Интегрированное занятие для старших дошкольников «Три чуда света»
проект (старшая группа)

Новикова Ирина Ивановна

Углубление  восприятия музыки  через интеграцию различных видов искусств.

создание условий для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. (граттаж)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_tri_chuda_sveta.docx132.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для

старших дошкольников  «Три чуда света»

Цель:

Углубление  восприятия музыки  через интеграцию различных видов искусств.

создание условий для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. (граттаж)
Задачи: 
Обучающие задачи:

– познакомить с нетрадиционным рисованием – рисованием салфетками;
– закрепить знания о космосе.
Развивающие задачи:
– сформировать умение работать с нетрадиционными инструментами;

 Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакова на примере музыкальных  фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»
  2. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения
  3. Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально-образных импровизаций
  4. Продолжать знакомить с нетрадиционным рисованием – рисованием салфетками(граттаж), сформировать умение работать с нетрадиционными инструментами;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству

 Интеграция образовательных областей:

  • музыка
  • чтение художественной литературы
  • коммуникация
  • социализация
  • познание
  • художественно-эстетическое

Формы организации:

  • Слушание музыки
  • Шумовой оркестр
  • Музыкальное движение
  • Чтение стихов
  • Беседа

  Предварительная работа:

  • Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
  • Прослушивание музыкальных отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
  • Разучивание игры «Подари улыбку»
  • Разучивание мелодии «Во саду ли в огороде»  на детских музыкальных инструментах
  • Знакомство с понятиями: композитор, оркестр, опера, симфонический оркестр, искусство
  • Разучивание стихотворных отрывков из сказки

 Оборудование:

  • Зеркало
  • Кот
  • шмель;
  • Портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова;
  • Иллюстрации картин М. Врубеля, С. Ковалева;

 Ход занятия

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку.  Вы согласны? (Да) Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Да) Я тоже так думаю. А чтобы проверить это, давайте поиграем в игру «Подари улыбку». 

По дорожке я иду                   Ведущий идёт мимо детей, с окончанием   

И улыбку всем дарю.             фразы останавливается перед кем-либо.

Улыбнись и ты скорей,         Улыбается этому ребенку, протягивая ему

Вместе будет веселей!          руку.  Вместе кружатся поскоками.

 (Далее игра повторяется,  но ведущих уже двое.  Так до тех пор,  пока в игру не будут вовлечены все дети.)

Коммуникативная игра «Подари улыбку»

(После игры все берутся за руки).

Музыкальный руководитель: Ну, что ж, пора в путь.  По тропинке мы пойдём, прямо в сказку попадём! (Музыкальный руководитель  ведёт детей змейкой,  все держатся  за руки).

Вот мы и пришли, только сказки нигде нет.
Педагог: У меня есть сундучок с загадками. Хотите поиграть? (да) Чтобы заглянуть в сундучок, мы должны сказать волшебные слова и попросить ключик открыть его. Повторяйте все за мной:

 Ключик, ключик золотой,

сундучок скорей открой,

Ты смотри, не подведи, сундучок ты отопри!

        Под музыку сундучок открывается. Педагог предлагает по подсказке угадать предмет, который лежит в сундучке.

 Ребята, какой поэт написал сказку «О золотом петушке», «Сказку о попе и работнике его Балде»,»Сказку о золотой рыбке», «Сказку о царе Салтане и о его сыне его  Гвидоне».Правильно, сегодня наше занятие  будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С. Пушкин. 
На экране появляется изображение портрета А.С. Пушкина

Отгадайте загадку –мягкие лапки, а в лапках –цап царапки.(Кот)

На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.

1 ребенок. 
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
 
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;


2.Идёт направо - песнь заводит,              
Налево - сказку говорит.
 
Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

3 ребенок. 
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;


4 ребенок. 
В темнице там царевна тужит,     Василина
                  А бурый волк ей верно служит;



5 ребенок. 
Там ступа с Бабою Ягой       Андрей
                   Идёт, бредёт сама собой,

6 ребенок. 
Там царь Кащей над златом чахнет;

                  
Там русский дух... там Русью пахнет!

        Педагог предлагает по подсказке угадать предмет, который лежит в сундучке. Когда дети отгадывают, педагог достает предмет (зеркало, яблоко, мягкую игрушку-«шмеля») из сундучка.

Педагог. Этот предмет в одной из сказок говорил человеческим голосом (зеркало)

        Дети показывают сценку из «Сказки о мертвой царевне…».

Царица.         Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи.

                Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?!

Воспитатель: И ей зеркальце в ответ

Зеркало. Ты, конечно, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Воспитатель. Скажите, ребята, а в какой сказке царевич, чтобы пересечь море-океан, превращался в насекомых? («Сказка о царе Салтане») . А в кого превращался царевич Гвидон? (комар, шмель, муха).Великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков (посмотрите его портрет),написал музыку к этой сказке, послушайте как он изобразил полет шмеля.

Воспитатель достает из сундучка мягкую игрушку-«шмеля» и предлагает послушать музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля» и изобразить шмеля..

 Воспитатель. А какие три чуда были в «Сказке о царе Салтане» волшебном городе у князя  Гвидона ?

Назовите первое из них? (Белочка).
Давайте вспомним, как описал это чудо поэт А.С. Пушкин. ( Ребенок рассказывает  фрагмент  стихотворения).

 Ребенок : Ель растёт перед дворцом,
  Алиса     А под ней хрустальный дом.
                 Белка там живёт ручная,
                 Да затейница какая
                 Белка песенки поёт,
                 Да орешки всё грызёт!
                 А орешки не простые,
                 Все скорлупки золотые.

Воспитатель: Молодец! А вот белочка, которую нам нарисовал художник. (Иллюстрация «Белка» В. Конашевича).

http://img-fotki.yandex.ru/get/9063/234598876.0/0_109c2c_924974ec_M.jpg

Скажите, какая белочка на картине? (маленькая, игривая, весёлая). Правильно.

Музыкальный руководитель:  А сейчас, мы услышим как композитору Н.А. Римскому – Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки.

Звучит музыкальный  фрагмент «Белочка»

Музыкальный руководитель: Какую белочку нарисовала нам музыка? (маленькую,  весёлую). А почему вы так решили? (Потому что, музыка звучала легко, высоко, игриво, светло).

Правильно,  ребята!

Помните, как у А. С. Пушкина:

.. белочка при всех

   Золотой грызёт орех,

   Изумрудец вынимает,

   А скорлупку собирает,

   Кучки ровные кладет,

   И с присвисточкой поёт

   При честном при всем народе:

   Во саду ли, в огороде.

В музыке белки тоже есть «присвисточка». Её исполняет инструмент с забавным названием: флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». Голос у неё тонкий, высокий, светлый и немножечко свистящий. (показываю флейту-пикколо. Повторное слушание в исполнении симфонического оркестра.)

Ребята, давайте возьмем инструменты, создадим свой  детский оркестр и исполним это произведение.

Оркестр «Во саду ли, в огороде»

Воспитатель:  А сейчас,  назовите мне второе чудо. (Тридцать три богатыря) ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).

Ребенок : Море вздуется бурливо,
 Влад      Закипит, подымет вой,
                Хлынет на берег пустой,
                Разольётся в шумном беге,
               И очутятся на бреге,
               В чешуе, как жар горя,
               Тридцать три богатыря.
                Все красавцы удалые,
                Великаны молодые,
                Все равны, как на подбор,

                 С ними дядька Черномор.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5012/234598876.0/0_109c2d_320afbf0_M.jpg

Воспитатель: Тридцать три богатыря защитники волшебного города. (Иллюстрация «Тридцать три богатыря» В.Конашевича). Посмотрите на картину, что вы видите? (Богатыри  постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь  Гвидон восхищается богатырями).

Музыкальный руководитель:  А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей.

Звучит музыкальный  фрагмент «Тридцать три богатыря»

Музыкальный руководитель: Как звучала музыка? (торжественно, мужественно, гордо). Что ещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей? (В музыке слышится грозный рокот моря, море бушует, плещется). Скажите, одинаковый образ богатырей создали поэт, художник и композитор? (Да).
Сейчас назовём третье чудо волшебного города – Царевна Лебедь. Вика сейчас расскажет, как описал эту необычную царевну А.С. Пушкин
.

 (девочка читает стихотворение).

 Арина : За морем царевна есть,
           Что не можно глаз отвесть:
           Днём свет Божий затмевает,
           Ночью землю освещает,
           Месяц под косой блестит,
           А во лбу звезда горит.
           А сама – то величава,
           Выступает, будто пава;
           А как речь – то говорит,

            Словно реченька журчит.

Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем, какую Царевну – Лебедь изобразит нам музыка.

Музыкальный  фрагмент «Царевна - Лебедь»

Музыкальный руководитель: Какая была музыка? (Музыка плавная, нежная, грациозная). Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. А какое море рисует аккомпанемент? (Аккомпанемент рисует спокойное, тихое, плещущее море) 
А теперь посмотрим на иллюстрации. (Иллюстрация «Царевна лебедь» М. Врубель и В.Конашевича).

http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/234598876.0/0_109c2e_696f0336_M.jpg

Видите, как изобразили Царевну - Лебедь художники.  Скажите,  настроение, картины схоже с музыкой. (Да.  Царевна на картине необычная, волшебная, видно как она превращается из Лебедя в девушку. Эта картина созвучна музыке).
Ребята, я предлагаю вам совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас? (мужественные, бодрые, чёткие).  А девочки превратятся в Царевну – Лебедь. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные). 

(Дети исполняют танцевальную импровизацию под прослушанную музыку.)

Воспитатель.Молодцы,ребята! а чтобы у нас осталось сказочное настроение ,присядем за стол и посмотрим, что на нем лежит  Перед вами лежит альбомный лист с контуром белочки и лебедя, палитра и салфетки.

Воспитатель. Возьмем один кусочек салфетки и сомнем его в комочек. (граттаж) Обмакнем в оранжевую  краску, кто будет рисовать белочку и белую, кто будет рисовать лебедя и пропечатаем , только самое главное – не размазывать, а печатать.

Воспитатель. Последний штрих – рисуем глаза черной краской.

Молодцы!

Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Понравилось ли вам наше путешествие?

- Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кто ее написал?
Музыкальный руководитель: - А кто написал музыку к этой сказке?
- Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского- Корсакова?  Ребята, мы можем не только  прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. 
 Молодцы, вы были настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей музыки. Но нам пора возвращаться в группу.  Возьмёмся  все  за  руки.

 По тропинке мы пойдём снова в группу попадём. (дети уходят в группу)

Ребенок : Ель растёт перед дворцом,
                 А под ней хрустальный дом.
                 Белка там живёт ручная,
                 Да затейница какая
                 Белка песенки поёт,
                 Да орешки всё грызёт!
                 А орешки не простые,
                 Все скорлупки золотые.

Ребенок : Море вздуется бурливо,
                Закипит, подымет вой,
                Хлынет на берег пустой,
              Разольётся в шумном беге,
               И очутятся на бреге,
               В чешуе, как жар горя,
               Тридцать три богатыря.
                Все красавцы удалые,
                Великаны молодые,
                Все равны, как на подбор,

                 С ними дядька Черномор.

             За морем царевна есть,
           Что не можно глаз отвесть:
           Днём свет Божий затмевает,
           Ночью землю освещает,
           Месяц под косой блестит,
           А во лбу звезда горит.
           А сама – то величава,
           Выступает, будто пава;
           А как речь – то говорит,

            Словно реченька журчит.

1 ребенок У лукоморья дуб зелёный;
             Златая цепь на дубе том:
           
И днём и ночью кот учёный
             Всё ходит по цепи кругом;

2. ребенок . Идёт направо - песнь заводит,
                    Налево - сказку говорит.
                  
Там чудеса: там леший бродит,

                     Русалка на ветвях сидит;

5 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
                   Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над   златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет!

3 ребенок. Там на неведомых дорожках
                    Следы невиданных зверей;
                    Избушка там на курьих ножках
                    Стоит без окон, без дверей;

4 ребенок. В темнице там царевна тужит,
                  А бурый волк ей верно служит;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее интегрированное занятие для старших дошкольников "Осень"

Это игровое  обобщающее интегрированное занятие по теме "Осень". Охватывает все виды деятельности ребенка, для детей не требуется предварительной подготовки....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Путешествие в ОСЕНнем лесу»1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.2.Восп...

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников "Чудо-яблоко" с презентацией "Как растёт яблоня"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данная презентации по может посмотреть дошкольникам как растёт яблоня....

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Три чуда»

: Здравствуйте, ребята!  Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку.  Вы согласны? (Да) Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Да) Я тоже так думаю. А ...

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «В волшебном лесу»

Данный конспект поможет воспитателю:1) Формировать у детей предпосылки экологического сознания,навыки культуры поведения в природе.2) Формировать чувство ответственности за представителей живой природ...

Интегрированное занятие для старших дошкольников "С днем рождения, любимый город!"

Цель занятия: закрепить знания детей о родном городе, полученные в процессе обучения....

В мире профессий. Здравствуй, повар! Интегрированное занятие для старших дошкольников.

Закрепить представления дошкольников о профессии повар....