Квест "Игровой сеанс ко Дню космонавтики"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Материал предназначен для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_den_kosmonavtiki.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест
Игровой сеанс ко Дню космонавтики для подготовительной группы
"Познание начинается с удивления" – утверждал древнегреческий философ Аристотель. Тема космоса всегда вызывала интерес, удивление и внимание детей. Но часто она дается дошкольникам или очень сложно, или с переносом в фантастику. А надо выдержать эту грань: рассказать о реальных событиях и фактах, но в игровой форме, чтобы у детей не пропал интерес и они не придумали лишнего.
Цели игрового сеанса: активизировать познавательную деятельность старших дошкольников, расширить кругозор.
Количество детей: до 20 человек.
Продолжительность: 30–40 минут.
Музыкальное сопровождение: А. Рыбников «Млечный путь» (из к/ф «Большое космическое путешествие»), «Свет звезд» (из к/ф «Через тернии к звездам»), «Тема мечты» (из к/ф «Полет с космонавтом»); А. Зацепин – музыка к мультфильму «Тайна третьей планеты».
Ход игрового сеанса
1. Приветствие
Задача: настроить детей на работу.
Предложите детям поздороваться необычным способом – как ракета. Для этого попросите их приготовиться к старту (присесть), после обратного отсчета и команды «Пуск!» взлететь (подпрыгнуть) и при этом издать звук ракеты (например, у-у-у-у-у). Приветствие можно повторить несколько раз.
2. Интеллектуальная разминка
Задачи: активизировать умственную деятельность детей, память, развить мышление, внимание.
Материалы: карточки со «спрятанными» словами, знаки космонавтов (в виде различных небесных светил, ракет, звездолетов и т. п.), вырезанные из картона или другого материала.
Разделите детей на группы. Каждой раздайте карточки с буквами. Задача – найти все спрятанные в карточке слова. Время на выполнение задания – 5 минут.
Л | К | О | М | Е | Т | А | У | М |
У | И | Р | З | В | Е | З | Д | А |
Н | Е | Б | О | К | П | Я | О | Р |
А | С | И | А | М | У | Л | Н | С |
М | О | Т | С | О | Л | Н | Ц | Е |
П | Л | А | Н | Е | Т | А | Р | К |
После того как дети завершат задание и озвучат ответы, попросите их ответить на вопросы:
• Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?
• Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
• Как называют людей, которые летают в космос?
• А вы хотели бы стать космонавтами?
Раздайте каждому участнику группы, которая первой выполнила задание (или больше всех за отведенное время нашла «спрятанных» слов), знак космонавтов.
3. Игра «Отбор в отряд космонавтов»
Задачи: активизировать физическую деятельность, развить мелкую моторику, снять мышечные зажимы, развить воображение, ввести в игровую ситуацию, дать детям возможность попробовать себя в необычной ситуации, проверить свои силы и возможности, создать положительный эмоциональный фон.
Материалы и оборудование: прочная небольшая дощечка, небольшое полено; коробка с мелкими предметами (спичками, бусинами, горохом, фасолью, мелкими игрушками), шерстяные носки (несколько пар); листы бумаги, карандаши; знаки космонавтов.
Педагог-психолог: Каждый из вас в будущем может стать космонавтом и долететь до неизвестных пока звезд и планет. Но труд космонавтов очень сложный, требует от них быть внимательными и ловкими, уметь находить выход из трудных ситуаций, быть готовыми ко многим испытаниям. Поэтому прежде чем полететь, космонавты долго и много тренируются на земле. Сейчас я вам предлагаю пройти несколько испытаний, чтобы попасть в отряд космонавтов. Готовы?
«Держим равновесие». На полено положите дощечку, предложите каждому желающему встать на нее и простоять в таком положении сначала с поддержкой, потом без нее. Тем участникам, кто дольше всех продержится без поддержки, выдайте знаки космонавтов. Обязательно страхуйте детей.
«Работаем в открытом космосе». Расскажите детям о том, что космонавтам нелегко работать в открытом космосе, особенно когда на руках надеты специальные перчатки. Предложите им по очереди вынуть из коробки различные мелкие предметы. При этом на руках у них должны быть шерстяные носки. Самым ловким и быстрым раздайте знаки космонавтов.
«В невесомости». Один ребенок ложится на пол, два других держат над ним лист бумаги. Задача ребенка на полу – в таком положении нарисовать что-либо на космическую тему. Раздайте знаки космонавтов всем художникам.
Подобные задания позволяют ребенку испытать себя в необычных ситуациях, понять, на что он способен. Главное – позитивно реагируйте даже на неудачи дошкольника, тем самым подавая пример поведения остальным воспитанникам. Дети должны понять, что, во-первых, если что-то не получилось с первого раза, то получится со второго или третьего. Во-вторых, в жизни невозможно уметь все и это нормально. Надо искать свое призвание.
Педагог-психолог: Ребята, я вижу, все вы готовы стать космонавтами. Поэтому предлагаю вам еще одно задание: я буду читать текст, а вы к каждому предложению придумайте соответствующие движения.
Для примера сначала предложите детям повторить за вами движения.
Я хочу стать космонавтом | Поднять руки вверх |
Надеваю я скафандр | Присесть и медленно подняться |
Полечу я на ракете | Соединить руки над головой |
И открою все планеты | Обвести руками большой круг |
Текст прочитайте три раза: первый – медленно, второй – чуть быстрее и третий – быстро.
4. Игра «Собираемся в полет»
Задачи: расширить словарный запас, развить мышление, смекалку, быстроту реакции, активизировать память и внимание; создать положительный эмоциональный фон.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Задача – перебрасывать мяч друг другу. При этом тот, кто бросает мяч, называет предмет, который понадобится во время полета в космос.
Примечание. Поскольку действовать в игре надо быстро, ответы порой получаются самые неожиданные – от яблок до телевизоров и кроватей. Это вызывает смех, у детей повышается настроение, они чувствуют себя раскрепощенней. Знаки космонавтов можно дать не только за верные ответы, но и за оригинальные – при условии, что ребенок придумает, как неординарно можно использовать в космосе предложенный им предмет.
5. Опыт «Реактивный шарик»
Задачи: вызвать интерес к познанию мира, расширить знания о космосе, активизировать экспериментальную деятельность.
Материалы и оборудование: воздушный шарик (желательно продолговатой формы), соломинка для напитков, нитка, прищепка, скотч, два стула. Модель для опыта можно подготовить заранее.
Примечание. Опыт лучше сопроводить показом фильма о запуске ракеты.
Педагог-психолог: Ребята, а на чем мы с вами полетим в космос?.. А хотите узнать, почему ракета летает?.. Знаете ли вы, что такое реактивное движение? В отличие от обычного движения, например когда машина отталкивается колесами от дороги, при таком движении нет необходимости от чего-либо «отталкиваться». Движение вперед происходит за счет того, что часть предмета отбрасывается назад. Чтобы ракета летела вперед, раскаленные газы выбрасываются назад. Ракеты у нас нет, но мы можем заменить ее воздушным шариком.
Ход опыта. Пропустите через соломинку нитку и хорошо натяните ее между двумя стульями, она не должна провисать. Надуйте воздушный шарик и зажмите его прищепкой. С двух сторон прикрепите шарик к соломинке с помощью скотча. Подвиньте его к одному концу нитки. Зажатое прищепкой горлышко должно быть направлено к стулу. Снимите прищепку с шарика. Он очень быстро станет передвигаться по нитке.
Педагог-психолог: Ребята, знаете, почему так происходит?.. Стенки шарика давят, и воздух выходит наружу. Таким образом, движение в одном направлении порождает движение в другом: воздух – назад, а шарик – вперед.
6. Космическая сказка «Большая битва»
Задачи: формировать умение оценивать поступки людей на примере литературных героев.
Педагог-психолог: Мы с вами говорили, что космонавты должны многое уметь, преодолевать трудности, быть выносливыми. А какими еще качествами они должны обладать?.. Послушайте одну сказку. Ее написали две девочки, Аня и Маша.
Космическая сказка «Большая битва» Мы часто поднимаем глаза и смотрим на звездное небо. Звезды бывают разные: большие и маленькие, яркие и не очень яркие. Они живут своей жизнью, но связаны со всеми звездами Космоса. А в Космосе идет война, звездная война. И начал эту войну царь темных и холодных звезд, и зовут его Холодное Сердце. Сначала он обманом захватил маленькую часть Космоса, а потом решил завоевать и весь Космос и сделать сердца всех звезд каменно-холодными. Завлек он к себе звезды разными обещаниями, но за это отнял у них огни сердец, стали они его рабами и начали служить ему. Но не все звездочки смог он потушить. Многие из них распознали коварные замыслы Холодного Сердца и не допустили холод и страх в свои сердца, потому что они знают, что огнем своего сердца они могут творить прекрасное. А царь Солнце их всегда поддержит и никогда не даст в обиду. У царя Солнца есть много помощников. Это большие и яркие звезды. Их имена мы знаем – это Свобода, Совесть, Сила, Воля, Вера, Надежда, Любовь. |
Вопросы для обсуждения:
• Если бы вы были звездочками – на стороне какого царя вам хотелось бы быть? Почему?
• Чем вам не нравится царь Холодное Сердце?
• Что привлекает в царе Солнце?
• Какие из помощников царя Солнце помогают и космонавтам? Как?
Примечание. Дети очень хорошо воспринимают сказку. После занятия используют ее сюжет в своих играх.
7. Игра-исследование «Наша Солнечная система»
Задачи: развить смекалку, память, мышление; расширить знания детей о космосе; активизировать словарный запас, экспериментальную деятельность.
Материалы и оборудование: плакат-модель Солнечной системы (без изображения на нем планет), заготовки восьми планет с названиями.
Педагог-психолог: Мы с вами уже знаем, что в космосе есть звезды. А какие еще небесные тела там есть?.. Правильно – планеты. Кто из вас знает, сколько всего планет в нашей Солнечной системе?.. Давайте попробуем запомнить их названия и порядок расположения.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун.
Рекомендации. На данном этапе дайте короткую информацию о каждой планете с привязкой к ней либо опыта, либо игры – так информация закрепится в памяти дошкольников. Попросите детей отметить каждую изученную планету на модели Солнечной системы. Не забудьте поощрить активных участников знаками космонавтов.
Идеи для игры-исследования «Наша Солнечная система» 1) На Меркурии очень жарко. Температура может достигать свыше четырехсот градусов по Цельсию. – Попросите детей перечислить, какие горячие предметы есть у них дома? Или предложите им с помощью фольги и других подручных материалов смастерить костюм, который позволит спастись от жара планеты. 2) Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые происходят на планете постоянно. – Проведите простой химический опыт «Вулкан» (с помощью соды и уксуса). Или предложите детям игру – на ощупь (или с закрытыми глазами) определить, какие предметы лежат в мешке. 3) На Марсе есть железо и вода. – Проведите опыт с водой и скрепками (в полную рюмку накидываем скрепки, а вода не выливается). 4) Вихри на Юпитере придают планете неповторимые красочные узоры. – Предложите детям сделать узоры на молоке (для этого опыта понадобятся молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелки). |
8. Беседа о К.Э. Циолковском
Задачи: стимулировать интерес детей к истории своей страны, дать примеры для подражания.
Материалы: фотографии К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина.
Слово педагога-психолога: Конечно же, мы ничего не узнали бы ни о космосе, ни о планетах, ни о звездах, если бы не было людей, которых так манило небо и его тайны. Все великие открытия начинаются с фантазии. Еще в XIX веке жил в городе Калуге мальчик Костя Циолковский. Его фамилия стала через много лет известна всему миру. Сначала его детство было такое же, как у всех детей – он играл с друзьями, шалил, учился, любил наблюдать за звездами, мечтал до них долететь. Но пришла беда – от тяжелой болезни мальчик потерял слух, умерла его мама, отец отправил его одного учиться в Москву. Костя очень любил книги, читал много и постоянно мечтал о космических путешествиях. Когда Константин Эдуардович стал взрослым, он придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него не было возможности сделать настоящую модель и все люди, которым он рассказывал о своих идеях, смеялись над ним.
И только через много лет другой русский ученый, Сергей Павлович Королёв, используя идеи Циолковского, смог сконструировать и изготовить первый космический корабль, в котором вокруг Земли полетел человек. Как его звали?
9. Игра «Летает – не летает»
Задача: развить внимание, мышление, быстроту реакции, снять физическое напряжение, создать положительный эмоциональный фон.
Вы называете поочередно слова. Задача детей – «летающие» слова отмечать либо каким-то действием, либо звуком (договоритесь заранее). Чтобы игра прошла динамично и весело, постепенно увеличивайте темп.
Примеры слов: стул, стол, Луна («Хрюк!»), книга, ручка, карандаш, Солнце («Хрюк!»), Земля («Хрюк!»), Сатурн («Хрюк!»), конфета, борщ, капуста, тарелка, летающая тарелка («Хрюк!»), Юпитер («Хрюк!»), луноход («Хрюк!»), комета («Хрюк!»), ракета («Хрюк!»)… – тут обычно «хрюк, хрюк, хрюк», все дети хохочут.
11. Рефлексия
Задача: оценить проделанную работу.
Вопросы для беседы:
• Что больше всего вам запомнилось на занятии?
• Что нового вы узнали? А о себе?
• Какому празднику посвящено было наше занятие?
• О ком мы читали сказку и рисовали рисунки?
• Кто первым придумал космический корабль? А кто первым сконструировал и отправил в космос человека?
В заключение вы можете предложить детям составить экипажи космических экспедиций. Для этого попросите их посчитать количество знаков космонавтов, который каждый из них получил за время игрового сеанса, и объединиться в группы (экипажи звездолетов) в зависимости от набранного количества.
12. Космическая фотосессия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты игровых сеансов с педагогом-психологом в центре игровой поддержки "ЦИПРята"
Основная цель игровых сеансов - адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения; ранняя социализация ребенка....
Игровой сеанс ко Дню Космонавтики для подготовительной группы
Цель: активизировать познавательную деятельность старших дошкольников, расширить кругозор по теме "День Космонавтики" ( см. Видео занятие в подготовительной группе ко Дню космонавтики в...
Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.
Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....
Конспект игрового сеанса с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» с использованием игрового парашюта
Конспект игрового сеанса с детьми с использованием игрового парашюта....
Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми, посещающими Консультационный центр "ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ"
В настоящее время активно развиваются вариативные формы дошкольного образования, одной из таких форм является Консультационный центр «Центр игровой поддержки» (далее - ЦИП). Деятельность Ц...
Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой Поддержки" Тема «Золотая осень»
Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками; развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...
Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки" Тема" Мир вокруг нас"
Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: Привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками; развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...