Мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Сценарий мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_snyatiya_blokady_leningrada.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатели: Белан Н.В.
Сценарий мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда
«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ»
для детей старшего дошкольного возраста
Цели:
1.Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру,
воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;
2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны,
знакомить с людьми, прославившими нашу Родину.
Задачи:
1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость
своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей
Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и
поэтической литературы;
2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности
к культурному наследию своего народа;
3. Формировать умение слушать окружающих.
Оборудование:
мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями блокадного Ленинграда, «Ленточки ленинградского Дня Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, клипы о блокаде.
Оборудование и материалы (оформление зала):
- проектор, экран;
- музыкальная аппаратура с аудиозаписями;
- презентация «Блокада Ленинграда»;
- детские рисунки, макеты, книги по теме;
- стенд с наглядным материалом о Блокаде;
- Макет памятника «Разорванное кольцо», кусочки блокадного хлеба, цветы;
- Дети входят в зал под песню «Дети Блокады»;
Ход мероприятия:
Звучит мелодия П.И. Чайковского «Июнь»
Настя: «Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Дмитрий: Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Карина: Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть… (Д.Попов)
Голос Ю. Левитана о начале войны 22.06.41
Ведущий 1: 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города.
Звучит запись песни «Вставай страна огромная»
Ведущий 2: Началась ВОЙНА, враг был очень силён. Он разрушал города и сёла, убивал мирных жителей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.
Ведущий 1: Одним из самых трудных испытаний была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г.
Лиля: Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя забыть:
Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.
Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.
Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.
Ведущий 2: Немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 - 200 км. А 8 сентября врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.
Ведущий 1: Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город с земли,
Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли.
Ведущий 2: Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.
Ведущий 1: Рано зима в это т год наступила. Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.
Ведущий 2: Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы.
Дети: Прорвались все-таки. Бомбят….
Горят Бодаевские склады…
Ведущий 1: Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию…
Ведущий 2: Тогда на заводы пришли женщины и подростки. Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, пушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.
Ведущий 1: Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки»
«Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко.
Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий наш поклон.
Голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.
Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна - фронт!
Спасибо, спасибо, ребята,
За вашу отвагу и труд.
И эта скорбная дата
Запомнится всем вокруг.»
Ведущий 2: Во время блокады города на домах были размещены 1500 громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. А когда не было радиопередач и бомбежки, по радио раздавался стук метронома. Медленный - все спокойно.
Быстрый ритм - «воздушная тревога».
Звук «воздушная тревога»
Ведущий 2: А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома
Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Звук метронома
Ведущий 1: В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго. В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.
Сценка: Брат и сестра в ожидании матери.
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мама
Мама: Я вам покушать принесла. (Достает детям кусочки хлеба.)
Ведущий 2: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Ведущий 1: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали….
Ведущий 2: Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.
Ведущий 1: В своем дневнике, который дошел до нашего времени и хранится в музее на Пискаревском кладбище, одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи.
На берегу Невы, в музейном зданье,
Храниться очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет…
Ведущий 2: Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Женя умерла 28 декабря», «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая», «Мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали ее здоровье. Таня умерла.
Дети: Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Ведущий 1: 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».
Дети: «Чтобы жизнь спасти ленинградцам
Зимой в 41-м году
С хлебом шли в город машины
По Ладоге, прямо по льду
Бомбёжки, метели, заносы
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город, любимый спасёт.
Ведущий 2: Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо». Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни» - «Памятник детям блокадного Ленинграда».
Дети: Над Ладожским курганом стынет иней,
Над Ладожским курганом тишина.
Искрится снег голубовато-синий,
И что-то шепчет старая сосна.
Молчит курган, торжественно-спокоен,
Молчит курган, закованный в гранит.
Склоняются знамена, как от боли,
Колышет ветер цепи возле плит.
И обелиск величественно-строгий
Напоминает нынче всем живым
О той суровой Ладожской дороге,
Которую мы в памяти храним! (В. Чазова)
Дети: Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить…
Ведущий 1: Да, в те трудные голодные дни люди в Ленинграде не только жили и работали на заводах, производя орудия и боеприпасы, для фронта, но и писали стихи и музыку. Одним из композиторов, живших в осажденном городе, был Д.Д. Шостакович. Летом 1941 он начал писать симфонию, которую потом назвали «Ленинградской». Она стала музыкальным символом блокады.
Звучит 7-я «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича
Жизнь в блокадном городе продолжалась6 работали театры, устраивались концерты.
Девочки исполняют танец с палантинами
(под мелодию песни «Ах, эти тучи в голубом…»)
Ведущий 2: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады
Ведущий 1: За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
Ведущий 2: На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище.
Ведущий 1: Есть в нашем городе мемориал.
Он памятью народной стал.
В граните застыла Родина-мать, чтоб павших покой всегда охранять.
Вечный огонь никогда не погаснет,
Как память о тех, кто наш город сберег,
О тех, кто работал, сражался отважно и для победы сделал, что мог.
Ведущий 2: Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,
Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий 1: Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!
Видеоряд «Дети блокады»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по физической культуре. Тема: «Создание условий для снятия утомляемости и психофизического напряжения у детей старшего дошкольного возраста»
упражнения и игровые приёмы для снятия утомляемости у старших дошкольников...
Статья «Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне, Блокаде в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Маленькие граждане нашей страны должны знать героические страницы, гордиться своей Родиной и своим народом....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...
Мероприятия, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда в подготовительной комбинированной группе детского сада.
Актуальность.Самые страшные даты Великой Отечественной войны: 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года – блокада Ленинграда. Это событие носит трагический и героический характер в истори...
Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога жизни» (рисование) (для старшего дошкольного возраста)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога ...
Конспект НОД "Ласточка - символ блокады Ленинграда" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного восраста
Расширение знаний детей о героической обороне города Ленинграда, о символе блокады – Блокадной ласточке....
Презентация для мероприятия, посвященного Дню полного снятия блокады Ленинграда
Презентация предназначена для мероприятия, посвященного Дню полного снятия блокады Ленинграда. Направлена на воспитание нравственно-патриотических чувст у детей старшего дошкольного возраста....