Прокт "Национальные традиции России- золотая хохлома".
проект по рисованию (младшая группа)

Егорова Ольга Юрьевна

Ознакомление детей с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию

Администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 50

Информационно-практико-ориентированный проект

«Национальные традиции России – золотая хохлома»

Подготовили воспитатели:

                  Гвоздева Е.В.    

Егорова О.Ю.      

Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Одним из национальных достояний России являются народные промыслы. Наш проект посвящен русскому народному промыслу «Хохлома».

Цель проекта: Ознакомление детей с народно – прикладным творчеством России.

Задачи: Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

 Развивать у детей познавательный интерес к хохломской росписи.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.

Методы и формы работы: рассказ и беседы, сбор экспонатов хохломских предметов, дидактические игры, рассматривание демонстрационного материала по теме, создание и просмотр презентации.

Ожидаемые результаты: расширение знаний и представлений детей о хохломском промысле, знакомство с элементами хохломской росписи, развитие творческих способностей детей;

Этапы работы над проектом:

Задачи или задание

Сроки выполнения

Способы решения

Ответственный за выполнение

1.

Сбор экспонатов и оформление выставки «Золотая Хохлома» 

Апрель – Май 2021г.

Выставка работ «Золотая хохлома»

Гвоздева Е.В.,

Егорова О.Ю.

2.

Создание мультимедийной презентации «Золотая хохлома».

Апрель – Май 2021г

«Золотая хохлома»

Гвоздева Е.В.,

Егорова О.Ю.

3.

Подборка дидактических игр

Апрель – Май 2021г

«Собери узор»,

«Подбери карточки»

Гвоздева Е.В.,

Егорова О.Ю.

4.

Создание предметно-развивающей среды

Апрель – Май 2021г

Выставка картинок с хохломской росписью

Гвоздева Е.В.,

Егорова О.Ю.


План-график мероприятий.

Дата

Содержание

Мероприятия

Результат

1 этап

Подготовительный

1.

15.04.-20.04.

Мониторинг знаний детей

Приложение №1

Закрепить знания детей о хохломском промысле.

 

16.04-20.04.

Анкетирование родителей

Приложение №2

Определить роль семьи в приобщении к основам народной культуры, обычаям, обрядам;

воспитать желание к  соблюдению имеющихся семейных традиций; формировать повышение статуса семьи в нашем  обществе; способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений.

3.

16.04.-25.04

Изучение литературы

Демонстрационный материал по изучению хохломской росписи.

познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, его особенностями, мотивами, элементами, выразительными средствами;
обучить декоративному рисованию;
стимулировать декоративное фантазирование по мотивам народных промыслов.

4.

25.04.-15.05.

Подготовка материала

Составление конспекта. Подготовка вопросов для анкетирования. Оформление выставки.

Стимулирование детей, педагогов к участию в проектах.

2 этап

Основной

1.

2.

3.

13.05.

29.04

06.05.

Работа с детьми

Дидактические игры  «Народные промыслы»

«Найди нужный элемент»

НОД (Приложение №3)

Развлечения (Приложение№4)

Закрепить знания детей о народных промыслах; упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла; развивать умение внимательно слушать, запоминать и соблюдать правила игры; развивать связную речь детей.

Закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции.

Расширение знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях

Обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах: хохломской росписи. 

2.

01.04-07.05

Работа с родителями

Задание: украсить деревянную дощечку хохломскими узорами.

Формировать интерес к изучению народных промыслов.

3.

11.05

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создание выставки на тему «Золотая хохлома»

Воспитывать уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.

3 этап

Заключительный

1.

15.05

Конкурсы

«Лучшая хохломская ложка» (совместно с родителями дома)

Продолжать развивать интерес у детей и родителей к народному декоративному искусству.

Вывод: Работа над проектом, дала нам возможность глубже познакомиться с русским прикладным искусством, оформить выставку в группе. Мы.

испытываем глубокое чувство гордости за то, что именно в России была создана такая милая сердцу Хохлома. Благодаря проекту нам стали ближе и дороже традиции нашего русского народа и страны.


Приложение №3

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с хохломской росписью»

Программное содержание:

Учить рисовать «завитки». Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;

Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка), лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью.

Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков».

Методические приемы:

1. Словесный - рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.

2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Словарная работа: «завиток», криуль, растительность.

Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро, дети!

- Доброе утро, гости!

Воспитатель: Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. - Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?

Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель: Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель: Но, для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель: Какие цвета используются при росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Что является главным рисунком?

Дети: Растительность.

Воспитатель: Сейчас я буду называть  элементы этой росписи, а вы за мной повторяйте: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».

Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель:  Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.

Я вам расскажу, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие: Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки», «усики», «капельки»,

«завиток», «травка».

Воспитатель: Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются.

Воспитатель:  С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?

Дети: хохломской.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!


Приложение №4

Конспект развлечения «Золотая хохлома»

Задачи:

Образовательные:

  1. Приобщить детей к ценностям народного искусства, народным традициям.
  2. Активизировать познавательную активность.

Развивающие:

  1. Развивать воображение, внимание, память.
  2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к русской культуре,

хохломскому промыслу.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация, выставка работ «Хохлома».

Ход праздника.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Всех гостей сюда созвали, как у нас красиво в зале!

Будто в сказку мы попали.

Сколько великолепных поделок на нашей выставке.

Какое настроение они создают?

Дети: Радостное, веселое.

Ведущий:

Сегодня день у нас особый

Я приглашаю вас друзья в Золотую хохлому.

Ребята нам исполнят веселые частушки.

Частушки:

Мы – певцы и музыканты,

Выступать нам нравится!

Мы – народные таланты,

Нами край наш славится!

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.

Ведущий: Посмотрите, сколько удивительно красивых вещей у нас здесь выставлено! От них как будто стало ярче и веселее на душе. И чего здесь только нет, смотрите, не стесняйтесь!

Стихи:

1 ребёнок:

Посуда не простая

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она –

Золотая хохлома.

 

2 ребёнок:

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

3 ребёнок:

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Ведущий: Я вам расскажу легенду о хохломе (на телевизоре с помощью презентации)

На Волгу в давние века

Пришел мужик издалека.

Он был веселый молодец,

Великий мастер и творец.

Он дом построил, начал жить,

Из липы стал он мастерить

Посуду, мебель и кадушки,

Детишкам всякие игрушки.

Однажды, чуть заря зардела,

К нему жар – птица прилетела.

Он птицу кашей накормил,

Душистым медом угостил.

И в благодарность за добро

Она дала ему перо.

«Взмахни ты им над всей посудой,

И для тебя свершиться чудо».

Сказала так и улетела.

Мужик же принялся за дело.

Махнул жар – птицыным пером,

И засияло все кругом.

А мастер будто — бы прозрел,

Он понял вдруг, чего хотел.

Потом встряхнулся, удивился:

«Какой мне чудный сон приснился»

И вот друзьям на удивленье

Он расписал свои творенья.

Народ от быстрого ума

Назвал ту роспись: «Хохлома».

На черный фон, как ночь густая,

Ложилась краска золотая,

А сочных ягод красный цвет

Похож на утренний рассвет.

Вот кружевной листок калины,

Алеют кисточки рябины,

Вот здесь петух, а там цветы –

Все небывалой красоты.

Здесь ветки нежно изогнулись,

К траве – муравушке пригнулись.

И птица жар над всем сияет,

Все ярким светом озаряет.

Талант свой мастер не скрывал,

Его он детям передал,

А дети внуков научили,

А те соседям раздарили.

О хохломе молва пошла,

И слава та до нас дошла

Как зачарованный стою,

На роспись дивную смотрю.

Ведущий: А сейчас, давайте отгадаем загадки:


Стулья, доски и полати,

И кроватки, и кровати,

Расписала нам сама

… Золотая Хохлома!


Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

… Золотая Хохлома!


Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
                                                       … Золотая Хохлома!

В каждом доме это есть,

Ей удобно очень есть

Кашу, щи, кисель, окрошку.

Нужно взять к обеду

… ложку.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы показали, что все вы знаете и любите Золотую Хохлому. И вот мастера из Хохломы прислали вам за это подарки.

(раздают леденцы на палочках).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» - рисование декоративное в старшей группе.

Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» -рисование декоративное в старшей группе....

Педагогический проект «Золотая Хохлома», как средство знакомства детей с народными промыслами России.

Особую значимость в настоящее время имеет возрождение народных промыслов и традиций. В наш век новых технологий, бешеного темпа жизни постепенно забывается исконно русское, наше. Люди теряют связь с п...