«Россия – Татарстан, национальные традиции»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Россия – Татарстан, национальные традиции»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Вспомнить особенности русского народного костюма и русских народных праздников.
Развивающие задачи:
развивать: умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу; умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; память, воображение, умение анализировать и делать вывод. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.
Словарная работа:
республика Татарстан, волжане, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, марийцы, чуваши, юрта, чиги, бешбармак.
Воспитательные задачи:
воспитывать в детях уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
Ход
Стихотворение Н.Кнушевицкой – «Большая страна»
На коврик похожа, на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта
Про тундру, где чумы, олени и нарты.
Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране.
Стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию»
Берегите Россию, нет России другой
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Песня «У моей России»
- У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
- Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Припев.
- Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это я с друзьями.
Припев.
Хоровод «Росиночка – Россия».
- У каждой страны есть свой государственный флаг. Не одно мероприятие не проходит без этого государственного символа. Когда спортсмены нашей страны побеждают в олимпийских играх независимо, в какой стране проходит олимпиада - подымают флаг в честь победителей.
- Сколько цветов у флага Росси (три)
- Какие это цвета? (белый, синий, красный)
- Что они обозначают?
Куда не посмотри — и там, и тут
Знамёна великой России цветут.
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
Белый — облако большое,
Синий — небо голубое,
Красный — солнышка восход,
Новый день Россию ждёт.
Символ мира, чистоты -
Это флаг моей страны.
Песня о российском флаге.
«Белый, синий, красный» муз. С. Смирновой.
- Белые берёзы, белые снега,
Белые на небе тают облака.
Белые туманы и цветущий сад
Журавли над нами белые летят 2р.
Припев: Как красив белый цвет,
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
- Синие озёра, цепи синих гор,
Расстелился в поле васильков ковёр,
Солнышко сияет в синих небесах,
А у россиянок синие глаза. 2р.
Припев: Как красив синий цвет,
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
- Красная рябина под окном растёт,
В красном сарафане девочка идёт.
А зимою белой, ну-ка, посмотри,
Красные на ветках птицы- снегири. 2р.
Припев: Как красив красный цвет,
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
- Сегодня у нас в гостях ребята из Татарстана и мы с вами побольше узнаем об одном из народов, живущих в нашей стране.
У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо отправиться в путешествие.
Вот мы и приехали в столицу Татарстана - город Казань (слайд). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал (слайд). Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб (слайд).
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный).
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие (слайд).
Звучит татарская музыка и дети танцуют татарский народный танец и поют татарскую песню.
- Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось?
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите, какие красивые платья у девочек и костюмы у мальчиков.
У мальчиков видите, какие жилетки, а на голове необычные шапочки.
- (слайд) Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение, расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол (закрепляю). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзол). На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ. Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.
Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.
( слайд). Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваем, как украшены тюбетейки)
- Как назывался головной убор у мужчин? (дети отвечают)
На ноги татарский народ одевал расшитые кожей сапоги и называются они ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.
Как же жили раньше татары? (слайд). Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз.
Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок (слайд - жилище татар). Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище.
Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф, в котором хранилась посуда был тоже сборный и собирался, как лего без единого гвоздя (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа).
Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает?
(это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками).
Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА (слайды).
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
А татарские дети, как и вы, очень любят играть в подвижные игры. Давайте поиграем.
Татарская национальная игра «Скок – перескок»
- Предлагаем поиграть в игру «Золотые ворота»
«Золотые ворота —игра) круговые» (русская народная
В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз — запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.
Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше.
Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.
Правила:
1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными.
2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.
-У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, муз.инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники.
Муз.инструменты (слайд)
Национальные блюда (слайд)
Разминка «Российская семья»
Живут в России разные народы (Руки соединить в «замок»)
И с давних пор
Одним – тайга по нраву, (Руки вверх)
Другим – родной простор. (Руки в стороны)
У каждого народа язык свой и наряд (Руки вперед, пальцы соединить)
Один черкеску носит, (Руки над головой)
Другой надел халат. (Имитация одевания халата)
Одни – рыбак с рожденья, (Ладони имитируют плаванье рыбки)
Другой – оленевод (Пальцы расставлены в стороны, руки
перекрещены над головой)
Одни кумыс готовит, (Круговое поглаживание живота рукой)
Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим – милей весна (Приседают, поглаживают «траву»)
А Родина – Россия («Домик»)
У нас у всех одна. (Берутся за руки)
Ребята, вам нужно угадать, что лежит в этом ящике. Это символы России.
А помогут вам в этом загадки. По мере отгадывания из ящика достаются предметы.
1. Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
А вместе все они … (МАТРЁШКА)
2. В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…. (МЕДВЕДЬ)
3. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (БЕРЁЗА)
4. Красота её скромна,
И лечебная она,
Белый лепесток,
Жёлтенький глазок! (РОМАШКА)
5. Ой, звенит она, звенит,
всех игрою веселит,
А всего – то три струны
ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Ну, конечно. (БАЛАЛАЙКА)
- А у нас у татар есть один праздник «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты. Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.
- Ребята, подумайте и скажите, а похож ли праздник татарского народа на ваш русский? Если да, то на какой? (Пасха)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».
Люди собираются на майдане (открытая площадь), где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям , они могут только наблюдать.
Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.
Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.
День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны . В этот день устраивают спортивные соревнования:
- Перетягивание палки и каната,
- Прыжки через нарты,
- Прыжки на шкурах (батуте)
- Национальной борьбе,
- Гонки на оленьих и собачьих упряжках.
Также праздник сопровождается песнями и танцами.
Физ.пауза
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
делали вот так (показ Тимербаем движения) .
Подвижная игра «Тюбетейка» ( дети встают в круг, звучит музыка, дети надевают по очереди тюбетейку, музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот выполняет задание).
Подвижная игра «Самовар». Выбираем одного самовара с помощью считалки на татарском языке «Элчи бэлчи», остальным надеваем маски с национальными татарскими блюдами, и выбираем маленький чайник. Самовар садится спиной к друзьям, чайник подходит к самовару и узнает с чем он хочет пить чай. Например, с «чак-чаком». «»Чак-чак» подходит и стучит по плече. Самовар должен догадаться кто «чак-чак». Так продолжается 3-4 раз.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. (Угощают гостей)
1 к Ребёнок: И мы пришли вам не с пустыми руками. Это чак- чак - национальное татарское блюдо. Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть.
– Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов – счастливые дети,
Дружба – самое ценное, что есть на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по национальным традициям на тему "Тувинские национальные музыкальные инструменты"
Тыва хогжум херекселдери...
Конспект занятия по национальным традициям на тему "Особенности тувинской национальной одежды"
Тыва хептин онзагай хевирлери...
Конспект занятия по национальным традициям на тему: "Тувинские национальные блюда"
Конспект занятия...
Прокт "Национальные традиции России- золотая хохлома".
Ознакомление детей с различными видами декоративно-прикладного искусства....
Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных...
Презентация на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников через национальные традиции и культуру народов России" из опыта работы
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеются тяжелые нарушения речи, относится развитие у них связной мо...