Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов нашей страны»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: воспитание любви и интереса к жизни народов России, к их культуре, воспитание толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr_igry_narodov_rossii.docx | 109.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Игры народов нашей страны»
Разработчик: Цуканова Е.Н., инструктор по физической культуре, высшая категория
Цель: воспитание любви и интереса к жизни народов России, к их культуре, воспитание толерантности.
Задачи:
- формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
- приобщать к истокам игрового фольклора;
- предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребенка, а также способствовать оздоровлению его организма;
- способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей;
- формировать устойчивое и заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине
Форма проведения ОД: физкультурный досуг
Ведущий:
Эй, девчонки и мальчишки,
Озорные шалунишки.
Приглашаю поиграть,
Свою ловкость показать.
Друга за руку бери
С ним играть и приходи.
Позовем мы и гостей
Вместе будет веселей.
Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете. Но где бы мы с вами не оказались, можно уверенно сказать: все дети нашей страны любят играть. И я вас приглашаю совершить путешествие по нашей стране и поиграть в игры народов России. Ну, что, в путь? Мы в России. Отправимся пешком.
Дети выполняют ритмические движения под песню «Вместе весело шагать».
Ребята, а вы знаете, что каждое государство имеет свои символы. Один из них - это государственный флаг.
Игра «Найди флаг».
Бег врассыпную под музыку. Когда музыка останавливается, дети собираются вокруг Российского флага. ( Вариант: дети бегают вокруг флагов, после остановки музыки- поднимают Российский флаг)
Ведущий. Продолжим наше путешествие на самолете. Игра «Самолет» или
Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны: в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Самолет гудит,
Самолет летит.
На полянку прилетел,
Лететь дальше не хотел.
Срочно сделать мы решили
Самолет другой модели.
Над Россией полетим
К друзьям в гости прилети.
Самолет гудит,
Самолет летит.
На полянку тихо сел
К друзьям в гости прилетел.
На юге нашей страны тоже живет много народностей: кумыки, осетины, лезгины, даргинцы. Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.
А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. Поиграем в народные игры жителей этих мест.
«Слепой медведь» (осетинская народная игра)
Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.
По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.
Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.
Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».
Правила:
1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.
Вариант: дети стоят в кругу, взявшись за руки. «Слепой медведь» и 2-3 ребенка с трещетками внутри круга. Пойманный игрок сам становится «слепым медведем»
Палка (Чука)
Играющие становятся за линией кона. На расстоянии 6 - 8 м от нее водящий ставит вертикально на землю небольшую палочку (длина 10 -1 5 см, сечение 3 - 5 см). Играющие держат в руках палки длиной 1 м, которые они по очереди бросают с линии в чуку, стараясь сбить ее. Если чука сбита, водящий должен как можно быстрее поставить ее на место и взять одну из палок. Остальные игроки в это время стараются подбежать каждый к своей палке и взять ее. Оставшийся без палки становится водящим.
Если никто из игроков не сбил чуку, то каждый старается забрать свою палку, а водящий стремится завладеть чьей-либо палкой.
В этот момент играющие могут действовать против водящего коллективно: использовать ложные, отвлекающие действия и тем самым помочь товарищу взять палку.
Правила игры. Следует быть осторожными, чтобы не попасть палкой в водящего; бросать палку в чуку можно только тогда, когда водящий поставил ее и отошел на свое место.
Двигаясь к юго- востоку мы попадем в Дагестан. Поедем на автобусе- здесь недалеко.
«Шапка канатоходца» (игра народов Дагестана)
История этой игры восходит к древним обычаям горских народов, для которых одним из основных умений было умение удержать равновесие на крутых горных тропах. Первоначально в игру играли так: располагали два крупных камня высотой до 50 см на расстоянии 3—5 шагов друг от друга и сверху на них клали шест. Игрок должен был перенести шапки всех участников по очереди от одного камня к другому, ни разу не оступившись и не уронив ни одну шапку. Для игры можно использовать гимнастическую скамейку, по которой должны будут ходить дети в ходе игры. В этой игре дети могут просто потренироваться переносить в одной руке предметы (например, свои панамки), переходя из одного конца скамейки в другой и возвращаясь обратно.
Правила:
1. Игрок обязан быстро перенести все шапки, сложенные у основания скамейки, с одной стороны на другую.
2. Нельзя за один раз переносить больше одной шапки.
3. Свою шапку игрок переносит последней.
4. Если игрок устал, он может передохнуть, остановившись на одном краю скамейки, но он не должен спускаться на землю и даже касаться земли ногой.
Отправляемся дальше.
Дети выполняют ритмические движения под песню «Паровоз Букашка»
Теперь мы с вами оказались в центре нашей страны. Здесь живет народ — татары.
Главный город татар - Казань. Это большой и красивый город. Татары говорят на татарском языке. «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исенмэсез». Давайтепоздороваемся друг с другом на татарском языке.
«Мяч по кругу» или «Узелок»- Туп уены (татарская народная игра)
Играющие, образуя круг, садятся или стоят на расстоянии 1-2 м.. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры.
1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.
2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу ( или ребенку напротив)
А к востоку от Татарстана находится Республика Бурятия, край таежный, степной и озерный.
Отправимся туда на поезде.
Дети выполняют ритмические движения под песню «Паровоз Букашка»
«Юрта- Тирмэ» (бурятская народная игра)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Спасибо нашим друзьям за такие замечательные игры, но нам пора продолжать наше путешествие. Дальше наш путь лежит на Север.
Физкультминутка «Самолет». Песня- игра «Самолет»
Мы с вами оказались на самом севере нашей страны. Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки. Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов,
чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах. Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.
Расскажу вам немного о празднике оленеводов.
Главный помощник на нашем празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым.
Начинается праздник бегом оленьих упряжек. Вот они, наши красавцы-олени.
В белой тундре, где снега,
Он растил свои рога –
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей.
Устроим и мы забеги на оленьих упряжках.
«Вестовые» (якутская народная игра)
На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.
Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.
Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.
Правила:
1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».
Вот такой веселый праздник проводится у жителей Севера каждый год. А нам пора возвращаться домой.
Вариант: бег в обруче парами или со скакалкой.
И как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке - все мы живем в одной замечательной стране – России. Всех детей может объединить русские игры и хоровод.
«Золотые ворота — круговые» (русская народная игра)
В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих (см. игру «Золотые ворота).
На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.
Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше.
Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.
Правила:
1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными.
2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.
Вариант:
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Правила игры
- Двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
- Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
- ети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
- Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
Ведущий. Вот теперь вы знаете, какие интересные игры бывают у народов нашей родины.
А завершит наш фестиваль танец-игра «Дружба». Вставайте все в большой круг, возьмитесь за руки. Мы дружно станцуем наш хоровод.
Дети под музыку «Я, ты, он, она-вместе дружная семья» выходят.
Дополнение:
«Хищник в море» (чувашская народная игра)
Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек (столбик). На этот колышек надевается сверху веревка, которая закрепляется на высоте 20—30 см от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли. За другой конец веревки берется водящий. Он прижимает этот конец веревки к своему бедру и бежит по кругу.
Образованный с помощью веревки круг — это «море», а веревка — это «хищник». Остальные дети — «рыбки», которые стремятся убежать от «хищника» — веревки, перепрыгнув ее.
«Водящий» может закручивать веревку то по часовой стрелке, то против, то убыстрять, то замедлять свой бег, а «рыбки», задевшие «хищника» (веревку), выбывают из игры. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2—3 «рыбки». Затем можно выбирать нового водящего и продолжать игру.
Правила:нельзя поднимать веревку выше уровня бедра, потому что это сделает игру опасной, «рыбки», выскочившие за пределы «моря», считаются проигравшими.
«Стрелок» Уксы (башкирская народная игра)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
.Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды "Сесть! " присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
«Хлопушки -Абакле» (татарская народная игра)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20--30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
«Иголка, нитка, узелок» (бурятская народная игра)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
«Липкие пеньки» Йэбешкэк букэндэр (башкирская народная игра)
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
1. Республика Адыгея (Адыгея) (Майкоп)
2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)
3. Республика Башкортостан (Уфа)
4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)
5. Республика Дагестан (Махачкала)
6. Республика Ингушетия (Магас)
7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)
8. Республика Калмыкия (Элиста)
9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)
10. Республика Карелия (Петрозаводск)
11. Республика Коми (Сыктывкар)
12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)
13. Республика Мордовия (Саранск)
14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)
15. Республика Северная Осетия — Алания (Владикавказ)
16. Республика Татарстан (Татарстан) (Казань)
17. Республика Тыва (Кызыл)
18. Удмуртская Республика (Ижевск)
19. Республика Хакасия (Абакан)
20. Чеченская Республика (Грозный)
21. Чувашская Республика — Чувашия (Чебоксары)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста « Играем в джунгли» (с нестандартным оборудованием)
Учить детей быстроте ориентировки в двигательных ситуациях, стремлению найти способы воплощения двигательного замысла. Развивать творческое самовыражение...
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста по правилам безопасности дорожного движения
Сценарий рассчитан на детей старшей и подготовительной групп детского сада. В нем Вы найдете загадки,стихотворения, веселые конкурсы и игры, театрализованные сценки, песни по теме "Безопасность дорожн...
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на Восток"
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида Калининского района Санкт- Петербурга План – конспектпознавательно - физкультурного досуга с...
Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира»
Формирование физических качеств в игровой деятельности...
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста « Играем в джунгли» (с нестандартным оборудованием)
Физкультурный досуг помогает развивать творческое самовыражение. Учит детей быстроте ориентировки в двигательных ситуациях, стремлению найти способы воплощения двигательного замысла....
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...