Жаворонки
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №38
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
Сценарий досугового мероприятия
для детей всех возрастных групп
«Жаворонки»
Авторы:
Груздева Ю.И., воспитатель
Санкт-Петербург
2019
*
Мероприятие проводится на улице для детей всех возрастных групп, в формате досуга. Дата и время проведения: 22 марта во время утренней прогулки. Продолжительность - 15 минут в каждой группе.Цель: создать у детей настроение праздника.
Задачи:
- приобщать детей к фольклорным традициям, прививать любовь к ним;
- формировать представление о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях;
- развивать коммуникативные, музыкально-ритмические, физические и творческие способности детей.
Оборудование: портативная колонка, флеш-носитель, костюмы Кикиморы, Весны, Скомороха для взрослых, Жаворонка и Солнышка для детей.
Ход праздника:
Дети собираются на площадке.
В центре висит маленькое солнышко, рядом с ним несколько картонных объемных птичек
Скоморох.
Бояре и боярыни!
Судари и сударыни!
К нам на праздник поспешите!
С нами спойте и спляшите!
Выходит Кикимора. Тащит мешок.
Скоморох:
Дети, вы знаете кто это? Это Кикимора лесная, любит она пакости различные делать, да добрым людям мешать.
Кикимора.
Здрасте!
Скоморох:
Кикимора, а что это у тебя в мешке?
Кикимора:
Да вот видишь ли, иду по лесу, смотрю, птицы шумят, много их собралось. Я раз – сеть свою на них-то и накинула. Ну и всех поймала в мешок. Негоже шуметь в лесу. Все звери-то у меня в лесу еще спят.
А что это за праздник вы тут собрались праздновать?
Скоморох.
Как это что за праздник?
Не слыхала что ль ты разве?
22 марта – день весеннего равноденствия.
На Руси в этот день встречали перелетных птиц.
Особенно почитали жаворонков. Считалось, что жаворонок несет на своем хвосте тепло. Поэтому второе название Дня весеннего равноденствия – Жаворонки.
В народе говорили: «Жаворонок прилетел, за собой сорок птиц привел». С этого дня считалось, что весна бесповоротно вступает в свои права.
Кикимора.
Ну, видно жаворонки-то теперь не скоро прилетят, вон они все в мешке у меня теперь. Ишь, шумливые какие! Так им, поделом!
Но если Весну-то покликать-позвать, она наверняка придет. Это я вам точно говорю! Дети! Кто из вас знает весенние заклички и готов сейчас весну кликать-звать?
Звучит веснянка
Дети:
Жаворонки-жаворонушки,
Прилетайте из дальней сторонушки.
Принесите Весну красную,
Уносите Зиму студеную! Гой!
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Скоморох.
Чувиль-виль-виль!
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!
Кикимора:
Вот-вот-вот! Чувствую, как свежим ветром подуло.
Чу! Кто-то поет!
Звучит пение жаворонка
Вбегает Жаворонок (ребенок)
Жаворонок:
Я - первая птица, пробилась я к вам
Сквозь чащи лесные, назло всем ветрам.
Хорошую весть я на крыльях несу,
С весельем и пляской встречайте Весну!
Хоровод под украинскую народную песню «Веснянка»,
перевод Л.Пеньевской, обр. С.Полонского, движение Н.Ветлугиной
Под музыку входит Весна, здоровается
Весна:
Здравствуйте, ребята!
Вот я и пришла к вам
С ливнями, с цветами,
С песнями, с журавлями,
С ржаным снопочком,
С золотым колосочком.
Скоморох:
Весна-весна, где ты была?
Весна:
В лесу зимовала,
Зорю величала,
Солнышко встречала.
Кикимора:
Весна-Красна, на чём пришла?
Весна:
На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду.
Скоро поле пахать, да засевать, а чтоб урожай был богат, научу я вас народным традициям.
На встречу весны, в день весеннего равноденствия пекли печенье в виде жаворонков, куликов или воробушков, летящих с распростертыми крыльями или сидящих на гнёздышках. Печёных птичек съедали, а головки их скармливали домашним животным, родимой матушке, первому встречному или разбрасывали в поле. Считалось, что тогда земля щедро наградит урожаем.
Скоморох:
Весна, беда ведь у нас. Знаешь, Кикимора лесная птиц перелетных, жаворонков наших, всех в мешок поймала. Кто теперь весть о весне по всему миру разнесет? Тебе одной не справиться!
Весна (грозит Кикиморе):
Опять ты, Кикимора, куролесишь! Ну ничего, я вот ребят попрошу мне помочь, вместе мы управимся. Поможете мне ребята? Будем птиц выручать, много игр я знаю про птиц, как во все сыграем, мешок у Кикиморы сам и развяжется. Разлетятся наши жаворонки в разные стороны, не поймает их больше Кикимора.
Весна приглашает поиграть
Словесная игра «Гуси».
По сигналу скомороха группа говорит слова и повторяет движения по показу Скомороха
Гуси-гуси: га-га-га,
Вы откуда и куда?
Гусь, гусь, гусь, гусь,
Летим с юга на Русь!
Клинь-клинь-клинь-клинь,
Летим клином через синь!
То-то-мы-ли, то-то-мы,
Во домы! домы! домы!
Весна:
Птички весной прилетают, гнезда вьют. У каждой птички свой дом.
Игра «Найди свой дом» – 4 обруча – 4 вида птиц или гнезд
Весна:
В птичьих домиках, в гнездах, птички откладывают яйца, из которых потом появляются птенцы.
Игра «Горячая картошка»
(передавать «яйцо» птицы в кругу)
Или Игра «Гори-гори, ясно» (передается бубен с лентами по кругу)
Игра «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
/Дети идут к центру круга дробным шагом.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
/Тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона». Ворон кружится, раскрыв руки в стороны.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
/Ворон пляшет, дети повторяют его движения: поочередно выставляют ногу вперед на пятку.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
/Все хлопают, ворон пляшет.
С окончанием слов ворон выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребёнок, до которого дотронулись, становится вороном. Никому не известно, кто будет вороном, до того момента, пока дети, сойдясь в круг, не станут из него расходиться.
Ворона может выбирать Весна
Весна:
А вы знаете, ребята, что с моим приходом не только птички прилетают. С моим приходом солнце начинает светить в полную силу, чтобы земля отогревалась, растения и животные просыпались. Поэтому кроме печенья в виде птичек пеклись большие блины, лепешки и пряники в виде солнышка. Давайте и мы с вами позовем солнышко, чтобы светило оно нам ярко и грело тепло да ласково.
Дети:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Скоморох и Весна скидывают ткань с большого Солнца.
Весна:
Здравствуй, Солнце Красное!
Скоморох:
Свет и силу дай, Ярило!
Игра «Золотые ворота»
Скоморох забирает мешок у Кикиморы и открывает его.
Весна:
Ну вот, ребята, мы и освободили наших жаворонков! Давайте посадим их к другим птичкам.
Достают пестрые ленточки-птички из мешка, завязанные на нитку, и привязывают их к нитке между картонными птичками.
Финальная фонограмма или флешмоб – пока ищу материал.
Возможно, хоровод, в центре которого карусель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.
Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....
Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите
Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок" закличками зазыва...
ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ. ПЕЧЕМ ЖАВОРОНКИ
Мастер - класс для родителей...
Жаворонки
Воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички....
"Жаворонок"
Конспект занятия по рисованию...
Жаворонок, жаворонок!
Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?...
План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»
Знакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться....