РОДИТЕЛИ И ДЕТИ – КАК НАМ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА?..
методическая разработка
Методическая разработка мероприятия с родителями с целью способствования гармонизации общесемейных и детско-родительских взаимоотношений через осознание родителями необходимости более объективного взгляда, а также умения договариваться между собой и учитывать личностные особенности всех членов семьи в отношении вопросов воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МетРазр_РодителиИДети | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ – КАК НАМ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА?..»
психологическая гостиная с интерактивными формами взаимодействия
(методическая разработка)
А.Р.Парамзин, педагог-организатор
ГБДОУ детского сада №94
Красносельского района СПб
Цель: способствовать гармонизации общесемейных и детско-родительских взаимоотношений через осознание родителями необходимости более объективного взгляда, умения договариваться между собой и учитывать личностные особенности всех членов семьи в отношении вопросов воспитания ребенка.
Задачи:
1. Выявить особенности отношения родителей к понятиям «семья» и «ребенок».
2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, свое отношение к подходам к воспитанию ребенка у других членов семьи (бабушки/дедушки, тети/дяди).
3. Повысить родительскую компетентность в вопросах эмоционального и социально-личностного развития ребёнка.
Форма проведения: психологическая гостиная с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: мяч, доска для письма, мультимедийная установка, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, раздаточный материал для родителей (памятки).
Ход мероприятия:
Фрагмент м/ф «Путешествие мамонтенка» или фонограмма песни мамонтенка из м/ф.
Приветствие ведущего: …Нас всех собрали сегодня здесь никто иной, как наши дети. И сейчас в спокойной, дружественной обстановке мы с вами побеседуем, подумаем, поиграем – постараемся соединить приятное времяпровождение с пользой для дела. У нас не будет правильных и неправильных ответов, абсолютно верных точек зрения, неоспоримых, со ссылками на «великих» авторитетов, позиций – наша главная задача заключается в осознании каждым участником именно своей родительской ситуации, взаимоотношений и способов взаимодействия именно со своим ребенком; а дальше каждый сможет решить самостоятельно – менять что-то или оставить как есть, так как всё устраивает…
1. Приветствие «Здравствуй, добрый человек!» + Знакомство «Снежный ком»
Все в кругу. Ведущий прикасается ладонями к ладоням стоящего справа, улыбается и произносит: «Здравствуй, добрый человек!». Так по кругу.
Ведущий: «Здравствуйте, добрые люди! Давайте же теперь познакомимся друг с другом – пускаю мячик по кругу, пусть каждый назовет имена предыдущих участников и затем свое имя…»
2. Упражнение «Ассоциации»
Ведущий: «Семья – это та крепость, те стены, за которыми наши дети должны чувствовать себя в безопасности. Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас я предлагаю каждому участнику составить ряд ассоциаций к слову СЕМЬЯ. После составим общую картину ассоциаций. Подумайте и называйте слова, а я записываю их на листке – затем подытожим на доске…»
3. Упражнение «Ребёнок – это…»
(пускается по кругу мяч, родитель говорит свои ассоциации к слову «ребёнок»)
Вывод: ребёнок – это и счастье, и удача, и трудности. Много всего.
4. Дискуссия
Ведущий: «Невозможно, конечно, за полчаса обсудить все аспекты родительской педагогики, взаимоотношений между родителями и детьми, влияние других членов семьи и других взрослых на становление личности ребенка – будет разбираться постепенно. Итак, сегодня остановимся на такой довольно сложной и очень распространенной проблеме: «Если у мамы и папы разные подходы к воспитанию ребенка… Если у родителей и бабушек/дедушек разные подходы к воспитанию…»
Фрагмент м/ф «Трое из Простоквашино»: обсуждение вопросов воспитания на кухне, когда Дядя Фёдор только-только пропал.
Информация для участников от ведущего:
- Откуда разные представления и подходы к воспитанию происходят: разные типы «информационного метаболизма», опыт собственного детства, родительские и социальные установки...
- Проблема поколений: папы/мамы vs бабушки/дедушки, проблема «востребованности» …
- Как вырабатывать общие решения, находить компромиссы, учитывать сопутствующие факторы…
Фрагмент м/ф «Зима в Простоквашино»: «…Совместный труд (для моей пользы), он объединяет!..»
5. Упражнение «Моя Галактика»
Посмотрите, у вас есть кусочек Вселенной (синий лист). Но на нем не видно пока ни одной звезды. Теперь вы создадите свою Галактику, где будет столько звезд, сколько вы посчитаете нужным. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета, приклейте их на альбомный лист. Замечательно! У вас получилась своя Галактика.
А теперь найдите среди всех звезд ту, которая вас больше всего привлекает – свою звезду. Подпишите её – «Я». Найдите звезду вашего супруга/супруги, напишите его/ее имя. Теперь попробуйте найти звездочку своего малыша, подпишите её (выбор осуществляйте, договариваясь и советуясь друг с другом). Всем оставшимся звездам также дайте имена своих родных, близких, знакомых, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды…
С психологической точки зрения вы создали мир, в котором вы живете, выразили эмоциональное отношение к вашему социальному окружению.
А теперь давайте проанализируем: вначале обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу, сбоку: это говорит о вашей самооценке, отношении к себе; об этом говорит и размер звезды.
Если ваша звезда самая большая, находится в центре листа или выше – это говорит об эгоцентризме, желании всегда быть в центре внимания, высокой самооценке.
Если же ваша звездочка маленькая, находится где-то в уголочке, вдали от других звезд, вам следует задуматься о том, не принижаете ли собственную значимость, какие у вас отношения с окружающими, может быть, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет вашей звезды говорит о вашем эмоциональном состоянии, а также о вашем восприятии окружающих людей на эмоциональном уровне:
- синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, несколько холодным;
- зеленый – самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый;
- красный – дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный;
- розовый – нежный, чувствительный;
- оранжевый – гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одарённый, преобладает хорошее настроение, но поверхностный, интересы неустойчивые.
- желтый – очень активный, открытый, общительный, весёлый;
- фиолетовый – беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребности в душевном контакте;
- коричневый – зависимый, чувствительный расслабленный;
- черный – молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый;
- серый - вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
А теперь посмотрите, где находится звездочка вашего малыша? Какого она размера? Цвета? Используя те знания, которые вы получили раньше, попробуйте проанализировать ваше восприятие ребёнка: значимая он фигура в вашем мире или нет, как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне?
Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезды рядом, а все остальные подальше? Подумайте, о чём это говорит? А если звездочка вашего ребенка далеко от вас, то чьи звезды окружают его? Подумайте, как эти люди влияют на вашего малыша.
А теперь проанализируйте точно таким же образом звезду вашего супруга/супруги. Она находится рядом с вашей и вашего ребёнка? Замечательно! А если нет? Какую роль играет ваша вторая половинка в семье? Не отстраняется ли от своих обязанностей? Достаточно ли времени проводит с семьёй?
Просмотрите все звезды, которые есть в вашей Галактике. Обратите внимание на звезды чёрного и серого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались». Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
Нравится ли вам ваша Галактика? Хотели бы вы в ней что-то изменить? Для тех, кто хочет изменить свой мир, сделайте дома еще одну Галактику, такую, какую бы вы хотели видеть её в идеале: свой идеальный окружающий мир, где всё цельно, гармонично, совершенно».
6. Рефлексия
Участники передают по кругу мяч и заканчивают фразу:
«В ходе встречи я понял (а) ...»
Видеоряд – пожелания детей своим родителям (мини-интервью с детьми участников гостиной).
Ведущий: «А теперь я снова пущу по кругу мяч – пожелайте что-нибудь, что захотите своему ребенку (своим детям) !..»
«Я желаю моему ребенку… Я желаю его друзьям-детям…»
7. Переход к финалу
Ведущий читает строки:
«Спасибо детям за бардак!
За смысл! За жизнь! За мысль о главном!
За то, что... Пусть везде не так!
Но... Есть они! И это главное!»
…Желаю всем вам добрых отношений с вашими детьми, мира в семьях, хороших и надежных друзей! До новых встреч в нашей психологической гостиной!..
Санкт-Петербург
10.05.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как понять другого"
Беседа с детьми (часть 1)...
"Как понять другого"
Беседа с детьми (часть 2)...
Конспект занятия: «Понять друга (мимика, жесты, поза)».
Цель занятия: развитие навыков невербального общения.Задачи занятия: помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты являются дополнительными средствами выразительности устной речи;показать...
Консультация для родителей "Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг друга"
Что значит, относиться с уважением к ребенку, взрослым и друг другу. Почему нужно уважать друг друга. И как это объяснить детям....
книга для родителей, которая поможет им лучше понять своих детей
Каждый ребенок, даже самый спокойный и покладистый, время от времени "ведет себя плохо". Что делать? Задать себе другой вопрос: Почему так происходит? И только потом, определив причину, дейс...
Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!
Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!...
Сценарий совместного развлечения родителей и детей "Хорошая книга - лучший друг"
Сценарий совместного развлечения родителей и детей "Хорошая книга - лучший друг"...