«Экологическая тропа»
методическая разработка (подготовительная группа)

Литвинова Любовь Никоаевна

«Экологическая тропа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие

   

Составила и провела воспитатель Литвинова Л.Н.

2018 год.                                                                                                                                               

Программное содержание: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях, цветах, птицах, насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. Игровой персонаж Старичок - Боровичок.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «любознательный, активный».

Словарная работа: крона, кустарник.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев и цветов, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход НОД

Создаем  игровую ситуацию.

Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется, делая вид, что не понимает, откуда она взялась и предлагает детям поразмышлять и высказаться о том, как эта корзина могла оказаться в нашей раздевалке. Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).

«Здравствуйте!

Если вы читаете это письмо,

Значит, нашли мою корзинку.

Я иногда бываю немного рассеян

И наверно забыл её где-то.

Очень прошу её вернуть,

Ведь она не простая!

И она мне очень нужна,

А  я за это обещаю вам рассказать

И показать много интересного.

Старичок-Боровичок

После воспитатель, пытается выяснить у детей кто  такой Старичок-Боровичок  и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.

        Дети одеваются (воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, загадки, картосхемы и др.) и выходят на улицу, где их встречает младший воспитатель со Старичком - Боровичком.

Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.

(Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.) Моя корзиночка приглашает вас  в путешествие.

Воспитатель берет куклу у младшего воспитателя, и дальше уже сама от лица сказочного персонажа проводит путешествие.

Остановки экологической тропы:

Остановка 1. «Деревья»

Воспитатель: Утром мы во двор идем –

                          Листья сыплются дождем,

                           Под ногами шелестят

                           И летят, летят, летят...                                                            

 - Дети, а какое сейчас время года? Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

                             Разноцветный парк,

                             Разноцветный сад.

                             Листопад начался!

                             Начался листопад!

                             Под ногами у ребят

                             Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель:    Стоит Аленка:

                     Платочек зеленый,

                     Тонкий стан,

                      Белый сарафан. (Береза.)                                                                                                                                                     Раз, два, три – к березе беги!

Дети бегут к березе.

Воспитатель: Ребята, а как ты узнали, что это береза? (Ответ детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.) А что вы можете о дереве рассказать? Берёза - это единственное дерево на земле с белой корой. Белая кора березы – береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Березка считается символом России. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Старичок-Боровичок: Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи.

Воспитатель: А почему дерево не падает?

Дети: Корни держат.

Старичок-Боровичок: Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. Попробуйте выдернуть дерево, силачи?

Старичок-Боровичок: Ну что, не получилось? Корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево!

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные бусы.                                                                                                  

 (Ответы детей.)

Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.) Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей. Живет рябина долго -100-200 лет.

          Старичок-Боровичок: Внимательно рассмотрите листочки рябины. Обратите     внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. (Угощает детей ягодами рябины.) Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато – горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее. Плоды богаты витаминами.

Воспитатель: А это что за дерево? (Обращает внимание детей на хвойное дерево – ель.) Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена являются пищей для некоторых животных. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево.

«Какие у ели иголки?»

     Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. У ели маленькие иголки,  это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: «Зимой и летом одним цветом».

«Сколько лет нашей ели?

     Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки.       

     Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.

                «Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?»

      Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живую ель.

                Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

           Старичок-Боровичок: Каким деревом является ель? (хвойным) Как называются иголочки на ели? (хвоинки) Как называется лес, где растут только ели? (ельник) Ель снабжает диких животных и птиц шишками с семенами; очищает воздух от вредных веществ и примесей; выделяет кислород круглый год; летом служит источником прохлады и тени.

               Что же это за девица?                                                    

                Ни швея, ни мастерица,                                                

                Ничего сама не шьет,                                                      

                А в иголках круглый год.                                                

                                   (Ель)                                                                                            

Ель – одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, цветет один раз в 5-6 лет.

Вывод: У лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды – тянут ее из дерева. Иголки у хвойных деревьев – ели и сосны – хвоинки, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.

Остановка 2. «Клумба»

Воспитатель: Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)

 Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.)  Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?  (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.) Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)

Остановка 3. «Скворечник».

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Воспитатель: Какие птицы еще осенью улетаю на юг? (Ответы детей.) А теперь давайте вспомним правила поведения в природе.

Дети называют: нельзя топтать траву, корни деревьев, кустарников; ходить нужно по тропинкам; нельзя разводить костер, не разорять птичьих гнезд, не рвать цветов, подкармливать птиц зимой

Остановка 4. «Пень»

Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) 

Старичок-Боровичок: В этом пне тоже идет жизнь. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Дети рассматривают пень.

Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. А теперь давайте поиграем.

Игра «Найди такой же листок (березы, клена, осины…), какой покажу».

     Воспитатель показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждый ребенок оставляет себе лист (листья у детей должны быть разными).

Игра «Ветерок».

Воспитатель: Подул ветерок. Полетели кленовые (березовые, осиновые….) листочки. Покажите, как они полетели. (Дети, в руках у которых листья клена (березы, осины…), кружатся.)

Старичок-Боровичок: Ветерку понравилось с вами играть, и он вам дарит на память листочки (бумажные силуэты), которые нужно раскрасить.                                                                                                          

Воспитатель: А давайте еще в одну игру поиграем. Надо встать под деревом и смотреть на солнце (небо) сквозь крону. Что вы видите?

Дети. Птицы! Небо! Облака! Другие ветки!

Старичок-Боровичок: Сквозь какую крону лучше смотреть ввысь: редкую или густую? (Сквозь редкую). Как много разных растений в вашем парке: они и высокие, и низкие, тонкие и толстые, гладкие. Вам здесь понравилось? (Да).

Воспитатель: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).

Старичок-Боровичок: Вы все правильно сделали не надо брать из леса, парка много. Можно с собою взять только то, что не навредит растению или жителям парка. Ведь скоро парк порадует нас новыми загадками. Давайте его охранять, и он снова нас встретят своей красотой. Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.

Воспитатель. Не скучай Старичок-Боровичок. Мы в группе нарисуем печатью из листьев рисунки и обязательно тебе их пришлем, правда, ребята?

Дети и воспитатель прощаются со Старичком - Лесовичком. В группе дети рисуют рисунок «Осень на опушке краски разводила».

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....