Сценарий развлечения для детей старшей группы, посвященного Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню славянской письменности и культуры»
Цель: Создание условий для воспитания у старших дошкольников интереса, уважения и бережного отношения к языку и культуре русского народа, знакомства с историей русской письменности.
Задачи:
1.Развивающие
1.Способствовать развитию коммуникативных умений, содружества, взаимодействия между дошкольниками
2.Развивать познавательный интерес, любовь к родному языку, отечественной истории и духовно-нравственной культуре
3.Развивать художественно-речевые способности детей: умение выступать перед сверстниками с выразительным исполнением стихов
2.Образовательные:
1. Формировать у детей представления о роли речи, знаний родного языка, овладения грамотой в жизни человека.
2. Расширять кругозор, познакомить с деятельностью просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, как основоположников славянской письменности, историей праздника «День славянской письменности и культуры»
3. Познакомить со старославянским алфавитом, обратить внимание детей на название и значимость каждой буквы кириллицы, формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук
4. Содействовать развитию всех сторон речи и стимулировать появление у детей желания научиться читать
3.Воспитательные
1.Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к народным традициям, патриотические чувства, любознательность, ответственность, стремление гордиться заслугами выдающихся людей нашей страны
2.Воспитывать культуру слушателя, собеседника, умение участвовать в совместных играх и обсуждениях
Интеграция образовательных областей:
Основные: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»Дополнительные: Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа:- коммуникативные и словесные игры, игровые ситуации
- беседы
- заучивание стихов
- рассматривание наглядного материала, фотографий, чтение литературы
Оборудование и материалы:
- Музыкальный центр, подборка произведений для музыкального сопровождения
- Компьютер, экран, презентация
- Костюм Славянки для взрослого
- Оборудование и материалы для игр
- Выставка книг «Азбука», «Букварь»
- Элементы русского быта
- Наглядные материалы по теме
1 слайд Титульный
2 слайд «Общение людей. Зачем человеку речь, язык?
Раздается звук SMS – сообщения на телефоне педагога.
После прочтения, педагог приглашает детей и обращается к ним за советом
Педагог: Ребята, мне сейчас пришло сообщение на телефон. К нам спешит почтальон с необычной посылкой…
Стук в дверь
Педагог: А вот, кажется, и он…
Вносит игрушку-почтальона. Приглашает детей узнать, что необычного в посылке, которую доставил почтальон?
(очень маленького размера, треугольной формы, называется «Грамотейка»…)
Педагог: Ребята, ваши предложения верны. А как вы думаете, для чего же нужна нам такая посылка?
Дети: Чтобы играть
Педагог: А как вы считаете, что нам нужно сделать, чтобы научиться в нее играть?
Дети: Узнать правила .., прочитать задания.., научиться грамоте.., знать буквы.., уметь читать
Педагог: Верно. Вы все правильно поняли. Чтобы освоить новую игру, нам нужно познакомиться с грамотой, знать буквы, уметь читать и понимать правила. Некоторые дети нашей группы уже умеют читать, но большинство могут общаться только с помощью родной устной речи. И помогает нам понимать друг друга наш великий русский язык. Давайте присядем и узнаем, для чего человеку нужны речь, знание языка и умение с помощью них общаться?
Дети рассаживаются в центре литературы и развития речи.
Звучит отрывок из «Песни о родном крае»
3 слайд «Планета Земля. Разные культуры-разные языки»
1 ребенок: Много языков на свете разных
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(М. КРЮКОВ. МНОГО ЯЗЫКОВ НА СВЕТЕ РАЗНЫХ)
Педагог: Ребята, что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать?
Ответы детей
Педагог: Без родной речи, без языка, без звуков и букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни культуры, ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.
Мы с вами живем в современном мире, в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли, сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство.
Трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”?
Ответы детей
Педагог: Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Но так было не всегда…
Звучат звуки природы (Эд.Григ. «Утро в лесу»), на их фоне педагог продолжает
4 слайд «Природа»
Педагог: Ребята, то вы слышите?
Ответы детей
Педагог: Вы знаете, что в мире окружающей нас природы и рукотворного мира мы можем слышать, различать и узнавать различные звуки. Некоторые звуки помогают живым существам общаться, понимать друг друга, передавать какую-то информацию… В древности, люди очень внимательно прислушивались к звукам природы. Иногда древние люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями - дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Демонстрация наскальных рисунков
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности.
Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Демонстрация наскальных символов-знаков
Надписи делались на камнях, скалах, на досках. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Демонстрация наскальных символов-букв
У нас в группе есть предметы, которые тоже содержат разные символы.
И чтобы нам не уставать,
Хочу я с вами поиграть
Скорее полукругом все вставайте,
Загадки точно отгадайте!
Дети встают полукругом у книжного уголка
1.Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
2. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей Знает каждый грамотей. (Буквы алфавита). 3.Легенда, преданье народное, |
|
4. Вам выражения знакомы: |
5. У стены большой и важный Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф) |
6. Снаружи посмотреть -вот дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай. (Библиотека)
Педагог: Ребята, вызнаете, что значит слово библиотека? 5 слайд «Библиотека»
Ответы детей
Педагог: Слово «библиотека» происходит от слова Библия, то есть собрание книг, многих книг. А какие книги можно увидеть в библиотеке?
Ответы детей
Педагог: А какие книги есть у вас дома?
Ответы детей
Педагог: Книги бывают различные: большие и маленькие; в твёрдом переплёте и мягком; с очень красивыми иллюстрациями и совсем без них. А за что вы любите книгу?
Ответы детей
Педагог: А раз вы книги разные знаете,
С именами героев сейчас поиграете?
Дети: Да!
Игра «Дополни имя».
Все дети делятся на две команды: мальчики и девочки. На столах подготовлены и перевернуты картинки с изображением сказочных героев. По команде дети переворачивают картинки, узнают героев, называют их полные имена.
Для девочек: Елена (Прекрасная); сестрица (Аленушка); Василиса (Премудрая); Крошечка (Хаврошечка); Марья (Искусница).
Для мальчиков: Кощей (Бессмертный); Мальчик (с пальчик); Братец (Иванушка); Иван (Царевич); Змей (Горыныч)
Педагог: Ребята, а как нам можно узнать о содержании сказки или рассказа?
Ответы детей
Педагог: Да, нам нужно прочитать. А чтобы прочитать, мы должны знать буквы, алфавит. Посмотрите, какая книга у меня в руках. Хотите с ней познакомиться?
Показывает Библию и предлагает детям присесть
Педагог: Это очень старинная книга «Библия». Рассмотрите внимательно ее. Я принесла ее из библиотеки. Сможет ли кто из Вас её прочитать?
Ответы детей
Педагог: Это очень трудно! Читать, понимать, что написано в книгах, усвоить грамоту очень трудно. Тем более если это древняя, старинная грамота. Но зато как уважали люди тех, кто мог постигнуть её и мог прочитать вот такие старинные Священные книги! А как берегли наши дедушки и бабушки эти книги, передавали их из поколения в поколение, как самую главную ценность. Вот и до нас дошла такая старинная книга, и буквы в ней немного необычные и красивые. Такие книги, как Библия, помогли людям узнать об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги на нашем родном языке, о нашей великой Родине.
Звучит музыка «Песня о Родине» В. Алексеева 6 слайд «Родина-Русь-Россия»
2 ребенок: В сердце ты у каждого,
Родина - Россия!
Белые берёзки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
3 ребенок: Не только печали и беды,
Но мудрость Божественных книг,
А с ней передали нам деды
Великое чудо – язык.
Родной язык, родные звуки,
Отца и матери язык
Которым с детства радость, муки,
И мысль я выражать привык.
4 ребенок: Мы приняли это наследство
Разящее остро, как меч,
Великое мощное средство –
Родимую русскую речь.
И сердце горит и трепещет,
Той речи горячая плоть
Звенит, словно колокол вещий.
Мария, Россия, Господь…
Дети исполняют хоровод «Земелюшка-чернозем»
Звучит колокольный звон. Входит Славянка. 7 слайд «Звонница»
Славянка: Гой вы, славные наши детушки,
Расскажу я вам о святой Руси,
О далёких временах, вам неведомых.
Жили – были тогда добры молодцы,
Раскрасавицы красные девицы.
А у них были добрые матушки,
Бородатые мудрые батюшки.
Своей статью все пригожие,
В чем – то разные, а чем - то похожие,
Зовемся ныне мы все - Россияне,
А издревле, кто мы?
Дети (хором): Мы – славяне! 8 слайд «Славяне»
5 ребенок: Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляки,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
6 ребенок: Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Вани, Поли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Звучит отрывок песни «Братья - славяне»
Славянка: Да мы - славяне! И русские, и украинцы, и болгары, и белорусы, и чехи, и сербы, и хорваты, и словаки – все славяне. Умели славяне добрые пахать да косить, дома - терема рубить. Умели и холсты ткать, да узорами их вышивать. И пряли, и ткали, в кузне мастерили. С глиной да деревом умели работать. Хорошими охотниками и рыбаками были. Могли и петь, и хороводы водить, да в игры играть.
Педагог: А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Музыкальная игра «Передай платок» 9 слайд «Хоровод»
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Славянка: Славяне много трудились, но вот грамоты наши предки не ведали. Не умели книг читать да письма писать. Трудно грамота давалась В это же время жили-были два брата, грамотные были.
Старший - Мефодий, а младший - Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные всем славянам, а для этого нужно было буквы придумать для славян, такие, чтобы все могли с помощью их прочитать текст.
Показ видеоролика
Славянка: Ребята, что создали братья Кирилл и Мефодий?
Ответы детей
Педагог: Кирилл и Мефодий создали азбуку для славян.
Славянка: Как называлась азбука?
Дети: Кириллица
Славянка: А почему ей дали такое название?
Дети: Потому что брат Кирилл придумал изображение букв этой азбуки.
Педагог: Верно. А после его смерти Мефодий немного упростил буквы, чтобы легче запоминались. В честь своего младшего брата назвал буквы «кириллицами».
Какой праздник отмечают славяне 24 мая?
Дети: День славянской письменности и культуры
10 слайд «День славянской письменности и культуры»
7 ребенок: По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
8 ребенок: Хвалят братьев премудрых
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг своих просветителей.
Славянка: Язык славян, в том числе и русского народа, всегда был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу, Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни и избавления Руси от диких, жестоких врагов. Но выучить старославянский алфавит было не простым делом. Произносились не звуки, а названия букв, сложные сами по себе. Вызубрив азбуку, приступали к слогам, сначала из двух букв, потом из трёх. Сложные названия букв несли большой смысл и нравственное содержание. Обучение в древних славянских школах было индивидуальное. У каждого учителя было не более 6 – 8 учеников. Славянская азбука – память о нашей славной истории, наша святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно хранить.
11 слайд «Обучение в древней Руси»
9 ребенок: В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
10 ребенок: Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называли «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
11 ребенок: Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Славянка: Давайте снова поиграем -
Кириллицы сейчас узнаем
Дети выбирают и сравнивают картинки с изображением кирилицы и букв современного алфавита
А - аз, З – земля Б - буки (буква, … В - веди (знаю, Л – люди Г - глаголь (говори,
М – мыслить Д - добро, Н - наш, Е - есть, О - он, Ж - живот, П - покой и т. д.
12 ребенок: Буква к букве - будет слово 12 слайд «Алфавиты»
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна-
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
13 ребенок: Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Педагог: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины,
Забывать мы не должны.
Славянка: Два брата, Кирилл и Мефодий, 13слайд «Памятник Кириллу и Мефодию»
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Ребята, а в завершении нашего праздника я предлагаю вам снова поиграть - картинки силуэтные с первой буквой своего имени отыскать, да сделать их нарядными, красочными.
Дети под музыку раскрашивают силуэтные изображения букв кириллицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности. « О России петь- что весну встречать»
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям....
Сценарий развлечения для детей старшей группы, посвященного празднованию дня города «Мой город Екатеринбург»
Сценарий будет полезен для педагогов и музыкальных руководителей, способствует развитию интереса у дошкольника к прошлому и настоящему родного города Екатеринбурга, формированию у них первичных знаний...
Праздничное развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню ВМФ
Праздничное развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню ВМФЦель: приобщить детей к социальному событию: Дню военно-морского флота; создать праздничную атмосферу.Задачи:- закре...
Развлечение для детей старшей группы посвященное 23 февраля «День защитника отечества»
Цель занятия:- Формировать представления о родах войск (пограничники, летчики, танкисты, моряки) ; воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины;-Воспитывать патриотические чувства к ро...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День славянской письменности и культуры"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День славянской письменности и культуры"...
Праздник – развлечение для детей старшей группы, посвященный 8 марта «А ну-ка, девочки!»
Праздник – развлечение для детей старшей группы, посвященный 8 марта «А ну-ка, девочки!»...
Спортивное развлечение для детей старшей группы Посвященное Дню Республики Башкортостан
Приобщить детей к национальной культуре Башкортостана...