Конспект занятия " Русские народные игры"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Фольклорный праздник " Русские народные игры". Знакомство детей с устным народным творчеством, традициями как важной частью духовной культуры народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклорный праздник " Русские народные игры" | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ "Детский сад "Колокольчик"
Фольклорный праздник
"Русские народные игры"
для детей 4-5 лет
Воспитатель: Иванова Н.В.
Цель: знакомство детей с устным народным творчеством (потешками, песнями, загадками, считалками, народными играми), народными традициями как с важной частью духовной культуры народа.
Ведущий: Здравствуйте гости, милости просим! У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки.
Будем праздник начинать,
Будем петь и танцевать!
Хоровод "Во поле берёза стояла"
ведуший:
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
ведущий:
Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
А будут ли награды?
ведущий:
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: Игра «Карусель»
ведущий:
Девчонки! Внимание!
Мальчишки! Внимание!
Приглашаем всех
На веселые соревнования!
Первое задание для нашего соревнования.
Игра «Гуси- лебеди»
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
ведущий:
Внимание! Внимание! Следующее задание для нашего соревнования.
Игра "Рыболов"
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Баба Яга.
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.
Волки во рву
Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
"Сова"
Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Зетем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит «Ночь». При этом слове мыши мгновенно замирают. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает. Тот, кто не рассмеется остается в игре.
Игра «Горелки»
Дети становятся в 2 колонны по 6 человек. Ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Дети произносят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!!!
Первые в обеих командах стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков.
ведущий А теперь игра на внимание
Покажите ваши старания
Игра «Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Цель -запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
"Укротитель зверей"
На игровой площадке ставятся пеньки по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.
"Заря – Заряница"
Один из ребят держит в руке ленту. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не зевай
Быстрей убегай!
С последними словами игрового припева водящий становится между двумя игроками, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит ленту из рук водящего, тот победит и становится водящим. Игра повторяется.
«Золотые ворота»
Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем») Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.
ведущий Всех ребят, парней, девчат
Вызываю на канат
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната»
ведущий
Посидите, отдохните
Да умом пошевелите.
Мои хитрые загадки
Кто сумеет разгадать?
Тому сушки и баранки
Обещаю к чаю дать.
Загадки:
Носят женщины, старушки, Носят малые девчушки- К уголочку уголок Сложен красочный..(платок) . | Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, У печи оставят (лапти) |
Не страшны зимой морозы Ни большим, ни маленьким. Что нам зимушки угрозы- Мы обуем (валенки).
| Без нее в деревне скучно, Вместе с ней поют частушки, Пляшут Маша и Антошка Под веселую (гармошку). |
Если маленький мороз- Не хватает он за нос. Как начнет мороз сердиться, Мы наденем (рукавицы).
| Как нужна она в лесу! В ней грибы домой несу, Полюбуйся на картину- Белых целая....(корзина). |
Мне в частушках подыграет, Хоть и не гармошка. За обедом в суп ныряет Расписная (ложка)
| Любят девочки-подружки С маком бублики и (сушки). |
Три струны, ее узнай-ка» Ну конечно …(балалайка) | Выпускает жаркий пар Древний чайник - (самовар) |
ведущий :
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит!
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит!
Ведущий выносит самовар, бублики. Предлагается русское чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Русский народный костюм"
Пословицы о труде, игра " Золотые ворота"....
Конспект занятия « Русские народные игрушки»
Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, п...
Конспект занятия "Русский народный костюм"
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40 Конспект занятияпо образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Рисование") по теме: "РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ(занятие для де...
Конспект занятия "Русский народный костюм"
ОО "Художественно-эстетическое развитие"...
конспект занятия "Русские народные игры и игрушки"
Конспект занятия на тему«Русские народные игры и игрушки» (средняя группа) Цель:Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.Задачи: закреплять умение осуществлять ...
Интерактивные игры к конспекту занятия "Русские народные сказки"
Интерактивные игры к конспекту занятия "Русские народные сказки"...
Конспект занятия русских народных подвижных игр «Народные игры» Старшая группа
Задачи:Образовательная:1. Знакомить детей с народными подвижными играми:а) закреплять умение подбрасывать мяч кверху и целится в игрока, быстро реагировать на сигнал «стой», имя ребенка на...