Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Целью занятия является автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».
В процессе занятия решаются следующие задачи:
- уточнение и расширение представлений о Перми и о России; закрепление слов, символизирующих наш город и нашу страну;
- закрепление знаний о механизмах образования звуков «р», «рь», автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произнесении звуков «р» и «рь»; развитие фонематических процессов (линейный анализ слова); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.
- воспитание у детей патриотизма, гордости за город и страну, в которых живём;
- воспитание внимательного, уважительного отношения друг к другу.
-профилактика плоскостопия.
-способствовать развитию координации движений.
- упражнять детей в ходьбе приставным шагом по обручу боком, способствовать профилактике плоскостопия.
-развивать ловкость, внимание в упражнениях с мячом.
-продолжать формировать положительное отношение и интерес к движениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_r_i_r_po_rossii_puteshestvovali_konspekt_star_gr.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад № 176» г. Перми
Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия»
Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.
Авторы :
Учитель-логопед
Гельм Екатерина Ивановна
Инструктор по физкультуре
Евгения Юрьевна
Воробьёва
Место проведения: спортивный зал
Цель. Автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- уточнение и расширение представлений о Перми и о России; закрепление слов, символизирующих наш город и нашу страну;
- закрепление знаний о механизмах образования звуков «р», «рь», автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произнесении звуков «р» и «рь»; развитие фонематических процессов (линейный анализ слова); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитание у детей патриотизма, гордости за город и страну, в которых живём;
- воспитание внимательного, уважительного отношения друг к другу.
Оздоровительные:
-Профилактика плоскостопия.
Физкультурно-образовательные:
-Способствовать развитию координации движений.
- Упражнять детей в ходьбе приставным шагом по обручу боком, способствовать профилактике плоскостопия.
-Развивать ловкость, внимание в упражнениях с мячом.
-Продолжать формировать положительное отношение и интерес к движениям.
Оборудование:
Зеркала (большое зеркало) и картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, обручи (по количеству детей, один обруч на двоих), проектор и презентация с видами Перми и картинками, символизирующими нашу страну, большие цветные буквы Р синего и зеленого цветов, схемы для фонематического анализа слов, разнообразные картинки на звуки «р» и «рь», музыкальный центр, запись песни «Стоит мой город»
Орг.момент.
Логопед (приходит в группу). Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами путешествовать по нашему любимому городу – Перми, и может удастся ещё по России попутешествовать. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушайте такие строки:
Березы русские, широкие поля,
Леса дремучие, крутые берега.
Ребята, какие звуки я выделяла голосом?
Дети определяют.
Осн.часть
Логопед. Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «р» (показывает большую букву «р» синего цвета) и «рь» (показывает большую букву зелёного цвета). И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.
Артикуляционная и акустическая характеристика звуков «р» и «рь»
Логопед. Уважаемые путешественники, предлагаю отправиться в путь на вертолетах. Когда мы говорим «р», то значит заводим моторы большого вертолёта, а «рь» - маленького вертолёта.
Песенка большого вертолёта твёрдая или мягкая? (твердая)
А маленького вертолётика? (мягкая)
А вертолёт и вертолётик поют звонко или глухо? (звонко)
А как вы догадались? (голос в горлышке звенит).
А их песенки гласные или согласные? (согласные)
Ребята, а когда вы заводите моторчики и поете песенки вертолёта и вертолётика, где ваши язычки находятся (за верхними зубами)
А зубы и губы открыты или закрыты? (приоткрыты).
Итак, заводим наши моторы и «летим». Будьте внимательны. На протяжении пути, я буду поднимать то синюю, то зелёную букву, а вы будьте то вертолётами, то вертолётиками (ребята совместно с логопедом и воспитателем идут в зал).
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Вот мы и прилетели. Занимайте посадочные площадки по двое (дети садятся в обручи, разложенные предварительно по полу). Длинной оказалась дорога, подустали наши моторчики. Давайте мы их подремонтируем – сделаем артикуляционную гимнастику.
Дети поворачиваются к зеркалу для выполнения артикуляционных упражнений. Логопед показывает картинку, дети называют и выполняют упражнения.
Упражнение «Лопаточка»
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи,
Язык будем расслаблять,
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
Упражнение «Маляр»
Красить потолок пора,
Пригласили маляра,
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд – назад,
Наш маляр работе рад!
Упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу – д-д-д,
Червячка добыть хочу – д-д-д,
Хоть и скрылся под корой – д-д-д,
Всё равно он будет мой – д-д-д!
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка серый бок – цок-цок-цок,
Я копытцем постучу – цок-цок-цок,
Если хочешь – прокачу – цок-цок-цок.
Инструктор по физо: Вот теперь-то мы готовы отправиться дальше. Вставайте, беритесь правыми руками за обруч и полетели над нашим любимым городом (идёт презентация с видами Перми). Дети идут на носках – «Пролетаем над высокими домами ». Дети идут в полном приседе – «Пролетаем над Камой, под мостом». Дети бегут вокруг обруча – «А сейчас быстро летим над нашим городом».
Автоматизация звука изолированно и в слогах.
Логопед. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была весёлой, мы будем петь:
Обруч вверх мы поднимаем – вертолет мы исполняем – р-р-р…
Не спеша мы приседаем – вертолётик исполняем – рь-рь-рь…
Для мягкости посадки, произнесем слоговые цепочки:
Мы цепочки повторяем – их местами не меняем.
Имя ребенка, повтори слоги радостно – ра-ро-ру!
Имя ребенка, повтори слоги, спрашивая – ре-рё-ря?
Имя ребенка, повтори слоги, рассказывая – ар-ор-ур.
Имя ребенка, повтори слоги ласково – ря-рю-ре.
Имя ребенка, повтори слоги тихо – ро-ру-ра.
Инструктор по физо: Сейчас предлагаю сделать массаж стоп. Положили обручи, встали на него, идем боком приставным шагом, держась за руки.
Автоматизация звуков в словах.
Звучит песня «Стоит мой город у реки».
Логопед. Уважаемые путешественники, мы пролетели над нашим городом, посмотрели на самые красивые и известные здания. А сейчас давайте посмотрим на экран и красиво хором назовём символы Перми (дети по презентации называют появляющиеся картинки: ротонда в парке Горького, герб, памятник «Пермяк – солёные уши», Драмтеатр или сейчас Театр-театр).
Наш город в какой стране находится? (в России).
У нашей страны тоже есть свои характерные признаки. Интересно узнать, какие? Поэтому сейчас мы с вами поиграем в игру «На картинку посмотри – правильно назови» (на экране постепенно появляются картинки).
Обязательно надо говорить так: Россия – это рубашка-косоворотка. А теперь вы.
Дети (хором).
Россия – это береза.
Россия – это ромашка.
Россия – это самовар.
Россия – это сарафан.
Россия – это рубашка-косоворотка.
Россия – это гармошка.
Россия – это матрешки.
Россия – это Чебурашка.
Россия – это Георгиевская лента.
Россия – это рубль.
Россия – это русская тройка.
Россия – это Дед Мороз и Снегурочка.
Логопед. Отлично, ребята. А столицей России какой город является? (Москва).
А какая главная площадь в Москве? (Красная площадь).
А на этой площади что находится? (Кремль).
(на экране появляется изображение Красной площади и Кремля)
В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как зовут нашего президента? (на экране появляется фотография). Владимир Владимирович Путин. Главные символы России – флаг и герб (на экране появляются их изображения). Флаг России трёхцветный, его еще называют «триколор».
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Герб нашей страны –
Двуглавый орёл.
Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам).
Логопед и инструктор по ФИЗО. Ребята мы с вами живем в России, значит мы с вами кто? Правильно: мы – россияне. Давайте сейчас поделимся на два круга и поиграем с мячом. Мы будем задавать вопрос и кидать мяч кому-либо из вас, а вы говорите ответ и кидайте мяч обратно. (Работа в кругу)
- ты живёшь в России – значит, ты кто? (россиянин или россиянка)
- ты живешь в Перми – значит, ты кто? (пермяк или пермячка)
- твоя мама живет в России – значит, она кто? (россиянка)
- твой папа живет в России – значит, он кто? (россиянин)
- твои друзья живут в России? Значит, они кто? (россияне)
(задаются вопросы такого же плана и про Пермь).
Логопед. Замечательно поиграли! А сейчас, наши уважаемые россияне и пермяки, давайте поиграем в эстафету «Внимательные уши». Я для вас приготовила специальные схемы и много картинок, в которых есть звук «р». Вам нужно, пройдя эстафету с выбранной картинкой, определить, к какой схеме она подходит: где в её названии находится звук – в начале, середине или конце? И положить картинку под соответствующую схему.
(Под тихую, но бодрую музыку ребята проходят эстафету. Потом проводится анализ выполненного задания, исправляются возможные ошибки).
Инструктор по ФИЗО Эстафета: перепрыгнуть мягкий модуль, выполнить подлезание под дугу, оббежать ориентир.
Логопед. Друзья, много мы с вами посмотрели, попутешествовали. Пришла пора вновь садится в вертолеты и возвращаться в детский сад. Путешественники, занимайте свои места. Дети берутся за обруч.
Развитие мелкой моторики.
Логопед. Чтобы не скучно было летать – мы будем пальчиками играть.
Дети одной рукой держаться за обруч, а второй выполняют упражнение.
Здравствуй, Солнце золотое (большой палец соединяется с указательным),
Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним),
Здравствуй, вольный ветерок (большой – с безымянным),
Здравствуй ,маленький дубок (большой с мизинцем),
Мы живем в одном краю (соединение всех пальцев поочередно) –
Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!
Заключительная часть.
Звучит песня про детский сад.
Логопед. Друзья, мы вернулись в наш родной детский сад. Где мы с вами побывали? Какие звуки нам помогали в путешествии? Что вы узнали о Перми и России? Что особенно вам понравилось? (ответы детей).
Дорогие друзья, нам очень приятно, интересно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо общались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашем городе Перми и нашей стране России; легко – потому что вы очень старательно произносили звуки «р» и «рь».
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"
Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...
Фронтальное интегрированное музыкально-логопедическое занятие для детей среднего дошкольного возраста на тему «Насекомые» «В гостях у Комарика»
Цель. Автоматизация звука «З и Зь».ЗадачиКоррекционно-образовательные:- уточнение и расширение представлений о насекомых;- закрепление знаний о механизмах образования звуков «з», «зь», автоматизация и...
конспект интегрированного занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну Рычанию"
« Путешествие в страну Рычанию».Цель: Закрепить материал, изучаемый на занятиях. Создать эмоционально - приподнятое настроение, ощущение радости праздника. Увлечь детей сказочным сюжетом.Задачи:Закреп...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Государственные символы нашей Родины: Герб и флаг России"
На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотич...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Наши эмоции»
В рамках программы «Год театра» в РФ в 2019 году...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша группа. Что мы умеем»
конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога...