Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. «Прялки «Письма из прошлого» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гилязова Елизавета Андреевна

Прялки «Письма из прошлого»

Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию коми народа.

Программное содержание:

- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с орудиями труда (прялка, веретено чесалки), совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности. Продолжать развивать интерес к предметам старины;

- обогащать словарный запас детей на русском и коми  языках – прялка (печкан или козяль), веретено (ЧӦРС), шерсть(вурун);

- прививать интерес к культуре родного края, народным традициям, обычаям другого народа (Коми), вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

- развивать мелкую моторику рук и коммуникативные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gilyazova_e.a._-_pisma_iz_proshlogo.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования  городского округа «Усинск».

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

«Детский сад общеразвивающего вида № 8»  г. Усинска.

(МБДОУ «ДС ОВ № 8»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.

«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.

_____________________________________________________________________________

Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный

100-летию Республики Коми.

«Прялки «Письма из прошлого»

для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Автор - составитель:

Гилязова Елизавета Андреевна

воспитатель МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска,

город Усинск

2021 год

Прялки «Письма из прошлого»

Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию коми народа.

Программное содержание:

- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с орудиями труда (прялка, веретено чесалки), совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности. Продолжать развивать интерес к предметам старины;

- обогащать словарный запас детей на русском и коми  языках – прялка (печкан или козяль), веретено (ЧӦРС), шерсть(вурун);

- прививать интерес к культуре родного края, народным традициям, обычаям другого народа (Коми), вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

- развивать мелкую моторику рук и коммуникативные умения.

Ход:

Хозяйка в коми костюме встречает детей в музее «Гажа горнича» (Веселая горница).

- Видзаоланныд! – Здравствуйте!

- Наша Коми республика отмечает юбилей, как вы думаете, сколько лет ей исполняется?

Ответы детей прослушать

1. Справка – Республика Коми -  это удивительный регион, который славится своей самобытностью, национальным колоритом, уникальным культурно-историческим наследием, природными богатствами и гостеприимными жителями. Вековой юбилей – особое событие в жизни республики. Он объединяет всех, кто горячо любит свою малую родину, уважает и бережет традиции, всем сердцем радеет за ее будущее. Мы гордимся успехами и достижениями всех, кто трудится на благодатной Коми земле и своей созидательной энергией меняет жизнь к лучшему.

- Посмотрите и скажите, а что это у меня на столе? Обратить внимание на овечью шерсть.

Самостоятельная работа ребенка - рассматривание овечьей шерсти. Проведение простейших исследовательских действий с овечьей шерстью (потрогать, понюхать)

 Справка – овечья шерсть по коми - ВУРУН -

- Ребята, а как вы думаете, как она использовалась людьми?

(Предполагаемые ответы детей)

2. Справка  - Стрижка овец — это процедура, регулярно проводимая овцеводами независимо от цели разведения животных. Даже если они выращиваются не ради шерсти, а для производства мяса, стричь овец необходимо. Стрижка овец – мероприятие, которое проводят фермеры регулярно. Из шерсти этих животных изготавливают тёплые вещи, пледы и одеяла. Особенно высоко ценится мех, состриженный с шеи, боков и спины барашка. Для опытных овцеводов остричь овцу не составит труда, а новичок может столкнуться с трудностями.

Обратить внимание детей  на орудие труда – чесалки для овечьей шерсти.

3. Справка – С помощью чесалки можно легко и быстро обработать тонкие и полутонкие волокна – овечью, собачью и даже верблюжью шерсть.

Самостоятельная работа ребенка - рассмотреть орудие труда для расчесывания шерсти, дать понять для чего этот предмет и поработать с чесалками - расчесать небольшое количество овечьей шерсти.  

Вместе с педагогом – расчесать овечью шерсть

Обратить внимание на веретено  

4. Справка – По коми веретено ЧӦРС –– На него нитки наматываются. Это выточенная конусообразная палочка, украшенная узором, острая сверху и утолщенная внизу. Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено.

Подвижная игра «Веретено» 

- Повертитесь, как веретено. (Дети кружатся вокруг себя как веретено влево, вправо)

Проговаривать вместе с детьми пословицу

По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею.

Пригласить детей сесть

- Послушайте потешку такую и рассказать потешку:

Позолоченная прялица,

Я пряду а нитка тянется

Я пряду а нитка тянется,  

Мне моя работа нравится.

Может кто-то из вас знает, что я делаю? Ответы детей.

Это женское занятие и называлось прядение, вот так девушка садилась прясть (показываю).

Предложить детям попробовать сделать свою нитку

Самостоятельная работа ребенка – прядение нити, одной рукой тянуть надо шерсть, а другой рукой закручивать.

5. Справка – по коми прялка – ПЕЧКАН или КОЗЯЛЬ 

Прялка  - это приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Пряха - женщина, занимающаяся ручным прядением.

Прялка состоит из лопасти, ножки и донца. Показать ребятам части прялки.

Давным- давно прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Девочек учили с пяти – семи лет. Первую прялку небольшую и нарядную по обычаю делал или покупал отец для дочери.

Обычай.  В старину существовал такой обычай, как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой давала дочке выпить, веря что теперь она непременно станет искусной мастерицей

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто, прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене, сын – матери.

Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку от нас скрыто. Хотя на многих прялках есть дарственные надписи.

Просмотр в телевизоре видео презентации коллекции прялок из   Национального  музея  г. Сыктывкара

 Обратить внимание на старинные прялки и узоров на ней. Что о многом может рассказать прялка. Это как бы письма из прошлого.

6. Справка - Национальный музей Республики Коми находится в городе Сыктывкар. Он является одним из крупнейших культурно-просветительских и научных учреждений края.

Завершение мероприятия.

7. Самостоятельная работа ребенка  (продуктивная деятельность) – Творческая фантазия  детей – рисование лопастей прялок (дать на выбор карандаши, фломастеры, акварельные краски).

⎫″


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию основ здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы Путешествие в страну «Здоровеек»

С каждым годом в нашем современном обществе наблюдается рост детей, имеющих проблемы со здоровьем. Данная проблема решается в комплексе не только с помощью медикаментозных средств, но и с помощью форм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре учебно-тренировочного занятия с балансировочными дисками в подготовительной к школе группе «Олимпийская тренировка»

laquo;Использование  функциональной тренировки с применением волшебных балансиров в реализации задач образовательной области физическое развитие»...