Сказка в музыке, поэзии и живописи
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Боровкова Ирина Валентиновна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО ЗАНЯТИЯ

«СКАЗКА В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ»

 

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Развивать у детей интерес к былинной живописи, ее героям - святорусским богатырям, вызывать любовь за наших предков - защитников Родины. Способствовать эмоционально-нравственному сопереживанию образам картины, развитию творческого воображения, образного мышления, умению общаться по поводу увиденного.

Подводить детей к видению особенностей былинного образа - единства реального и придуманного народной фантазией. Подвести к пониманию главной идеи картины - на страже границ Руси стоят надежные защитники. Показать их единство, целеустремленность, мужество, преданность Родине независимо от социального статуса и особенностей характера.

Обогащать речь детей словами словами: "богатырь святорусский", "древняя Русь", "кольчуга", "шлем", "булатный меч", "булава", "сбруя", "лук разрывчатый", "копье", "щит", "чистое поле", "ковыль-трава."

Развивать восприятие путем установления синтеза выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, поэзии).

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседа о том, что такое былина, чтение и слушание былин, исполняемых при звучании гуслей, о подвигах И. Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, рассматривание иллюстраций о богатырях. Чтение сказок А.С. Пушкина, где есть богатыри ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»). Разучивание танцевальной композиции «Богатыри»,  работа над выразительным чтением стихов современных поэтов-прозаиков о былинных богатырях, а также , разучивание поэтических строк А.С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане», посвященных « прекрасным витязям». Рисование, лепка образов богатырей.

 

МАТЕРИАЛЫ.  Большая подборка картинок по конспекту, видеоролик «Род Белояров», «Богатырская симфония» Бородина, гусли, канат для игры.

 

ЗВУЧИТ СКАЗОЧНАЯ ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА.  №1

 

Выходит один ребенок (боковая дверь). Жестом предупреждает зрителей

о тишине, затем очень тихо здоровается с гостями и садится.

Из-за занавеса выбегает подгруппа ребят. Так же приветствуют гостей. Садятся. Затем из центрального входа выбегают оставшиеся дети. Приветствие повторяется.

 

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВБЕГАЕТ ВАСИЛИСА.ТАНЦУЕТ. С ОКОНЧАНИЕМ МУЗЫКИ ЗАМИРАЕТ. №2

 

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЛЯДОВА "БАБА ЯГА". НА МЕТЛЕ ВЛЕТАЕТ БАБА ЯГА. КРАДЕТСЯ ПО ЗАЛУ. С ОКОНЧАНИЕМ МУЗЫКИ ЗАМИРАЕТ.  №3

 

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВХОДИТ ХОЗЯИН ЛЕСА ЛЕШИЙ. С ОКОНЧАНИЕМ МУЗЫКИ ЗАМИРАЕТ.  №4

ФОНОГРАММА: Если сказка в дверь стучится, №5

                            Ты скорей ее впусти,

                            Потому что сказка — птица:

                            Чуть спугнешь — и не найти.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ УБЕГАЮТ.  №6

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Давным-давно это было, -

Еще когда моя бабка под стол пешком ходила,

Когда реки текли молочные, а берега были кисельные.

Леса были густые-густые, а небо чистое-чистое...

А зверя в тех лесах было видимо-невидимо,

А птиц в небе считано-несчитано,

А сказок в народе - великое множество.

               Сегодня, ребята, мы с вами попадаем в мир сказок и былин. А кто из вас может сказать: что такое былина?

ДЕТИ: Слово "былина" происходит от слова "быль". То, что было на самом деле, только очень давно.

         ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГУСРЯРОВ.

МУЗ.РУК.: В старину былины рассказывали сказители  гусляры, пропевая каждое слово. И сопровождал их пение древний музыкальный инструмент. Как он назывался?

ДЕТИ: Гусли.

МУЗ. РУК.:( показывает гусли)

Туго натянуты струны, потому и называют гусли струнным музыкальным инструментом. Наши гусли не простые, наши гусли расписные. И если рассмотреть роспись, то мы увидим сюжеты русских сказок.

( ПРЕДЛАГАЕТ  ПОСЛУШАТЬ ЗВУЧАНИЕ ЭТОГО ИНСТРУМЕНТА. )

             ВИДЕОРОЛИК. ГУСЛЯР А. СУББОТИН «РОД БЕЛОЯРОВ».

МУЗ.РУК.: Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов. С кем сражались русские богатыри?

ДЕТИ: Со Змеем Горынычем, Соловьем-разбойником, Идолищем Поганым, Тугариным змеевичем, с нашествием татар, печенегов.

МУЗ.РУК.: А кого же защищали они?

ДЕТИ: Слабых, беззащитных - женщин, стариков, всех, кто живет на родной земле.

МУЗ.РУК.: На богатырях, ребята, одежда древнерусских воинов.

Сейчас мы проверим ваши знания.

              СЛАЙД.  КОЛЬЧУГА.

Что защищает их тело? (Кольчуга) – небольшие пояснения.

               СЛАЙД. ШЛЕМ.

А что у них на головах? (Шлем)

                СЛАЙД. ЩИТЫ.

Что еще использовалось для защиты витязей? (щит)-пояснения

                      СЛАЙД. КАЛЧАН И СТРЕЛЫ.

А теперь давайте посмотрим, чем вооружены воины.

                 СЛАЙД. ЛУК БОГАТЫРСКИЙ.

                 СЛАЙД.БУЛАВА.

                 СЛАЙД. КОПЬЯ.

Это оружие витязей, храбрых воинов.           

МУЗ.РУК.: Богатырская тема вдохновляла и русских

композиторов, и поэтов, и художников.

              РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ  ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

 Сегодня, ребята, я хочу еще раз представить вашему вниманию картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вы внимательно рассмотрите ее и подумайте, что же хотел нам  сказать художник. И поможет вам в этом музыка.

 

          ЗВУЧИТ БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ БОРОДИНА.  №7

МУЗ.РУК.: сейчас прозвучала «Богатырская» симфония Бородина.

 Какая музыка по характеру?

ДЕТИ: Мощная, сильная, твердая, надежная, героическая и т.д.

МУЗ.РУК.: Можно ли отнести эти слова к нашим богатырям? (Конечно).

              Эти три богатыря на самом деле жили на Руси, но очень давно. В степи, среди бескрайних просторов остановились три всадника. Тревожно всматриваются они вдаль - "нет ли где ворога, не обижают ли кого". Колышит ветер пожелтевшую траву, гонит по осеннему небу грозные тучи, разметая гривы и хвосты богатырским коням.

 Как звать-величать богатыря, сидящего в центре на черном коне. (Илья Муромец).

РЕБЕНОК: Илья жил в 12-ом веке, звали ласково – Чоботок.

                      Была силища в том человеке богатырская, был он высок.

                      Он был крепок и духом , и силой, и в боях поражений не знал.

                      Для детей богатырь он былинный, а для взрослых легендою                              стал. ( Иаков Липянский)

                                          СЛАЙД   ИЛЬИ

 Жил Илья в городе Муроме, селе Карачарове. Был он по преданию сыном крестьянина. Илья самый старший среди богатырей. Сверкает седая борода, выбилась из-под шлема седая прядь волос.  Тяжело, но уверенно сидит на коне Илья. С удивительной легкостью держит в правой руке булаву булатную «сорока пудов», и рука его даже не сгибается под такой тяжестью. В былинах рассказывается о необыкновенной силе Ильи Ивановича.

                           КАРТИНА «БОГАТЫРИ» 

 Конь под богатырем такой же мощный и сильный. Он чуть опустил голову, выгнув шею, гордо и спокойно косит своим большим глазом. Нарядна и мощна у него сбруя.

              Справа от Ильи на белом коне другой герой. Как звать величать этого богатыря? (Добрыня Никитич).

РЕБЕНОК: Добрыня - русский богатырь, Никитич - отчество его,

                Он быстро рос и вверх, и вширь и побороть мог всех легко.                                                Но говорила часто мать:

РЕБЕНОК: "Я лишь добра тебе хочу, ты, мой сыночек, должен знать,           Внимай, чему тебя учу,

                     Сорочинскую гору ты впредь стороною обходи

                     За две, не то за три версты:

                     Там ждет опасность впереди."(Леонид Грушко)

МУЗ.РУКОВОД: Какая опасность подстерегала Добрыню за Сорочинской горой? (Змей Горыныч)

      СЛАЙД БОЙ ДОБРЫНИ С ГОРЫНЫЧЕМ.

Много бед принес Змей Горыныч русским людям. Сжигал селения, города. Уводил в пещеры горные женщин, детей, стариков. И сразился Добрыня со Змеем и Горыныч был побежден.

                                 СЛАЙД ДОБРЫНИ

МУЗ.РУК.: Былины говорят, что Добрыня из  богатого княжеского рода, потому и одежда на нем богатая:  красный круглый щит горит золотыми заклепками, тяжел золотой крест на могучей груди.  Он отличался, как говорят былины, мудростью и знаниями. 

                     КАРТИНА «БОГАТЫРИ»

 Боевой конь богатыря силен и красив – белый, в нарядной красной сбруе с золотыми украшениями. Ветер развивает его пышную белоснежную гриву и хвост. 

            Слева от Ильи Муромца еще один народный богатырь. Как звать величать его? (Алеша Попович).

РЕБЕНОК: Алеша, сын поповский из Ростова…
А  чем  же  людям  полюбился  он?
А  тем  и  полюбился,  что  проказник,
Гусляр,  певец,  задира,   балагур,
И  если  где – то  вдруг  случался  праздник,
Попович  наш,  конечно,  тут  как  тут. (Владимир Гусев Тульский)

                        СЛАЙД ПОПОВИЧ

МУЗ.РУКОВОД: Алеша, сын попа Леонтия из Ростова. Этот молодой красавец кажется изящным, тонким и стройным. Кажется, что и вооружен он легко. У пояса с левой стороны – меч и стрелы в колчане, сзади щит. В правой руке – плеточка шелковая, а сбоку – гусельки  яровчатые. Он весельчак, певец, гусляр, мастер на выдумки.  Не силой берет Алеша верх над врагом, а ловкостью, находчивостью, смекалкой и отвагой. Что-то и сейчас он замышляет. Хитровато смотрит в сторону врага.

                 КАРТИНА «БОГАТЫРИ»

 Конь у богатыря каурый –светло-каштановый, рыжеватой масти. Он не такой могучий как другие кони, но более легок и стремителен. Алеша Попович известен борьбой с печенегами и татарами.

              Вот какие богатыри земли Русской перед вами. Вели они жизнь полную опасностей, подвигов и мужества.

МУЗ.РУК.: Что- то мы засиделись с вами, ребята, не пора ли нам с вами встряхнуться да помериться силушкой молодецкою.

 Канат сжимают сотни рук
И каждый чувствует опору
Когда  с тобою рядом друг,
Свернете вы любую гору! 

 

                   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА) №8

              Мы с вами познакомились с богатырями, написанными на картине художника Васнецова, а теперь давайте послушаем как образы богатырей воспевали известные русские поэты.

 

           НА ЭКРАНЕ ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ПОРТРЕТ А.С.ПУШКИНА

МУЗ.РУКОВОД: Кто изображен на экране? (Ответ).

 Итак: А.С. Пушкин! В какой из своих сказок он воспел образ прекрасных витязей. ( «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»). 

                                             ШУМ МОРЯ  №9

ДЕТИ: В свете есть иное диво: 
                Море вздуется бурливо,
                Закипит, подымет вой,
                Хлынет на берег пустой,
       Разольётся в шумном беге,
       И очутятся на бреге,
      В чешуе, как жар горя,
      Тридцать три богатыря,
                  Все красавцы удалые,
                  Великаны молодые,
                  Все равны, как на подбор,
                  С ними дядька Черномор.( Дети идут за занавес и готовятся к танцу)

 ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «БОГАТЫРИ».  №10

 

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Молодцы, ребята!

 Сегодня мы с вами очень подробно разобрали тему защитников древнерусской земли.

ЗВУЧИТ ЧАЙКОВСКИЙ «ВРЕМЕНА ГОДА» №11

 А вот при следующей нашей встрече от героических, мужественных образов мы обратиться к сказочным женским образам нежным, добрым иногда беззащитным. И опять к нам придут на помощь музыка, живопись и поэзия.                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                         

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Цикл занятий "Зима в музыке, поэзии и живописи"

В данной презентации обазначена актуальность проблемы, указаны цели и задачи. способствующие достижению поставленной цели. Разработаны  предварительная работа и занятия....

Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи.

Выступление на МО педагогов города из опыта работы по теме:"Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи"....

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Осень в музыке, поэзии, живописи".

Представленное интегрированное занятие-одно из составляющих проекта для старших дошкольников "Что нам осень принесла!" Тема осени раскрывается перед детьми в музыкальных произведениях, поэзии и живопи...

Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10 Тема: «Царство цветов»

Конспект интегрированного занятия по синтезу  искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей  группы №10Тема:  «Царство цветов»...

Проект "Зима в музыке, поэзии, живописи"

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, ...

Весна в произведениях музыки, поэзии, живописи. НОД в подготовительной к школе группе.

Формирование у детей эстетического вкуса через умение видеть в музыке, поэзии и живописи красоту весенней природы....

Конспект интегрированного открытого музыкального занятия по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи» в подготовительной группе

     Представленное занятие вносит в воспитание детей нравственно-духовное развитие, а взаимодействия педагога и детей прививает эстетический вкус и творческую инициативу. Интегр...