Организация игрового часа.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Лекция из программы" Преддошкольная пора",под ред.Н.Ф.Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_igrovogo_chasa_omsk.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игрового часа с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Предшкольная пора» под ред. Н. Ф. Виноградовой
С. В. Колесникова, заведующий МДОУ «Кормиловский детский сад №5 «Сказка» Кормиловского МР Омской области
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребёнка. С этого момента начинается новый этап в развитии: ребёнку предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми.
Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать, анализировать. У таких детей недостаточно развито внимание, образное мышление, умение выполнять элементарные речевые творческие задания. Чтобы предотвратить возникновение этих проблем, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольного образования.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка, создаются благоприятные условия для психического и личностного развития, поскольку в процессе игры ребёнок сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Одним из разделов программы Н. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» является раздел «Играем и фантазируем». Содержание этого раздела развивает у детей умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссёрских и других видах игр. Игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. В игре развиваются коммуникативные навыки, познавательные процессы, формируется положительная самооценка.
Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребёнка импровизации и творчества. Это, в свою очередь, способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.
Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог является играющим партнёром. Игра на всех возрастных этапах должна являться самостоятельной деятельностью детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развиваюшей среды, наличие определённого времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самостоятельной игры детей.
Сюжетно-ролевая игра носит развивающий характер и выдвигает ряд требований к ребёнку. Первое требование, обращенное к ребёнку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации. Второе требование — умение ребёнка определённым образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребёнка. Третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развивается определённый уровень общения.
В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Рассмотрим это на примере организации игрового часа «Поездка в театр».
Цель: совершенствовать умение детей придумывать элементы сюжета, его продолжение, умение договариваться и выполнять условия игры.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Виды игр: строительная, сюжетно-ролевая, театрализованная игра.
Задачи: образовательные — дать представление об афише, о правилах поведения в театре, о видах театра, расширить знания детей о профессиях (водителя, кондуктора, кассира, парикмахера, официанта, работников театра), формировать умение у детей действовать в соответствии с выбранной ролью, моделировать ролевой диалог; развивающие: — развивать навыки игрового сотрудничества, воспитательные — воспитывать культуру поведения в театре, в автобусе, парикмахерской.
Материалы и оборудование: строительный конструктор, стулья, руль, фуражка, детская посуда, меню, фартуки, колпаки, набор парикмахера, маски-шапочки, костюмы к сказке «Заюшкина избушка» ширма-домик. Роли: водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, кассир, парикмахер, официант, артисты, зрители.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Скажите, вы заметили что-нибудь необычное, когда заходили в детский сад? (Дети отвечают, что на стенде висит плакат.) А что нарисовано на плакате? (Дети говорят, что нарисована девочка в платье.) Такой плакат называется афиша, и это приглашение на спектакль «Заюшкина избушка». А на чём мы можем поехать в театр?
Дети. Автобус, машина, поезд, электричка.
Воспитатель. Нас очень много, давайте поедем на автобусе. Давайте построим автобус! (Дети собирают автобус из конструктора.) А теперь, ребята, скажите, а как нужно одеться и причесаться, когда идёшь в театр?
Дети. Одежда должна быть нарядная (вечерние платья, костюмы), причёска должна быть аккуратной.
Воспитатель: Тогда кому нужно переодеться, переодевайтесь, кому нужно сделать прически, посетите парикмахерскую. В парикмахерской есть два салона, как вы думаете, какие?
Дети. Мужской и женский.
Воспитатель. Кто будет парикмахером в мужском и женском залах? (Дети распределяют роли, обыгрывается «Парикмахерская). Вы готовы? Занимайте места в автобусе. (Обыгрывается посадка в автобус.) А кто водит автобус?
Дети. Водитель!
Воспитатель. А кто проверяет билеты?
Дети. Кондуктор!
Воспитатель. А кто едет в автобусе?
Дети. Пассажиры!
Воспитатель. Водитель и кондуктор, займите свои рабочие места. (Распределяются роли, обыгрывается покупка билетов у кондуктора). А теперь давайте поговорим о театре. Какие театры вы знаете в Омске?
Дети. Музыкальный, драматический, театр кукол, театр теней.
Воспитатель. Во всех театрах работает очень много людей. Как вы думаете, кто работает в театре?
Дети. Артисты, режиссёр, гримёр, музыкант, костюмер, художник, декоратор.
Воспитатель. Кто играет спектакль?
Дети. Артисты!
Воспитатель. А как называют людей, которые смотрят спектакль из зала?
Дети. Зрители!
Воспитатель. Но как мы можем попасть в театр?
Дети. Нужно купить билеты.
Воспитатель. Конечно, нужно купить билеты в театральной кассе. А кто их продаёт? Дети. Кассир!
(Водитель автобуса сообщает: «Остановка “Театр”» и пассажиры выходят из автобуса. Останавливаются возле театральной кассы. Выбирается ребёнок, который будет играть роль кассира. Обыгрывается покупка билета.)
Воспитатель. Ребята, до спектакля у нас есть время, и мы проголодались, чем займемся? Дети. Пойдём в кафе.
Воспитатель. А кто работает в кафе?
Дети. Официанты, повара. (Дети распределяют роли, обыгрывают заказ блюда в ресторане.)
Воспитатель. Ребята, вы слышите звонок? Нас приглашают в зал на спектакль. Если вы хотите быть хорошими зрителями, запомните правила поведения в театре.
Правила поведения в театре
1. Во время спектакля нужно соблюдать тишину.
2. Важное правило — приходить вовремя.
3. Нужно быть нарядно одетыми, ведь поход в театр — это праздник.
4. Нельзя в театре занимать чужие места.
6. Нельзя вставать со своего места, пока не закончится спектакль, — нельзя мешать другим зрителям.
7. Во время спектакля не разговаривай, а аплодируй артистам.
Воспитатель. А теперь давайте пройдём в зал. (Дети занимают места согласно билетам. Артисты надевают костюмы, и начинается спектакль «Заюшкина избушка».)
Воспитатель. Спектакль окончен, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети снова занимают места в автобусе. Водитель объявляет остановку «Детский сад».) Вот мы и приехали. Давайте поговорим о том, что вы увидели в театре. Ребята, вам понравился спектакль? А что вам больше всего понравилось? Какой артист вам запомнился и чем? Вы хорошо провели время? (Дети отвечают на вопросы.) Мне тоже было с вами очень интересно! Спасибо!
Главной целью педагогов является правильное использование времени игрового часа, поощрение детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план оздоровительного игрового часа для младшей группы
Цель: развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья....
Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа
Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа включает в себя игры с водой. плоскостными планшетами, с предметами. Предусматривает деление детей на условные ...
План оздоровительно – игрового часа на год.
Для детей 2-3 лет...
План проведения оздоровительно-игрового часа в младшей группе (от 1-3 лет)
План проведения оздоровительно-игрового часа в младшей группе (от 1-3 лет)...
Программа игрового часа "Играй-ка"
Программа «Играй-ка» - общеразвивающего типа, по целевой направленности ориентирована на формирование общей культуры ребенка, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками о...
Организация "оздоровительно-игрового часа для развития физических качеств у дошкольников
Одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека является движение. Движение есть основная функция маленького ребёнка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регул...