«Аз – свет миру» - развлечение ко Дню Славянской письменности и культуры
материал (подготовительная группа)
Цель: Воспитание интереса, уважения и бережного отношения к языку и культуре русского народа.
Задачи:
1.Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника Дня славянской письменности и культуры.
2. Прививать интерес и любовь к книге, в частности, к русским народным сказкам.
3. Активизация и совершенствование словарного запаса (славяне, буквицы, духовность, угодники).
4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных хороводов, игр, плясок.
5. Создать у детей эмоционально настроение, увлечь сюжетом.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_razvlecheniya_az_-_svet_miru.docx | 28.6 КБ |
prezentatsiya_den_slavyanskoy_pismennosti.pptx | 2.2 МБ |
avtorskaya_igra.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
«Аз – свет миру» - развлечение ко Дню Славянской письменности и культуры для детей подготовительной группы
Цель: Воспитание интереса, уважения и бережного отношения к языку и культуре русского народа.
Задачи:
1.Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника Дня славянской письменности и культуры.
2. Прививать интерес и любовь к книге, в частности, к русским народным сказкам.
3. Активизация и совершенствование словарного запаса (славяне, буквицы, духовность, угодники).
4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных хороводов, игр, плясок.
5. Создать у детей эмоционально настроение, увлечь сюжетом.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация.
Предварительная работа:
1. Ознакомление дошкольников с историей возникновения славянского алфавита и просветителями Кириллом и Мефодием (презентация), «Гимном Кириллу и Мефодию», муз. В.И. Главач в исполнении хора и солистов.
2. Разучивание с детьми русских народных пословиц, хороводов, игр; чтение сказок.
Действующие лица:
Сказочница Домовёнок Кузя Девочка Марфа
Звучит фонограмма праздничного колокольного звона, дети входят в музыкальный зал.
Голос взрослого :
Кирилл и Мефодий — любимцы в народе,
Культура славян начинается с них,
И все, что свершили Кирилл и Мефодий,
Есть самоотдача для блага других.
Мы с праздником славным славян поздравляем,
Флажок эстафеты сквозь время неся.
Пусть радость и мудрость впредь расцветают,
Ростки вдохновенья вовек не гася.
«Гимн Кириллу и Мефодию», муз. В.И. Главач
Звучит музыкальная заставка к передаче "В гостях у сказки". В зал входит Сказочница.
Сказочница. Добрый день, милые дети! Я - хранительница добрых сказок. Давно это было, когда наши предки не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что – нибудь обозначал, символизировал. Писать и читать могли только церковники – летописцы, монахи. Монах писал не простым письмом, а греческим, народу непонятным. А простым людям тоже хотелось уметь читать и писать. Во времена старые, во времена былинные жили два замечательных брата - Кирилл и Мефодий. Они-то и создали славянскую азбуку, перевели книги на славянский язык, на котором до сих пор читают русские, болгары, сербы и другие православные славяне. Каждый год 24 мая с благодарностью люди вспоминают и прославляют святых Кирилла и Мефодия. Этот день назвали Днём Славянской письменности и культуры.
Дети.
По широкой Руси – нашей матушке - Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Чтоб научить нас читать.
Сказочница. В азбуке, которую создали братья — 43 буквицы. А буквицы эти в слова складываются, а слова в письмена, а потом и в сказки древние. И в руках у меня книга сказочная, волшебная. Вы сказки любите? (Ответы) В сказках скрыта огромная мудрость, передаваемая из поколения в поколения.
Конкурс «Ушки на макушке»
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
К дому подошла — обманула петуха,
Унесла его в темные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(«Петушок золотой гребешок»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(«Царевна-лягушка»)
Колотил, колотил по тарелке носом — Ничего не проглотил и остался с носом. («Журавль и лиса»)
Красная девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)
А дорога далека, а корзинка нелегка, Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
Скачет лошадь непростая — чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок — удивительный конек!
(«Конек-горбунок»)
Сказочница. Молодцы! Вижу, что вы много читаете и знаете.
Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени» выходит девочка Марфа.
Марфа. Привет, тетенька!
Сказочница. Здравствуй, девочка! Рада видеть тебя в гостях! Я сказочница, а ты кто?
Марфа. А я - Марфушенька - душенька, белые ручки, розовые щечки. Из сказки своей убежала и к вам на праздник пришла.
Сказочница. Почему убежала?
Марфа. Заставляет меня царь-батюшка буквы учить. Только ни к чему мне все это.
Сказочница. Нехорошо быть невеждою в твоем возрасте, Марфушенька. (Обращается к детям) Правда, ребята? Так и до беды недалече.
Предлагаю тебе на празднике остаться и на ребят посмотреть, уму-разуму у них поучиться. Согласна?
Марфа. Ну, не знаю.
Сказочница. Кирилл и Мефодий придумали буквы, а другие люди с помощью этих букв пишут книги. Ребята, попробуем мы с вами тоже составить книги. Перед вами лежат книжные листы. Они разные по цвету. Нужно собрать листы одного цвета и скрепить их лентой (дети собирают книги).
Игра «Составь свою книгу»
Ребёнок.
Белые листы у книг, Много черных букв на них. Для людей они важны, Знать ребята их должны. Если буквы будешь знать, Сможешь книжку прочитать.
Песня «Малышки из книжки», муз. А. Островского.
Сказочница. Дорогие ребята! Каждая книга писалась раньше от руки, а буквицы были одним из главных ее украшений. Давайте познакомимся с некоторыми из этих буквиц поближе.
(Показывает нарисованные буквицы и рассказывает о них).
Буки — вторая буква славянского алфавита. Она олицетворяет собой второе место в мире, которое отдано природе.
Хоровод «Земелюшка –чернозём», р.н.п.
Рцы – это древнеславянская буква, которую мы знаем сегодня, как букву Р.Название этой буквы совпадает с глаголом говори! Матвей расскажет нам замечательное стихотворение С. Васильева о нашей Родине.
Ребёнок.
Россия – как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей, Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь.
Мыслите – очень важная буква, название её обращает нас к слову мысль.
Ребёнок. Мудрецам давно известно: Там, где умным мыслям тесно, Нет ни зависти, ни скуки. Мастера там на все руки: Шить, варить и рисовать, Песни петь и танцевать.
«Танец с ложками», р.н.м. «Ах ты, берёза»
Сказочница. Друзья, расскажите нам пословицы об учении.
Дети.
- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
- Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
- Без муки нет и науки.
- Ничего не мыслить – век киснуть.
Видишь, Марфа, какие ребята грамотные и тебе надо пример с них брать. Возьми мою книгу волшебную и уму-разуму набирайся.
Марфа. (Берет книгу и бросает ее на пол). Не буду я, дочь царская, об непонятные буквы глазоньки портить.
Сказочница. Ну что же ты наделала? Сказки теперь все перепутаются, а герои сказочные из-за твоей лени и безграмотности могут в беду попасть. Сама кашу заварила, сама и расхлебывай. Я тебе в этом деле не помощница.
(Сказочница уходит.)
Марфа. Уф, как хорошо-то, как славненько! Свобода теперь настала! Учить меня больше некому. А ежели помощь понадобится… (Подумав немного, машет рукой.) А ладно, небось, и так обойдется!
Звучит фонограмма на выход Домовёнка.
Домовенок. Ахти мне батюшки, ахти мне матушки! Ох, тетеха, распустеха, неумеха неграмотная! Что же ты наделала?
Марфа. Ой, кто это?
Домовенок. Домовенок я — Кузька! Сидел себе на печке спокойненько почти десять веков, да за порядком в доме следил. А туг вдруг трах-ба-бах! И в детском саду очутился. А как вас зовут? (Дети отвечают хором). Хорошо, а можете назвать первую букву вашего имени (дети отвечают, а Марфуша затрудняется). Домовенок. Значит это ты, девица-красавица, дел натворила? Букв не знаешь, книгу бросила, листы перепутала и всех сказочных героев на произвол судьбы кинула. Ты только посмотри, какой переполох в сказочном царстве творится, да и сама ты теперь дороги домой не найдешь.
Марфа. Ой, как же это? Что же теперь делать-то? Ведь дома меня перинка пуховая ждет, да мамки-няньки с пирогами сдобными. Помоги мне, пожалуйста, Кузя!
Домовенок. Знаю я одно средство. Да не по зубам оно тебе — грамота здесь надобна, которой ты не знаешь.
Марфа. А я все сделаю, только помоги.
Домовенок. Хорошо, для начала вместе с ребятами попробуй правильно ответить на вопросы. Согласна?
Марфа. Согласна, согласна. Лишь бы домой к мамкам-нянькам попасть, да пироги вкусные покушать.
Домовенок. Хорошо. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Задание «Дополни имя».
Для девочек:
Елена (Прекрасная); сестрица (Аленущка); Василиса (Премудрая); Крошечка (Хаврошечка); Марья (Искусница).
Для мальчиков:
Кощей (Бессмертный); Мальчик (с пальчик); Братец (Иванушка); Иван (Царевич); Змей (Горыныч)
Домовёнок. Хорошо, замечательно справились.
Марфа. Кузя, попаду я теперь домой?
Домовенок. Нет, Марфушка! Ты ведь сказочных героев перепутала и теперь надо правильно сказки назвать, а некоторых героев в свои сказки отправить.
Марфа. Да, я постараюсь.
Домовенок. Удачи тебе. (Уходит.)
Марфа. Ой, боязно мне. Поможете, ребята?
Авторская интерактивная дидактическая игра «Назови русскую народную сказку и скажи, кто в ней лишний?»
Сказочница. Вы славно потрудились, милые детушки, и ты, Марфа, успехи делаешь. Скоро вы пойдёте в школу и там продолжите изучать наш великий, могучий, красивый русский язык. Поможет вам в этом «Азбука». Тебе, Марфушечка, мы дарим азбуку. А ребятам – медали, на которых написано «Знатоку русских народных сказок».
Марфа. Спасибо. Теперь я буду стараться, чтобы тоже пойти в школу и хорошо учиться. До свидания, ребята! (Дети прощаются с гостьей).
Сказочница. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Они создали славянский алфавит, от него началась не только современная российская письменность, но и культура, освящённая высокой духовностью. Мы с вами отметили праздник День славянской письменности и культуры, вспомнили святых братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. В честь братьев в Москве на Славянской площади был открыт памятник. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. По устоявшимся народным представлениям Кирилл и Мефодий – два бриллианта, два сокола, две чистых жизни.
Вы, чистые, юные, милые дети! Любите угодников этих святых! И пусть перед вами в таинственном свете Сияют их лики в венцах золотых. В тяжелом сомненье, в житейской невзгоде, В беде – призывайте вы их имена. Учители наши, Кирилл и Мефодий, Хранят нас молитвой на все времена.
Звучит фонограмма колокольного звона, дети выходят из зала.
Литература:
1."Пословицы и поговорки" / Сост. В.Д.Сысоев. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 г.
2. Илларионова Ю.Г. "Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада." - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985 г.
Интернет ресурсы:
https://prazdnikson.ru/stsenariy-na-den-svyatyih-mefodiya-i-kirilla/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация-беседа ко Дню славянской письменности и культуры
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Я подобрала материал для презентации-беседы с детьми дошкольного возраста для того, чтобы они знали историю возникновения праздника....
Тематическое развлечение, посвященное Дню славянской письменности и культуры « Откуда азбука пришла»
Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием. Дать представление о славянской азбуке – кириллице. Развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать чувство патриотизма....
Конспект развлечения «Путешествие в прошлое. Славянская письменность и культура» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Цель: • знакомство детей со славянской культурой; • формировать познавательную активность детей; • вызвать восхищение величием подвига первоучителей; • воспитыв...
Конспект развлечения «Путешествие в прошлое. Славянская письменность и культура» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Цель: • знакомство детей со славянской культурой; • формировать познавательную активность детей; • вызвать восхищение величием подвига первоучителей; • воспитыв...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День славянской письменности и культуры"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День славянской письменности и культуры"...
Сценарий развлечения для детей старшей группы, посвященного Дню славянской письменности и культуры
Тема: «Развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню славянской письменности и культуры»Цель: Создание условий для воспитания у старших дошкольников интереса, уважения и бережного ...
Развлечение День славянской письменности и культуры
Развлечение в старшей группе День славянской письменности и культуры. Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.Задачи:Продо...