Космические спасатели, 2018
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей разновозрастной группы ко дню космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_kosmo.docx16.18 КБ
Файл stsenariy.docx45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе  «Космические спасатели»

11.04.2018

Это занятие проводилось в рамках проекта « День космонавтики ».

Целую неделю дети изучали планеты. Были просмотрены мультфильмы, включен новый материал, делали модели космических кораблей и станций из различных материалов.

При составлении конспекта  я использовала пять образовательных областей:

-«Социально- коммуникативное развитие»

-«Речевое развитие»

-«Физическое развитие»

-«Художественно-эстетическое развитие»

-«Познавательное развитие»

        Для осуществления поставленной цели решала следующие задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»;
  •  Объяснить, что представляет собой Солнечная система;
  •  Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», «Вселенная»;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
  •  Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление детей (анализ и синтез) путем решения задач на составление последовательности и на определение недостающего элемента;
  •  Развивать творческую фантазию и воображение у детей;
  •  Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.

  Активизация словаря: небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.

   Обогащение словаря: Вселенная, галактика, Солнечная система,; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция; генеральный конструктор Сергей Павлович Королев.

Были использованы различные педагогические технологии:

-Игровой метод

-Здоровьесберегающие технологии

-Продуктивная деятельность

-ИКТ

Материал для совместной деятельности подбирала с учётом возрастных особенностей дошкольников, чтобы он был интересен и доступен им. Все части занятия объединены одним сюжетом и взаимосвязаны.

        

        В начале занятия организовала игру с разрезными картинками. С помощью собранных картинок дети узнали о теме занятия и разделились на три команды.  Далее была поставлена проблемная ситуация – письмо с просьбой о помощи.

        Занятие было построено в форме путешествия. Во время занятия расширяла знания детей в познавательно-исследовательской деятельности, развивала логическое мышление, воображение и фантазию. Дала новые знания о звездах солнечной системы и космических явлениях.

        Вопросы, поставленные в ходе непосредственной образовательной деятельности, были доступны и понятны детям, основанные на ранее усвоенных знаниях. Я старалась дать возможность детям самим ответить на поставленные вопросы, а не давать готовых ответов.

        Использовала в занятии и здоровьесберегающие технологии:

-физкультминутка « инопланетяне »

-смена положений на протяжении всего занятия

-следила за правильной осанкой во время занятия.

        Работа велась в разных формах:

-фронтальная

- по подгруппам

        Дети были активны, им было интересно. Они получили позитивный заряд и хорошее настроение от сегодняшнего занятия.

        Избежала перегрузки и переутомления детей, их активность и заинтересованность сохранилась до конца игры- путешествия.

                Хотелось бы, чтобы дети чаще давали полный ответ, чтобы не возникало проблем в оценивании друг друга. В целом считаю атмосфера была доброжелательной.



Предварительный просмотр:

Конспект сценария познавательного развлечения для детей старшей разновозрастной группы

«Космические спасатели»

                                                                 Составила: воспитатель Е.В. Мыцкина

                                                       2018г.

Цели:

  • Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, упражнять детей в выполнении этих действий;
  •  Закреплять понятия однозначного и двузначного чисел, отрабатывать понятия «единица» и «десяток»;

Образовательные:

  • Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»;
  •  Объяснить, что представляет собой Солнечная система;
  •  Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», «Вселенная»;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
  •  Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление детей (анализ и синтез) путем решения задач на составление последовательности и на определение недостающего элемента;
  •  Развивать творческую фантазию и воображение у детей;
  •  Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.

   Активизация словаря: небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.

  Обогащение словаря: Вселенная, галактика, Солнечная система,; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция; генеральный конструктор Сергей Павлович Королев.

Материалы и оборудование:

  • Карта-схема большого космического путешествия с передвижным космическим кораблем;
  •  Карточки круглой, овальной и прямоугольной формы для каждого ребенка, простые карандаши;
  •  Логическая таблица, недостающие элементы для нее в виде раздаточного материала;
  •  Чертежи различных этапов постройки космического корабля;
  •  Модель космического корабля;
  •  Разрезные картинки с космическими сюжетами;
  •  Наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Инструменты», «Приборы и механизмы», «Профессии людей», «Материалы», «Интерьеры» ;
  • Презентация к занятию.

Х о д ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ 1

Введение в тему занятия

Игра «Разрезные картинки»

 Суть игры заключается в следующем: воспитатель готовит картинки, на которых изображены предмет или сюжет, связанные с темой занятия. Картинок может быть 3-5, в зависимости от того, на сколько подгрупп воспитатель хочет разделить детей. На оборотную сторону каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки «рубашка» получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты так, чтобы количество фрагментов совпадало с количеством детей в группе. Фрагменты картинок раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их оборотную сторону. Все дети, которые взяли фрагменты картинок с «рубашками» желтого цвета, приглашаются к столу, помеченному желтой меткой, и составляют на нем свою картинку; дети, фрагменты картинок у которых имеют красную «рубашку», приглашаются к столу с красной меткой и т.д. Когда все картинки собраны, дети их рассматривают и делают предположения о теме занятия.

Для этого занятия подбираются картинки космической тематики.

На данном этапе дети не сидят за столами, они работают стоя.

После того как картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что на занятии речь пойдет о космосе.

ПИСЬМО

А кто же послал нам это письмо? Посмотрите, на конверте изображена ракета! Неужели письмо от космонавтов? Давайте прочитаем!

Дорогие ребята!

Случилась беда! Пропала команда космического корабля «Синяя чайка». Они  отправлялись в исследовательский  полет к далекой планете. Оттуда поступили к нам последний сигнал. Больше от них не приходило никаких известий. Да вот беда, в нашем центре управления полетами сломался  компьютер, и мы не можем найти планету на которой пропали наши космонавты. Осталась только схема маршрута их следования. Помогите нам спасти команду «Синей Чайки».

Ищите подсказки.

Воспитатель:  предлагаю организовать спасательную операцию. Построить корабли и пройти по маршруту команды «СЧ». Так мы их обязательно найдем.

Но что нам нужно сделать, чтобы отправиться в космическое путешествие?

Построить ракету.

Самостоятельная работа детей «Сборы в путешествие»

Воспитатель: мы решили полететь в космос. Для этого нам надо построить космический корабль. Кто будет его строить? Конечно, строители. Вот команда у «зеленого стола» и будет строителями космического корабля. Но для того, чтобы начать работу, строителям нужны чертежи. Кто их начертит? Есть такие люди, которые называются конструкторами. Они придумывают, как сделать ракету, чтобы она могла полететь в нужном направлении, чтобы она не разрушилась от перегрузок, чтобы в ней было удобно космонавтам. Команда «красного стола» будет конструкторами. Что еще нам нужно, чтобы ракета отправилась в полет? Нужно оснастить ее всем необходимым. Этим займется команда «синего стола» подумает о том, какие приборы нам понадобятся в долгом полете,  что необходимо будет людям, космонавтам, для путешествия в космосе. Каждая команда садится за свой стол и решает, что она должна сделать для того, чтобы полет был удачным. В этом вам помогут картинки, разложенные на ваших столах. Отберите нужные и объясните, для чего эти предметы, механизмы, устройства нам понадобятся в полете.

Когда дети рассаживаются, воспитатель подходит к каждой команде и еще раз конкретизирует задачу. На столе «желтой команды» лежат картинки, на которых изображены различные предметы: инструменты, сталь, алюминий, стекло, резина и т. д. На столе у «конструкторов» лежат картинки с изображением различных интерьеров: кухня, аппаратная, ремонтная мастерская, спальня и т. д. На столе «синей команды» лежат следующие картинки: компьютер, бытовая техника, оружие, медицинское оборудование, транспортные средства и т. д. На столе «зеленой команды» лежат картинки с изображением продуктов, обуви, посуды, специальной одежды - скафандров и т. д. После того как дети в течение недолгого времени (2-3 минуты) совещаются друг с другом, воспитатель приглашает их на общий сбор команды корабля и выслушивает мнения детей. Попутно обсуждается вопрос: люди каких профессий необходимы в команде космического корабля для дальнего полета? Важно привлечь как молено больше детей к активному участию в беседе, дать возможность высказаться всем желающим.

Затем по образцу из строительного материала конструируют свою ракету.

Воспитатель: Итак, ребята, наши космонавты отправляются в путь, конечно же, с Земли. Вот наша планета на схеме. От нее, как вы видите, ведут две космические трассы - к желтой звезде Вега и к коричневой звезде Альдебаран. К какой же из них нам отправиться? Посмотрим на подсказки космонавтов.

IMG_4862.JPG

Подсказка № 1. Сначала звездолет должен лететь к той из звезд, которая находится дальше от Земли.

На схеме расстояния до звезд указаны с помощью арифметических примеров. Значит, эти примеры мы должны решить. Возьмите, пожалуйста, овальные карточки и решите написанные на них примеры.

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались у  звезды Альдебаран. От нее идут две космические трассы - к голубой звезде Сириус и  звезде Бетельгейзе. Но обратите внимание, ребята, на схеме указана и еще одна звезда, она помечена буквой Ч. Это так называемая «черная дыра». Это звезда небольшого размера, которая обладает огромной силой притяжения. Ее сила притяжения так велика, что черная дыра может притягивать к себе и расплющивать космические корабли, кометы и даже целые планеты, которые в своем движении окажутся слишком близко к «черной дыре». Как же нам быть? Может мы поищем подсказки на Альдебаране?

- Вызываем звезду Альдебаран. Прием. Вы нас слышите?   (картинка инопланетянина слайд 3)

Инопланетянин - звезда Альдебаран приветствует вас. С какой целью вы желаете посетить нашу прекрасную планету?

- мы ищем следы пропавшей команды «СЧ». Вы с ними знакомы, не могли бы подсказать куда они полетели?

Инопланетянин - конечно мы с знакомы с этой мудрой командой. Они поразили нас своим умом и сообразительностью. Если вы разгадаете великие тайные письмена наших предков, то узнаете куда полетела команда «СЧ».

ЗАГАДКИ (слайды 4-8)

Инопланетянин -  молодцы ребята! Вы такие же сообразительные как команда «СЧ». Вот вам моя подсказка

Подсказка № 2. Чтобы не попасть в ловушку «черной дыры», расстояние между ней и кораблем должно быть наибольшим, и нужно двигаться по желтому световому лучу.

Воспитатель: Итак, мы оказались около голубой звезды Сириус. Это одна из самых ярких звезд на нашем ночном небе. От Сириуса идут три космические трассы - к желтой звезде Вега, к  звезде Бетельгейзе и красной звезде Альтаир. К какой же из них лежит наш путь? Предлагаю попросить помощь у жителей Сириуса.

- Вызываем Сириус. Прием. Вы нас слышите?   (картинка инопланетянина слайд 11)

Инопланетянин - Сириус приветствует вас.  Кто вы, и что ищите?

- мы ищем следы пропавшей команды «СЧ». Вы с ними знакомы, не могли бы подсказать куда они полетели?

Инопланетянин - конечно мы с знакомы с этой сильной командой. Они поразили нас своей силой и ловкостью. Если вы такие же быстрые, сильные, ловкие и смелые, то мы подскажем куда полетела команда «СЧ».

Аэробика с инопланетянами ВИДЕО

Инопланетянин – нам очень понравилось как вы выполняли наши упражнения и мы даем вам подсказку.

Подсказка № 3. У желтой звезды Вега очень сильное излучение, которое убивает все живое. Звезда  Бетельгейзе начала затухать и скоро погибнет.

Методом исключения дети должны прийти к выводу, что единственно возможный путь от Сириуса ведет к Альтаиру.

Воспитатель: Итак, мы оказались у красной звезды Альтаир. От нее опять идут три космические трассы к трем разным звездам. Ну что ребята познакомимся с жителями Альтаира?

Альтаир? Прием? Вы нас слышите?    (картинка инопланетянина слайд 14)

Инопланетянин - Приветствуем вас, о космические путешественники! Что привело вас в нашу прекрасную галактику?

- мы ищем следы пропавшей команды «СЧ». Вы с ними знакомы, не могли бы подсказать куда они полетели?

Инопланетянин - конечно мы с знакомы с этой замечательной командой. И мы замечательно провели время решая разные логические задачи и играя в головоломки. Может и вы поиграете с нами в космическую викторину? Вы должны отвечать на вопросы, которые задаю вам, и за это вы будете получать звезды. В конце нашей викторины, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

  • Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)
  • А какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
  • А почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
  • Какие животные побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)
  • А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)
  • Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  • На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)
  • Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
  • Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
  • Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров,
  • А как люди находят в космосе? (в невесомости)
  • Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)
  • Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
  • Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
  • Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

Инопланетянин – ну что ж вы вполне заработали подсказки.

 Подсказка № 4. Нужно лететь к звезде с нечетным номером, расстояние до которой равно 8 космическим единицам.

Возьмите, пожалуйста, карточку круглой формы. Решив примеры, написанные на ней, мы узнаем расстояния до звезд № 1 (9-2), № 2 (6+2) и № 3 (4+3).

Ну что летим к звезде №2. Находим пропавшую команду. У них случилась поломка корабля. Нужно помочь все исправить. «Соединить правильно микросхемы». (рисование по точкам)

Команда «СЧ» - спасибо за помощь ребята. Теперь мы можем возвращаться домой и всем рассказать о наших путешествиях. (слайд 17, сопровождается космической музыкой)

Подведение итога.

Воспитатель – вот мы и вернулись домой, ребята. Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "космические спасатели"

развитие творческого воображения, образного мышления, восприятия, фантазии, мелкой моторики рук....

Конспект познавательного праздника на тему: "Космические спасатели"

Вызвать у детей интерес к астрономии. Желание как можно больше узнать о звездах и планетах....

«Космические спасатели»

Проектно - экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию, познавательному развитию....

Викторина "Космические спасатели"

Игра-викторина - для детей старшего дошкольного возраста - способствует развитию логического мышления, умению играть в команде, закреплению знаний о космосе....

Космические спасатели

Викторина для детей старшего дошкольного возраста...

"Космические спасатели"

Интегрированное занятие по синтезу исскуств по теме "Космос" с подготовительной к школе группе...

Конспект комплексного интегрированного занятия в старшей группе «Космические спасатели».

Конспект комплексного интегрированного занятия в старшей группе «Космические спасатели». Закрепить и уточнить знания детей по следующим направлениям: - образовательная область познавательное...