Сказка в музыке, поэзии и живописи
план-конспект занятия (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО ЗАНЯТИЯ
«СКАЗКА В МУЗЫКЕ, ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Развивать у детей интерес к былинной живописи, ее героям - святорусским богатырям, вызывать любовь за наших предков - защитников Родины. Способствовать эмоционально-нравственному сопереживанию образам картины, развитию творческого воображения, образного мышления, умению общаться по поводу увиденного.
Подводить детей к видению особенностей былинного образа - единства реального и придуманного народной фантазией. Подвести к пониманию главной идеи картины - на страже границ Руси стоят надежные защитники. Показать их единство, целеустремленность, мужество, преданность Родине независимо от социального статуса и особенностей характера.
Обогащать речь детей словами словами: "богатырь святорусский", "древняя Русь", "кольчуга", "шлем", "булатный меч", "булава", "сбруя", "лук разрывчатый", "копье", "щит", "чистое поле", "ковыль-трава."
Развивать восприятие путем установления синтеза выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, поэзии).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседа о том, что такое былина, чтение и слушание былин, исполняемых при звучании гуслей, о подвигах И. Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, рассматривание иллюстраций о богатырях. Чтение сказок А.С. Пушкина, где есть богатыри ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»). Разучивание танцевальной композиции «Богатыри», работа над выразительным чтением стихов современных поэтов-прозаиков о былинных богатырях, а также , разучивание поэтических строк А.С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане», посвященных « прекрасным витязям». Рисование, лепка образов богатырей.
МАТЕРИАЛЫ. Большая подборка картинок по конспекту, видеоролик «Род Белояров», «Богатырская симфония» Бородина, гусли, канат для игры.
ЗВУЧИТ СКАЗОЧНАЯ ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА. №1
Выходит один ребенок (боковая дверь). Жестом предупреждает зрителей
о тишине, затем очень тихо здоровается с гостями и садится.
Из-за занавеса выбегает подгруппа ребят. Так же приветствуют гостей. Садятся. Затем из центрального входа выбегают оставшиеся дети. Приветствие повторяется.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВБЕГАЕТ ВАСИЛИСА.ТАНЦУЕТ. С ОКОНЧАНИЕМ МУЗЫКИ ЗАМИРАЕТ. №2
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЛЯДОВА "БАБА ЯГА". НА МЕТЛЕ ВЛЕТАЕТ БАБА ЯГА. КРАДЕТСЯ ПО ЗАЛУ. С ОКОНЧАНИЕМ МУЗЫКИ ЗАМИРАЕТ. №3
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВХОДИТ ХОЗЯИН ЛЕСА ЛЕШИЙ. С ОКОНЧАНИЕМ МУЗЫКИ ЗАМИРАЕТ. №4
ФОНОГРАММА: Если сказка в дверь стучится, №5
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка — птица:
Чуть спугнешь — и не найти.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ УБЕГАЮТ. №6
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Давным-давно это было, -
Еще когда моя бабка под стол пешком ходила,
Когда реки текли молочные, а берега были кисельные.
Леса были густые-густые, а небо чистое-чистое...
А зверя в тех лесах было видимо-невидимо,
А птиц в небе считано-несчитано,
А сказок в народе - великое множество.
Сегодня, ребята, мы с вами попадаем в мир сказок и былин. А кто из вас может сказать: что такое былина?
ДЕТИ: Слово "былина" происходит от слова "быль". То, что было на самом деле, только очень давно.
ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГУСРЯРОВ.
МУЗ.РУК.: В старину былины рассказывали сказители гусляры, пропевая каждое слово. И сопровождал их пение древний музыкальный инструмент. Как он назывался?
ДЕТИ: Гусли.
МУЗ. РУК.:( показывает гусли)
Туго натянуты струны, потому и называют гусли струнным музыкальным инструментом. Наши гусли не простые, наши гусли расписные. И если рассмотреть роспись, то мы увидим сюжеты русских сказок.
( ПРЕДЛАГАЕТ ПОСЛУШАТЬ ЗВУЧАНИЕ ЭТОГО ИНСТРУМЕНТА. )
ВИДЕОРОЛИК. ГУСЛЯР А. СУББОТИН «РОД БЕЛОЯРОВ».
МУЗ.РУК.: Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов. С кем сражались русские богатыри?
ДЕТИ: Со Змеем Горынычем, Соловьем-разбойником, Идолищем Поганым, Тугариным змеевичем, с нашествием татар, печенегов.
МУЗ.РУК.: А кого же защищали они?
ДЕТИ: Слабых, беззащитных - женщин, стариков, всех, кто живет на родной земле.
МУЗ.РУК.: На богатырях, ребята, одежда древнерусских воинов.
Сейчас мы проверим ваши знания.
СЛАЙД. КОЛЬЧУГА.
Что защищает их тело? (Кольчуга) – небольшие пояснения.
СЛАЙД. ШЛЕМ.
А что у них на головах? (Шлем)
СЛАЙД. ЩИТЫ.
Что еще использовалось для защиты витязей? (щит)-пояснения
СЛАЙД. КАЛЧАН И СТРЕЛЫ.
А теперь давайте посмотрим, чем вооружены воины.
СЛАЙД. ЛУК БОГАТЫРСКИЙ.
СЛАЙД.БУЛАВА.
СЛАЙД. КОПЬЯ.
Это оружие витязей, храбрых воинов.
МУЗ.РУК.: Богатырская тема вдохновляла и русских
композиторов, и поэтов, и художников.
РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
Сегодня, ребята, я хочу еще раз представить вашему вниманию картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вы внимательно рассмотрите ее и подумайте, что же хотел нам сказать художник. И поможет вам в этом музыка.
ЗВУЧИТ БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ БОРОДИНА. №7
МУЗ.РУК.: сейчас прозвучала «Богатырская» симфония Бородина.
Какая музыка по характеру?
ДЕТИ: Мощная, сильная, твердая, надежная, героическая и т.д.
МУЗ.РУК.: Можно ли отнести эти слова к нашим богатырям? (Конечно).
Эти три богатыря на самом деле жили на Руси, но очень давно. В степи, среди бескрайних просторов остановились три всадника. Тревожно всматриваются они вдаль - "нет ли где ворога, не обижают ли кого". Колышит ветер пожелтевшую траву, гонит по осеннему небу грозные тучи, разметая гривы и хвосты богатырским коням.
Как звать-величать богатыря, сидящего в центре на черном коне. (Илья Муромец).
РЕБЕНОК: Илья жил в 12-ом веке, звали ласково – Чоботок.
Была силища в том человеке богатырская, был он высок.
Он был крепок и духом , и силой, и в боях поражений не знал.
Для детей богатырь он былинный, а для взрослых легендою стал. ( Иаков Липянский)
СЛАЙД ИЛЬИ
Жил Илья в городе Муроме, селе Карачарове. Был он по преданию сыном крестьянина. Илья самый старший среди богатырей. Сверкает седая борода, выбилась из-под шлема седая прядь волос. Тяжело, но уверенно сидит на коне Илья. С удивительной легкостью держит в правой руке булаву булатную «сорока пудов», и рука его даже не сгибается под такой тяжестью. В былинах рассказывается о необыкновенной силе Ильи Ивановича.
КАРТИНА «БОГАТЫРИ»
Конь под богатырем такой же мощный и сильный. Он чуть опустил голову, выгнув шею, гордо и спокойно косит своим большим глазом. Нарядна и мощна у него сбруя.
Справа от Ильи на белом коне другой герой. Как звать величать этого богатыря? (Добрыня Никитич).
РЕБЕНОК: Добрыня - русский богатырь, Никитич - отчество его,
Он быстро рос и вверх, и вширь и побороть мог всех легко. Но говорила часто мать:
РЕБЕНОК: "Я лишь добра тебе хочу, ты, мой сыночек, должен знать, Внимай, чему тебя учу,
Сорочинскую гору ты впредь стороною обходи
За две, не то за три версты:
Там ждет опасность впереди."(Леонид Грушко)
МУЗ.РУКОВОД: Какая опасность подстерегала Добрыню за Сорочинской горой? (Змей Горыныч)
СЛАЙД БОЙ ДОБРЫНИ С ГОРЫНЫЧЕМ.
Много бед принес Змей Горыныч русским людям. Сжигал селения, города. Уводил в пещеры горные женщин, детей, стариков. И сразился Добрыня со Змеем и Горыныч был побежден.
СЛАЙД ДОБРЫНИ
МУЗ.РУК.: Былины говорят, что Добрыня из богатого княжеского рода, потому и одежда на нем богатая: красный круглый щит горит золотыми заклепками, тяжел золотой крест на могучей груди. Он отличался, как говорят былины, мудростью и знаниями.
КАРТИНА «БОГАТЫРИ»
Боевой конь богатыря силен и красив – белый, в нарядной красной сбруе с золотыми украшениями. Ветер развивает его пышную белоснежную гриву и хвост.
Слева от Ильи Муромца еще один народный богатырь. Как звать величать его? (Алеша Попович).
РЕБЕНОК: Алеша, сын поповский из Ростова…
А чем же людям полюбился он?
А тем и полюбился, что проказник,
Гусляр, певец, задира, балагур,
И если где – то вдруг случался праздник,
Попович наш, конечно, тут как тут. (Владимир Гусев Тульский)
СЛАЙД ПОПОВИЧ
МУЗ.РУКОВОД: Алеша, сын попа Леонтия из Ростова. Этот молодой красавец кажется изящным, тонким и стройным. Кажется, что и вооружен он легко. У пояса с левой стороны – меч и стрелы в колчане, сзади щит. В правой руке – плеточка шелковая, а сбоку – гусельки яровчатые. Он весельчак, певец, гусляр, мастер на выдумки. Не силой берет Алеша верх над врагом, а ловкостью, находчивостью, смекалкой и отвагой. Что-то и сейчас он замышляет. Хитровато смотрит в сторону врага.
КАРТИНА «БОГАТЫРИ»
Конь у богатыря каурый –светло-каштановый, рыжеватой масти. Он не такой могучий как другие кони, но более легок и стремителен. Алеша Попович известен борьбой с печенегами и татарами.
Вот какие богатыри земли Русской перед вами. Вели они жизнь полную опасностей, подвигов и мужества.
МУЗ.РУК.: Что- то мы засиделись с вами, ребята, не пора ли нам с вами встряхнуться да помериться силушкой молодецкою.
Канат сжимают сотни рук
И каждый чувствует опору
Когда с тобою рядом друг,
Свернете вы любую гору!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА) №8
Мы с вами познакомились с богатырями, написанными на картине художника Васнецова, а теперь давайте послушаем как образы богатырей воспевали известные русские поэты.
НА ЭКРАНЕ ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ПОРТРЕТ А.С.ПУШКИНА
МУЗ.РУКОВОД: Кто изображен на экране? (Ответ).
Итак: А.С. Пушкин! В какой из своих сказок он воспел образ прекрасных витязей. ( «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»).
ШУМ МОРЯ №9
ДЕТИ: В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.( Дети идут за занавес и готовятся к танцу)
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «БОГАТЫРИ». №10
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Молодцы, ребята!
Сегодня мы с вами очень подробно разобрали тему защитников древнерусской земли.
ЗВУЧИТ ЧАЙКОВСКИЙ «ВРЕМЕНА ГОДА» №11
А вот при следующей нашей встрече от героических, мужественных образов мы обратиться к сказочным женским образам нежным, добрым иногда беззащитным. И опять к нам придут на помощь музыка, живопись и поэзия.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Цикл занятий "Зима в музыке, поэзии и живописи"
В данной презентации обазначена актуальность проблемы, указаны цели и задачи. способствующие достижению поставленной цели. Разработаны предварительная работа и занятия....
Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи.
Выступление на МО педагогов города из опыта работы по теме:"Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи"....
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Осень в музыке, поэзии, живописи".
Представленное интегрированное занятие-одно из составляющих проекта для старших дошкольников "Что нам осень принесла!" Тема осени раскрывается перед детьми в музыкальных произведениях, поэзии и живопи...
Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10 Тема: «Царство цветов»
Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10Тема: «Царство цветов»...
Проект "Зима в музыке, поэзии, живописи"
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, ...
Весна в произведениях музыки, поэзии, живописи. НОД в подготовительной к школе группе.
Формирование у детей эстетического вкуса через умение видеть в музыке, поэзии и живописи красоту весенней природы....
Конспект интегрированного открытого музыкального занятия по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи» в подготовительной группе
Представленное занятие вносит в воспитание детей нравственно-духовное развитие, а взаимодействия педагога и детей прививает эстетический вкус и творческую инициативу. Интегр...