Конспект занятия "Русский народный костюм"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Макарова Лилиана Рачиковна

ОО "Художественно-эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rus_nar_kostyum.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

КОНСПЕКТ

непосредственно - образовательной деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)

Тема: «Русский народный костюм»

Воспитатель: Макарова Лилиана Рачиковна

г. Белореченск, 2015 год

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Русский народный костюм».

Цель: Показать детям неразрывную связь между различными видами искусства: народным промыслом, музыкой.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • обобщение и конкретизация знаний детей об истории русского национального костюма;
  • развитие умения детей составлять узоры на бумаге печатанием поролоновым  тычком по трафарету;

Развивающие задачи:

  • активизация и обогащение словаря: орнамент, оболочка, косоворотка.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой народ и культуру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены герои в русских народных костюмах. Беседа об истории русского народного костюма.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Гуси-Лебеди», куклы в русских национальных костюмах, сундук, русский народный сарафан, платок, рубаха, косоворотка, береза.

Заготовки силуэтов сарафанов для рисования, гуашь, поролоновые тычки, трафареты цветочного орнамента, аудиозапись: «Во поле береза стояла», «Лапти да лапти».

Методы и приемы:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы живем с вами в современном мире, одежду покупаем в магазинах, модно одеваемся. А вам интересно знать, как жили люди в давние времена, во что они одевались?

Дети: Да, интересно.

Воспитатель: А как можно назвать, одним словом наших прабабушек, прадедушек?

Дети: Предки.

Воспитатель: Верно! Ребята, откуда мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, музеев.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Я предлагаю вам отправиться в наш мини - музей. Отправляемся?

Дети: Да, отправляемся!

Воспитатель вместе с детьми подходят к мини - музею, обращает внимание детей на иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель: Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: «Курочка Ряба», «Гуси - Лебеди».

Воспитатель: Молодцы, правильно. Обратите внимание на одежду персонажей сказок, во что одета баба из сказки «Курочка  Ряба»?

Дети: Сорочка, платок, юбка.

Воспитатель: Правильно! Обратите внимание на обувь - это лапти. Лапти - это низкая обувь, сплетенная из древесного лыка. Ребята, во что одет дед?

Дети: Рубаха, штаны, лапти.

Воспитатель: Это не просто рубаха - это косоворотка. Мужские рубашки шились с косым воротом, застежка была с боку, отсюда и название - косоворотка.

Давайте повторим новые для вас слова: лапти, косоворотка.

Дети повторяют.

Воспитатель: Я знаю замечательную песню «Лапти, да лапти». Давайте споем ее вместе?

Динамическая пауза.

Звучит аудиозапись песни «Лапти, да лапти». Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем: выставление поочередно правой и левой ноги на пятку, хлопок в ладоши, наклон вниз, шаг вправо - притоп, шаг влево - притоп. Руки вверх - хлопок над головой.

Воспитатель: Посмотрите на кукол, расположенных в нашем музее. Они одеты в русский национальный костюм. А вы знаете, как в народе называли одежду?

Дети: Затрудняются ответить.

Воспитатель: Одеваться, значило - облачаться. Как называлась одежда?

Дети: Оболочка.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Оболочка, давайте вместе повторим.

Дети с воспитателем повторяют.

Воспитатель: Русские сарафаны были очень красивы. Их украшали вышивкой. Кроме вышивки одежду украшали тесьмой, полосками бархата, бисером (показывает на одежде кукол). Обратите внимание, каких цветов ткань использовали для пошива одежды?

Дети: Белый, синий, желтый, красный, коричневый.

Воспитатель: Вы знаете, что символизируют эти цвета?

Белый цвет что символизирует?

Дети: Белый цвет символизирует - свет, чистоту.

Воспитатель: Желтый?

Дети: Желтый цвет символизирует - солнце, богатство.

Воспитатель: Синий цвет?

Дети: Символ неба.

Воспитатель: Красный цвет?

Дети: Символ тепла.

Воспитатель: Коричневый?

Дети: Коричневый цвет - символ земли.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

(показывает кокошник)

Это женский головной убор - кокошник, он украшался бисером, золотыми нитями, стеклом, у наиболее богатых - драгоценными камнями.

Давайте повторим - кокошник.

Дети вместе с воспитателем повторяют.

Воспитатель: Красивый узор на сарафане у куклы  называется - орнамент, это чередование повторяющихся элементов.

Продолжаем экскурсию по нашему мини-музею. В чем, как вы думаете, хранили вещи в древней Руси?

Дети: Вещи хранили в сундуках.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Вещи в старину хранили в сундуках.

(открывает накрытый сундук)

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут…

Воспитатель достает из сундука сарафан, платок, косоворотку, рубаху. Рассматривают орнамент, вышитый на сарафане.

Воспитатель: Я вам приготовила силуэты сарафанов и трафареты. Предлагаю вам украсить сарафаны орнаментом. Присаживайтесь за столы.

(дети присаживаются за столы, на которых заранее разложены трафареты, силуэты сарафанов, поролоновые тычки, гуашь красного и зеленого цвета, вода, салфетки на каждого ребенка).

Украшать сарафаны мы будем растительным орнаментом, т.е. чередование листок, цветок. «Вышивать» будем при помощи трафарета.

Воспитатель: Перед работой давайте разомнем руки.

Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать»

После показа воспитателя, дети приступают к работе: прикладывают к силуэтам сарафанов поочередно, сначала один потом другой трафареты и закрашивают их поролоновым тычком.

Анализ работ. Воспитатель предлагает детям вокруг макета березы выстроить хоровод из силуэтов сарафанов.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня ходили?

Дети: Мы сегодня ходили в музей.

Воспитатель: Что нового узнали?

Дети: Мужская рубаха с косым воротом называется косоворотка.

Воспитатель: Правильно! Еще мы с вами рассматривали женский головной убор, как он называется?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Правильно! Узор, которым мы с вами украшали сарафаны, как называется?

Дети: Орнамент.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

В таких сарафанах красны девицы собирались возле березок, где их ждали, добры молодцы, вместе они пели песни веселые, водили хороводы. Предлагаю вам встать в хоровод вокруг нашей березки.

Звучит аудиозапись «Во поле береза стояла»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Пословицы  о  труде,  игра  " Золотые  ворота"....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

Конспект занятия "Народный костюм города Губкина"

Ознакомление дошкольников с историей губкинского костюма, его конструктивными элементами, воспитание интереса к истории родного города, его традициям....

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....