Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ. Театрализация в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (подготовительная группа)
Сценарий музыкально-литературной постановки в подготовительной группе ДОУ, организованной совместно с родителями детей группы. Постановка включает в себя песни о Ленинграде и Санкт- Петербурге, стихи О. Берггольц и Ю. Воронова. Действие происходит в довоенном Ленинграде, в период блокады города и в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.odt | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализация в ДОУ
«Блокада Ленинграда»
Музыкально- литературная постановка в подготовительной группе ДОУ.
Автор-составитель — Калинина Ирина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №65
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Блокада Ленинграда»
Музыкальное сопровождение:
-ВИА «Поющие гитары», песня «Ленинград».
-И. Шварц «Прогулка по ночному городу».
-Муз. А.В. Александров, сл. В.И. Лебедев-Кумач «Священная война»
-Б. Окуджава, «До свидания, мальчики».
-Муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев
«В далеком тревожном военном году...».
-Муз. Л. Шенберг, П. Краубнер, сл. П. Богданов «Песня о Ладоге».
-Д. Д. Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».
Отрывки из стихотворений Ольги Берггольц и Юрия Воронова.
Видео и фотографии блокадного Ленинграда и современного
Санкт-Петербурга.
Роли детей и взрослых блокадного Ленинграда играют дети и родители подготовительной группы ДОУ.
Действие 1 — «Вечер перед войной»
Сцена 1 «В Летнем саду»
Фото на экране — ограда Летнего сада;
Музыка — ВИА «Поющие гитары», песня «Ленинград».
(Два мальчика и две девочки выходят к ограде Летнего сада и поют песню про Ленинград)
Дети хором:
Ленинград, Ленинград,
Кружевной узор оград.
Летний сад, Летний сад,
Белой ночи аромат.
Сколько лет. Сколько зим
Я люблю тебя таким,
Город мой над Невой,
В мире ты один такой!
Рвутся шпили в высоту,
Пляшут кони на мосту,
А у самой у Невы
Заседают боги и пасутся львы!
Ленинград, Ленинград,
Кружевной узор оград.
Летний сад, Летний сад,
Белой ночи аромат.
Сколько лет. Сколько зим
Я люблю тебя таким,
Город мой над Невой,
В мире ты один такой!
Коля: Какое замечательное лето наступило!
Витя: Как красиво в Летнем саду!
Полина: Как здорово, что первого сентября мы все пойдем в школу, в первый класс!
Мила: А давайте побежим к Медному всаднику!
Дети: Давайте, побежали! (дети убегают)
Сцена 2 «У Медного всадника»
Фото на экране — «Медный всадник»;
Музыка — И. Шварц «Прогулка по ночному городу».
(У «Медного всадника» выбегают и выстраиваются 8 девочек - «волн»,
к ним подбегает девочка - «Белая ночь»)
Танец «Белая ночь над Невой»
(«волны» убегают, появляются прогуливающиеся дети)
Коля: Наш город — самый красивый город в мире!
Витя: А еще — он наш самый любимый и родной!
Полина: А давайте у «Медного всадника» мечтать и загадывать желания!
Мила: Я мечтаю в школе учиться на одни «пятерки»!
Коля: А я мечтаю вырасти и стать знаменитым летчиком, как Чкалов!
Витя: А я буду путешествовать по всему миру, побываю на Северном полюсе, увижу белых медведей, а может быть долечу до Австралии и увижу кенгуру!
Мила: А я мечтаю быть воспитателем или учителем в школе, хочу учить детишек быть сильными и храбрыми, любить свою Родину, свой город, а если будет нужно, - защищать его.
Полина: А я смотрю на памятник, а потом закрываю глаза и представляю, что сам Петр первый гуляет по берегам Невы и удивляется красоте дворцов и парков, а затем он встречает нас, и мы ему рассказываем, как замечательно мы живем сейчас, в одна тысяча девятьсот сорок первом году!
Коля: Мы завтра поедем на дачу, будем с дедушкой ловить рыбу.
Мила: А я пойду с мамой в Русский музей.
Витя: А мы с папой пойдем в тир и на аттракционы.
Полина: Поскорей бы наступило воскресенье 22 июня 1941 года!
Действие 2 — «22 июня 1941 года»
Фото на экране: 1 — Радио на Невском проспекте
Музыка: 1 — Объявление по радио «Внимание, говорит Москва...»
2 — муз. А.В. Александров, сл. В.И. Лебедев-Кумач
«Священная война»
3 — Б. Окуджава, «До свидания, мальчики»
Сцена 1 «На Невском проспекте»
Звучит объявление о начале войны.
(взрослые и дети медленно подходят к экрану, смотрят на громкоговоритель, слушают, перешептываются).
Звучит песня - муз. А.В. Александров, сл. В.И. Лебедев-Кумач
«Священная война»
(Папа вместе с песней читает речитативом первый куплет и припев)
Папа Таси и Сёмы:
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!
Тася: Мама, почему говорят, что началась война? Мама, что такое война?
Сёма: Почему папе нужно уходить на фронт?
Мама Таси и Сёмы: Война — это очень, очень плохо, дети. Очень горько и очень страшно. Все папы и старшие братья собираются идти на фронт, чтобы защищать нас от фашистов, которые напали на нашу Родину. А мы… А мы будем очень сильно ждать папу и верить в то, что враг никогда не вступит на улицы Ленинграда. Мы дождемся папу домой с победой, мы победим!
Папа Таси и Сёмы: - Наше дело правое — защищать нашу Родину, детей, женщин, стариков! Победа будет за нами!
Сцена 2 «Клятва»
(мама и папа выступают вперед, обнимают детей и друг друга)
Мама Таси и Сёмы:
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Папа Таси и Сёмы:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И, если завтра будут баррикады, -
Мы не покинем наших баррикад.
Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»
(под песню мамы и дети прощаются с папами, обнимают, целуют и машут им вслед, папы уходят)
Действие 3 — «Начало блокады»
Фото на экране: 1 — Блокадная зима
2 — Кировский завод
Музыка: 1 — звук вьюги
2 — Муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев
«В далеком тревожном военном году...»
Сцена 1 «Опустевший город»
(мама с ребенком медленно бредут по улице)
Рома: Мама, почему на улице никого нет?
Мама Ромы: Много людей ушло на фронт защищать Ленинград, сынок. Другие взрослые пошли на Кировский завод. Там делают танки и снаряды для фронта.
Люди так много работают на заводе, что даже спят в цеху, домой не успевают сходить или уже не могут идти от голода и усталости. В госпиталях так много раненых, что медсестры и врачи домой не ходят, работают днем и ночью.
Рома: Мама, а где же дети, подростки?
Мама Ромы: Маленьких детишек взрослые эвакуируют из блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру, а подростки… подростки тоже защищают Ленинград вместе со взрослыми.
Рома: Как же они помогают взрослым?
Мама Ромы: На заводах делают снаряды, в больницах ухаживают за ранеными.
Рома: А как же учеба в школе? Они же должны учиться?
Мама Ромы: Некоторые школы открыты, в них проходят уроки, но часто дети и учителя прячутся в бомбоубежище от бомбежек. Вот закончится блокада, и дети будут спокойно учиться. Очень скоро дети в школе никогда не услышат гром канонад.
(медленно уходят со сцены)
Сцена 2 «Мальчишки у стен Ленинграда»
(на сцену выходят дети: мальчики - с инструментами,
девочки — в медицинских халатах)
Песня — муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев «В далеком, тревожном военном году...»
Дети хором:
В далеком, тревожном военном году
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы. (после исполнения песни дети медленно уходят)
Действие 4 — «Саночки»
Фото на экране — Очередь за хлебом.
Музыка — звук бомбежки.
Сцена 1 «Воля сильнее страха»
(На сцену медленно толкают санки две девочки, на санях сидит третья девочка с ведерком)
Женечка: Тоня, Тонечка, мне страшно, кругом бомбят!
Тоня: Потерпи, Женечка, скоро доедем до бомбоубежища и спрячемся там.
Женечка: Тоня, я не могу больше толкать, сил не осталось. Давай бросим санки и сами побежим быстрее, мы же можем погибнуть!
Тоня: Что ты, Женечка, что ты говоришь? Даже думать об этом нельзя. Что мы скажем нашему папе, когда он вернется с войны? Как мы посмотрим в глаза нашей маме, когда она придет из госпиталя домой?… Нет, Женечка, мы никогда, ни за что не бросим нашу Валюшу! Вставай, поехали!…
(две девочки толкают и тянут санки на середину сцены)
Сцена 2 «Какая долгая зима...»
(в изнеможении дети останавливаются и садятся на санки)
Тоня:
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется…
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснется.
Женечка:
А по утру, когда снега
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера
Людская очередь за хлебом.
Валюша:
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется...
Мама, мамочка, как хочется хлебушка!
(выбегает мама, обнимает и берет за руки детей, везет санки)
Мама: Доченьки мои, родные, любимые, скорее бежим в бомбоубежище, мне по карточкам хлеб выдали, сейчас я вас накормлю.
Действие 5 — «Хлеб Блокады»
Сцена 1 — «Новогодние мечты»
Фото на экране — В бомбоубежище.
Музыка — Метроном.
(мама с дочерьми проходят в бомбоубежище и садятся. Женщина с ребенком сидит на стуле, у ребенка в руках кусок хлеба, ребенок отламывает маленькие кусочки хлеба, делится с мамой.)
Петя: Мама, кто был тот дядя, который отдал нам на улице этот хлеб?
Мама Пети: Он был просто солдат, который шел на фронт. Мы с тобой не знаем, как его зовут, он торопился, достал свой хлебный паек, положил мне в руки и сказал: «Покорми ребенка, а мне пора уходить, линия фронта совсем близко. Не сдадим Ленинград, защитим наших жен и детей».
Мама Лизы: Люди сегодня в очереди за хлебом говорили, что на Ладожском озере лед стал крепкий, по льду поехали машины с мукой. Значит, скоро будет больше хлеба, а, может быть, и картошка будет.
Мама Пети: А я на пристани слышала, когда лед на Ладоге не выдерживает и трещит, машины так быстро уходят под лед, что даже под водой фары еще долго горят, и муку не спасти из кузова.
Лиза: Почему машины с хлебом едут по льду Ладожского озера?
Тоня: Как же еще везти хлеб? Весь город окружен, железная дорога отрезана, по суше не проехать. Это называется — блокада. Есть только один путь, чтобы привезти хлеб — по льду Ладожского озера. Эта дорога — наша жизнь. Это — Дорога жизни.
Женечка: Скоро Новый год! Давай попросим у Дедушки Мороза хлебушка и конфетку.
Валюша: А я попрошу у Деда Мороза, чтобы война закончилась, и чтобы папа приехал домой.
Лиза: Я бы попросила у Деда Мороза настоящее Новогоднее чудо, как до войны... Помнишь, Петя, на ёлках висели мандарины?
Петя:Да...Конфеты, пряники и мандарины…
(медленно уходят со сцены)
Сцена 2 — «На Дороге жизни»
Фото на экране — Дорога жизни.
Музыка — Муз. Л. Шенберг, П. Краубнер, сл. П. Богданов «Песня о Ладоге».
(водитель ведет машину по льду Ладожского озера)
Водитель: Завтра наступает новый 1942 год. В Ленинграде дети ждут подарки на Новый год. У меня в машине сегодня не только мука для хлеба, я везу Ленинградским детишкам настоящее Новогоднее чудо — целый ящик с мандаринами. С неба летят снаряды, пули попадают прямо в этот ящик, трещит лед под машиной, но я довезу мандарины в Ленинград. Наши дети блокадного Ленинграда — настоящие герои, и у них будет Новогоднее чудо.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
- К заре, сказали, привезут…
- Гражданочки, держаться можно…
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
(выходят дети и поют отрывок из песни - муз. Л. Шенберг, П. Краубнер, сл. П. Богданов «Песня о Ладоге». )
Дети хором:
Сквозь ветры, шторм и через все преграды
Ты, песня Ладоге, лети.
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Другой дороги не найти.
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метель, и шторм, и грозные года…
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
(уходят со сцены)
Действие 6 — «В консерватории»
Сцена 1 — «Музы не молчали»
Фото на экране — Концерт в консерватории.
Музыка — Д. Д. Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».
(на сцену выходят две девочки)
Вера: Сегодня в консерватории будет концерт, я видела пригласительные билеты.
Лена: Какой концерт, Вера?! Война идет, город бомбят, электричества нет, в театре холодно, не топят. Артисты замерзнут, у них не хватит сил играть концерт…
Вера: Мой бабушка работает в госпитале, а я ей там помогаю. Я видела сегодня, что в госпиталь принесли билеты на концерт для солдат, которые уже поправились и выписываются. Они сегодня пойдут на концерт, а после концерта — сразу же опять на передовую, защищать Ленинград. А пока будет идти концерт, небо над консерваторией будут защищать наши бойцы, и концерт обязательно состоится!
Лена: Как бы мне хотелось послушать концерт!
Вера: Он же будет идти по радио. Побежали скорее домой, радио работает всегда, послушаем по радио Седьмую симфонию. Её для всех нас написал композитор Дмитрий Шостакович. (Дети убегают)
Сцена 2 — «На концерте»
(начинает играть Симфония №7, медленно выходят девочки)
Лена:
Концерт начался!
И под гул канонады -
Она, как обычно гремела окрест -
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
Вера:
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие темных квартир.
И слушал ее
Ошарашенный мир…
(выходят и садятся слушать музыку несколько человек)
Звучит отрывок из Симфонии №7 «Ленинградской»
Д. Д. Шостаковича.
Действие 7 — «Победа на все времена»
Сцена 1 - «Окончание блокады»
Фото на экране — Салют над Ленинградом 27.01.1944г.
Музыка — Объявление по радио о полном освобождении Ленинграда от фашистской блокады.
(дети и взрослые слушают объявление по радио)
Все: Ура! Ленинградская блокада закончилась!
(обнимают и поздравляют друг друга)
Коля: Скоро будет полная победа по всей стране!
Лена: Скоро папа вернется с фронта домой!
Рома: Скоро будет много-много хлеба!
Мила: Мы будем в школе учиться только на пятерки!
Лиза: Мы будем радоваться каждому мирному дню!
Петя: Мы вырастем и будем жить без войны!
Полина: Мы станем взрослыми и у нас тоже будут дети!
Тася: Но они никогда не узнают, что такое война!
Тоня: Наши дети никогда не будут голодать, а про Блокаду Ленинграда им расскажут ветераны!
Витя: Будут написаны книги о войне и о Блокаде; будут сниматься фильмы о наших ленинградцах…
Все: ...И будет одна большая общая Победа на все времена!
Сцена 2 - «Наша Победа»
Женечка:
- Здравствуй…
Сердцем, совестью, дыханьем,
всею жизнью говорю тебе:
- Здравствуй, здравствуй,
Пробил час свиданья,
светозарный час в людской судьбе.
Вера:
Ты цветеньем яблоневым белым
осыпаешь землю с высоты.
Ты отрадней песни колыбельной,
полная надежды и мечты.
Валюша:
Ты — такая… Ты пришла такая…
Ты дохнула в мир таким теплом…
Нет, я слова для тебя не знаю.
Ты — Победа. Ты превыше слов.
Сёма:
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет,
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.
(звучит «День Победы»)
Действие 8 — «Наше время»
Фото на экране — Санкт-Петербург в наше время.
Музыка — музыка и слова: Е. Обухова «Воинам»
О. Кваша «Санкт-Петербург — гордая белая птица»
Сцена 1 - «Вечный огонь»
(девочки с цветами подходят к «Вечному огню»)
Танец «У Вечного огня» и песня — музыка и слова - Е. Обухова «Воинам»
Дети хором:
Мы не забудем никогда свою Отчизну,
Великий путь святой проложим навсегда.
Вы воевали и спасали наши жизни,
И уносили свои жизни иногда.
Мы благодарны вам за данную победу,
Спасли вы сёла и большие города.
Спасибо вам, что дали мир по всему свету,
Мы будем с честью вспоминать о вас всегда.
Свет вам, память и награды,
Подвиг ваш мы не забудем никогда.
На земле построим лучшие на свете города.
Жизнь нам дали на планете,
За неё мы всей душою постоим,
Благодарны будут дети —
Всю планету сохраним!
На всей планете лучше нет нашей России.
На всей земле не сыщешь краше городов…
Мы отодвинем и сотрем с неё стихии,
И воспитаем её праведных сынов.
И ветеранам водрузив свои знамена,
Им отдадим поклоны, почести свои.
Мы будем помнить их во все времена года,
Пусть оторвутся выше в небо от земли.
Свет вам, память и награды,
Подвиг ваш мы не забудем никогда.
На земле построим лучшие на свете города.
Жизнь нам дали на планете,
За неё мы всей душою постоим,
Благодарны будут дети —
Всю планету сохраним!
Сцена 2 - «Наш Санкт-Петербург»
(взрослые и дети встречают «Петра первого» на берегу Невы)
В финале звучит песня — О. Кваша «Санкт-Петербург — гордая белая птица»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный Ленинград"
Название проекта: « Блокадный Ленинград»Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.По количеству участников: групповой. По приоритетному методу:...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Блокада Ленинграда»
АктуальностьВеликая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитниковРодины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью сов...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы "Блокадный Ленинград"
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солда...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Блокада Ленинграда»
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Блокада Ленинграда»Актуальность: Великая Отечественная война – важное событие в жи...