой, какие молодцы! верно!

Второй раз праздновали Когда день равен был ночи - в конце марта 22 числа, праздновали особый «Птичий» праздник – Сроки.

В связи с этим «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают

птицы, знаменующие собой приближение девы Весны».

И «первыми возвращаются оттуда жаворонки музыка№3, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях».

Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда изготавливались изображения птиц (пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы, лыка) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму. Верили, что «жаворонок приносит весну

на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в

леса…». Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать

жаворонков, а с ними и весну.

Вот такими жаворонками украшали обрядовое дерево, а также украшали лентами, цветами, колокольчиками.

Давайте мы с вами найдем подходящее дерево

Хоровод Музыка№5

А теперь украсим дерево (раздает украшения) и закликаем жаворонок музыка№4

Жаворонки ноги тонки

Прилетите к нам

принесите нам

конфетки на ветки

весну красну

лету теплую

Тогда давайте каждый по своей дорожке все вместе отправимся к дереву, развешает украшение и петь расскажет закличку.

Авдотья-Плющиха: А также пели веснянки -заклички. И водили хоровод

(дети идут змейкой  музыка Звучит украин. народ. песня-

хоровод «Ой бежит ручьем вода» музыка №3а

обр С. Полонского (сборник Т. А. Шорыгина) 

Ой, бежит ручьём вода –

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

Мы весняночку поём.

Весну красную зовём.

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём.

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём.

Авдотья-Плющиха: Молодцы! Без вас в природе не случилось бы весны.

Заклички рассказали теперь пора и веселиться

В ИГРЫ ПОИГРАЕМ.

В одну очень интересную игру «Жаворонки».

Русская народная игра «Жаворонок» Музыка№6

Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга.

С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны.

Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».

Игра повторяется.

Авдотья-Плющиха: А загадки про птиц знаете?

Дети загадывают загадки

Егор

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Вероника

Чик –чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Настя

На шесте дворец,

Во дворе певец.

(скворец)

Милена

Села птичка на суку

И поет«Ку-ку, ку-ку»(Кукушка.)

Сава

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой! (дятел)

Виолетта

Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)

Саша

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач)

Захар

Спереди у птицы шильце,

Позади у птицы вильце,

Птичка мала, а за морем была. (Ласточка.)

Авдотья-Плющиха: Вот молодцы! Каждый из вас знаток птиц дарю вам жетоны

Пора и третий обычай вам рассказать. А третий раз звали 7 апреля на Благовещенье. Издревле существовал такой красивый обычай: в этот день отпускать птиц на волю.

Чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.

Выпуская птиц на волю приговаривали:

Синички - сестрички,

Тётки-чечётки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята- молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите(Отпускаем птиц на Шарах)

Послушайте, как радостно и весело поют на воле птицы.

«Голоса птиц». Музыка№7

Понравилось вам у нас в лесу?

Дети: Да!

Авдотья-Плющиха: Что узнали нового?

Что бы маме рассказали папе, маме?

Дети отвечают

Авдотья-Плющиха: Молодцы! Провожу я вас до крыльца

 

Под музыку№ 8 ручейком отправляемся в группу.

За то, что вы так активно участвовали в празднике, дарю вам угощенье(булочки в виде жаворонок)«Жаворонки прилетели – на головку сели». Здоровья вам всем.

Ну, вот, ребята, все я вам рассказала пора и прощаться.

Уходит машет.

Воспитатель: музыка№9

Пора нам, ребята, отправляться домой. Давайте произнесем слова-заклинания:

Чудеса-кудеса,

Закончилась вся старина!

Воспитатель: Ребята, мы с вами опять в нашем времени пойдемте пить чай с нашими чудесными жаворонками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Птиц встречаем, весну закликаем".

laquo;Птиц встречаем, весну закликаем».    ...

Фольклорный праздник "Птиц встречаем, весну закликаем"

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является Сороки или по-другому «Жаворонки». Старинный праздник Сороки (22 марта) сейчас почти за...

Методические рекомендации: "Особенности организации события «Досуг на прогулке в детском саду «Птиц встречаем – весну закликаем»"

Уже несколько лет подряд в нашем дошкольном учреждении 22 марта проходит Праздник птиц. В нем участвуют дети всех дошкольных возрастов. Цель проведения данного досуга способствует формированию эк...

Конспект развлечения "Птиц встречаем, весну закликаем"

laquo;ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ»Цель:Формирование представлений о народных культурных традициях.Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русс...

конспект занятия "Птиц встречаем - весну закликаем"

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстет...

"Птиц закликаем – весну встречаем". Сценарий праздничного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

Описание:  материал адресован музыкальным руководителям, педагогам, родителям с целью приобщения детей  к русской традиционной культуре.  Рекомендован  в организации мероприятий с ...

Сценарий весеннего развлечения «Радостно встречаем-весну закликаем» (стар. гр. )

Сценарий весеннего развлечения «Радостно встречаем-весну закликаем» (стар. гр. )...