ОД "Звуки разные бывают"
методическая разработка (подготовительная группа)

Марухина Наталья Валерьевна

Конспект ОД "Звуки разные быват"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад общеразвивающего вида №23»

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников




Конспект

образовательной деятельности детей

Тема: «Звуки разные бывают»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

                                                                     

                                                                      Разработала: Марухина Н.В.

                                                  музыкальный руководитель

                                                                    первой квалификационной категории


Бугуруслан - 2018

Тема: «Звуки разные бывают»

Цель:  формирование представления дошкольников об окружающих нас звуках.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

- подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры движениями, интонацией;

- обогащение словарного запаса через слова: звуки, шум, музыка, стеклянный, железный, деревянный, шуршащий;

 - учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приемы.

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей;

- развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие;

- развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательные:

- воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности  детей:

- наглядные -  слайдовые фрагменты музыкальных и шумовых звуков;

- словесные - рассказ о музыкальных и шумовых звуках;

- практические - упражнение, игра, музыкально - ритмические движения, восприятие музыки.

2.Приемы активизации деятельности детей:

- предложение найти, куда спряталась песня.

3.Приемы организации практической деятельности детей:

- игра «Звуки мы идем искать», игра «Заяц в лесу», музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки», комплекс игрового массажа «Дружок»,

4. Приемы поддержания  интереса у детей:

- активное слушание музыки «Мажор или минор», игровое упражнение «Музыкальный полет», игра «Отгадай шумы», дидактическая игра «Различи звуки».

5. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение;

- подчеркивание достижений.

Создание среды для организации и проведения ОД:

- в спокойной зоне: мультимедийное оборудование, фортепиано, музыкальный центр; детские музыкальные инструменты (барабан, ложки, металлофон); бумага, кусок ткани, деревянные палочки;

- в активной зоне: пластиковый, деревянный, металлический, стеклянный  предметы, молоточки, бумажные цветы на ковре, бабочки по количеству цветов; карточки для игры; нотки двух цветов - желтые и синие.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Музыкальная

Восприятие художественной литературы

Физическая

Планируемые результаты:

Личностные:вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; инициативен в общении, выражает свои эмоции в  исполнении песен, игре и танце.

Интеллектуальные: сформированы представления о различии между музыкальными и шумовыми звуками, отличает звучание шумовых звуков от музыкальных, различает шум, звуки природы и музыкальные звуки.

Физические: меняет движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.

Критерии оценки деятельности детей в ОД:

- ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность;

- ребенок активно общается с взрослыми, сверстниками, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому;

- проявляет доброжелательное отношение к окружающим

Организация ОД: дети располагаются в музыкальном зале.

ХОД ОД:

I ч. ВВОДНАЯ:

1.Музыкальное приветствие.                                                                     1 мин.

2.Веселая разминка                                                                                     2 мин.

II ч. ОСНОВНАЯ:

1.Игра «Отгадай шумы».                                                                            2 мин.

2.Игра «Звуки мы идем искать»

3.Постановка проблемной ситуации «Где найти песню?»                     1 мин.

4.Игра «Заяц в лесу»                                                                                   3 мин.

5.Активное слушание музыки «Мажор или минор?»                             3 мин.

6.Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»                              3 мин.

7.Игровое упражнение «Музыкальный полет»                                       4 мин.

8.Комплекс игрового массажа «Дружок»                                                3 мин.

9.Дидактическая игра «Различи звуки»                                                   2 мин.

10.Песня «                       »                                                                          3 мин.

III ч. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

«Что нового мы сегодня узнали?»                                                            3 мин.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ  30 мин.

Ход ОД

I часть ВВОДНАЯ

Дети входят в зал под музыку Д. Львова – Компанейца «Великаны и гномы», выполняют движения по словесному объяснению  педагога. Встают в круг.

Музыкальный руководитель: (поёт) здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) здравствуйте!

Музыкальный руководитель: ребята,  сегодняшнее наше занятие называется «Звуки разные бывают». А чтобы узнать, какими же бывают звуки, я предлагаю вам отправиться на поиски этих звуков! А начнем мы наше занятие с веселой разминки!

Мы, ребята, дружно, вместе

Совершаем бег на месте… (бег на месте)

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

И другой!.. (топают поочередно)

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!.. (хлопают)

Вы улыбками со всеми поделитесь!.. (улыбаются)

И садитесь!(проходят на стулья и садятся)

1 слайд (появляется название ОД)

II часть ОСНОВНАЯ

Музыкальный руководитель:ребята, что мы сейчас делали?(топали, хлопали, шумели).Как можно назвать такие звуки? (шумы).

Музыкальный руководитель:совершенно верно. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.Скажите, какие звуки вы услышали? (ответ). Правильно, всё это шумы. Давайте поиграем! Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакета.)

Музыкальный руководитель:шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (звучит запись вьюги).А что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это  тоже  звуки, но какие? Шумовые?(ответ). Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным  звукам относится и пение человека.Чем отличается шум от музыки?(Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте).А вы знаете, что шумовые звуки бывают очень разные? Предлагаю вам сыграть в интересную игру.

Игра «Звуки мы идем искать» (Педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Раз, два, три, четыре, пять!

Звуки мы идём искать!..

Пластиковый, деревянный,

Металлический, стеклянный!

Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по залу, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.

Музыкальный руководитель:давайте повторим: какие бывают звуки?Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные  (пение человека, игра на музыкальных инструментах)

Музыкальный руководитель:а чтобы найти музыкальные звуки в нашем зале, я хочу предложить вам спеть знакомую песню. Только вот куда же она пропала? Как вы думаете? (делает вид, что ищет)(ответы детей).

2 слайд  (изображена музыкальная лесенка)

Музыкальный руководитель: мне кажется, я знаю, где находится песня…Посмотрите, на экране изображена лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная, и на ней и спряталась наша песня. Чтобы её угадать, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если мы справимся с ними – то сможем угадать и спеть нашу песню.Ну, что, ребята отправимся искать нашу песню?(да)

Музыкальный руководитель берет первую нотку, на которой написано задание.

Нужен аккомпанемент,чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять,сказку ими обыграть!

Интересное задание!Я хочу вам рассказать сказку, послушайте её!

3 слайд (появляется изображение зайца)

Заяц в лесу (Е. Железнова, С. Железнов «Музыка с мамой»)

4 слайд (появляется изображение ежика и бумаги)

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!(Шуршим бумагой)

5 слайд (появляется изображение зайца и барабана)

Испугался заяц и бежать!(быстро стучим деревянными ложками по барабану)

6 слайд (появляется изображение дятла и деревянных палочек).

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!(Стучим палочкой по деревяшке)

5 слайд (появляется изображение зайца и барабана)

Бросился заяц бежать!(Стучим деревянными ложками по барабану)

7 слайд (появляется изображение совы и куска ткани)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(Натягиваем руками ткань)

5 слайд (появляется изображение зайца и барабана)

Побежал заяц из леса к речке!(Стучим деревянными ложками по барабану)

8 слайд (появляется изображение лягушек и металлофона)

А на берегу лягушки сидели.Увидели они зайца - и скок в воду!(Проводим палочкой по ксилофону)

Тут заяц остановился и говорит:- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

5 слайд (появляется изображение зайца и барабана)

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.(Медленно стучим деревянными ложками по барабану).

Музыкальный руководитель:ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты и предметы, когда я рассказывала сказку? (Ответы детей).На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите их. Я  сейчас еще раз расскажу сказку, а вы  будете озвучивать её.Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию, как только на слайде появится ваш инструмент! Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.

Музыкальный руководитель: молодцы! А какие звуки встречались в нашей сказке? (Музыкальные и шумовые)

9 слайд (появляется лесенка, на ней нарисована картинка, на которой изображена первая фраза песни)

Музыкальный руководитель: а вот и первая подсказка к нашей песне. Значит, мы и с этим заданием справились!

Берёт 2 нотку.

Музыкальный руководитель: а вы знаете, что музыкальные звуки бывают грустные и веселые?  По другому их называют мажор и минор. Мажорные звуки – они всегда радостные, весёлые, светлые. А минорные звуки – они грустные, печальные, жалобные. Ребята, чтобы нам узнать следующую подсказку к нашей песне, нам необходимо выполнить следующее задание! (читает). Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?»

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, а под грустную – медленно ходят.

Музыкальный руководитель: как вы думаете, мы справились с заданием? (Ответ). Если откроется подсказка, значит, задание мы выполнили верно.

10 слайд (появляется лесенка, на второй ступени открывается картинка с изображением второй фразы к песне).

Музыкальный руководитель: справились, молодцы!А вот и вторая фраза нашей песни. Значит, мы и с этим заданием справились.  Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень? (Ответы детей).Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

Берет 3 нотку, читает задание:

Есть слова, есть инструменты,

Ну а где мелодия?

Вы на схемы посмотрите,

И мелодию найдите.

11 слайд (изображён нотный стан, на котором сидит котенок)

Музыкальный руководитель: посмотрите, какая интересная схема.Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей).Есть звуки высокие и низкие. 

Если котенок находится наверху, как бы он пропел эти звуки? (Мяу) 

12 слайд(изображен нотный стан, в середине изображен щенок).

А как споет щенок? (Гав, гав) 

13 слайд (изображен нотный стан, внизу изображена корова) 

А как споёт корова? (Му).

Кто хочет спеть по этим схемам?

Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

14 слайд (появляется лесенка, на  которой изображен третий фрагмент песни)

Музыкальный руководитель: появилась следующая подсказка, что это значит?  (Ответы детей)

Берет 4 нотку, читает задание:

Ребята, посмотрите - в корзинках лежат  цветы и бабочки! Подойдите к корзинкам, возьмите по одному цветку и одной бабочке. Цветы положите н палас и присядьте возле них,  а бабочку наденьте на пальчик.

Дети рассаживаются на паласе

Музыкальный руководитель:вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На  начало музыкальной фразы бабочка  взлетает, а на конец музыкальной фразы - садится на цветок.Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразычто нужно делать? (Ответы детей). Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Игровое упражнение «Музыкальный полёт»

(Т.В. Рогаткина. Синтез искусств: дорога в детство, или новое изменение педагогики. Музыка и настроение. Музыкальный руководитель – 2006 № 5)

У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре  лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)

15 слайд(появляется лесенка и изображение 4 фрагмента песни).

Музыкальный руководитель: а вот и четвёртая фраза нашей песни. Значит, мы и с этим заданием справились!

Берет5 нотку, читает задание:

Ну, а сейчас, пришла пора позабавиться, детвора!Предлагаю выполнить  игровой массаж «Дружок».

Дети выполняют комплекс игрового массажа «Дружок» (Матюхина М.В. «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии»).

Дети стоят парами по всему залу.

1.У меня такие ручки!                    Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши.            Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже     Поворачиваются  друг к другу, гладят по рукам друг друга.

На мои похожи.                              

Хорошо с тобой, дружок,               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

2.У меня такие щечки!                 Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я пощиплю их немножко.              Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже                       Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок.               Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

3.У меня такие ушки!           Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.                  Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже          Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,                 Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

16 слайд (появляется лесенка и изображение 5 фрагмента песни).

Музыкальный руководитель: а вот и пятая фраза нашей песни. Значит, мы уже почти у цели!

Музыкальный руководитель: ну, что, давайте посмотрим следующее задание.

Берет 6 нотку:

Звуки разные бывают,

Это все на свете знают.

Их не два, и не три -

Ты попробуй, отличи!

А сейчас проведем небольшую викторину. У каждого из вас будет по две карточки. На одной изображены нотки, а на другой кубики. Вам нужно будет внимательно слушать звуки и определить к каким звукам они относятся - к музыкальным или шумовым.

Дидактическая игра «Различи звуки»

В записи звучат различные звуки.Дети выбирают нужную карточку и показывают. Если звук относится к музыкальным звукам, то показывают карточку с изображением ноты, если к шумовым, то с изображением кубика.

17 слайд (появляется лесенка, и изображением 6 фрагмента песни)

Музыкальный руководитель: а вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились! Мы дошли до 7-й ступени!

Берет 7 нотку читает задание:

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Звучит  мелодия, дети узнают её, называют.

Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню.

Песня « Росиночка-Россия », автор Е.Зарицкая

18 слайд (появляется изображение цветных нот)

III часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Вы справились со всеми заданиями, смогли дойти до песни, молодцы! И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите - нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, неинтересно,  возьмите синюю нотку. Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

А теперь пришла пора,

Нам прощаться детвора.

 Музыкальный руководитель: (поёт) До свидания!

Дети: (поют) до свиданья!

Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Мячи разные бывают"

данная работа выполнена в виде презентации, которая содержит:задачиинвентарь и оборудованиесодержание (описание эстафет)презентацию для детей...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Люди разные бывают»

Данное занятие предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и ...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему : «Куклы разные бывают».

Программное содержание:На основе развития мыслительных операций уточнить знания детей о резиновой, тряпичной и бумажной куклах.Формировать умение коллективного обсуждения проблем.Упражнять детей в хор...

Авторское стихотворение "Какие разные бывают дети"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13196434","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"480"}}]]Данное стихотворение является авторским и посвящено детям....

Звуки разные бывают - всюду нас они встречают

Создание условий  для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самымразвивать потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность  в воплощении свое...

Конспект ООД по математике с детьми младшей группы "Какие разные бывают листочки"

Конспект направлен на закрепление основных цветов, способствует развитию логического мышления....

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему : «Куклы разные бывают».

Представляю вашему вниманию план-конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе на тему "Куклы бывают разные"...