Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок"  закличками зазывают весну и птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_zhavoronki.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект занятия:

                  « Жаворонки, прилетите

         весну - красну  на  крыльях принесите».

Программные педагогические задачи:

 1.Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.

 2. Познакомить детей с праздником прилёта птиц- Сороки  

 3. Развивать речь детей, заучивая заклички, поговорки.

 4. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

 5. Научить детей  делать из лоскутов ткани – «жаворонков», традиционных для этого праздника.

 6.Показать взаимосвязь устного, творческого и музыкального искусства.

  Словарная работа: встреча весны, весна-красна, жаворонок, пташки,  

     заклички,  поговорки, лоскуток ткани

  Материал: иллюстрации о проведении обряда встречи весны, праздника Сороки,

  USB c записью звуков пения птиц, «Песня жаворонка» П.П. Чайковского, нотный

  материал - хоровод «Веснянка», лоскуты ткани для изготовления «жаворонков», нитки,

  комочки шерсти, веточки на каждого ребёнка для крепления «жаворонков».

 Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание     закличек  о весне, поговорок о весне и труде.

                                               ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в горницу.  Хозяюшка приветливо встречает и приглашает сесть на лавки.

                             Здравствуйте, гости дорогие!

                             Проходите в горницу!

                             Садитесь удобно на лавочки!

                             Посидим рядком, да поговорим ладком!

А, поговорим мы сегодня о таком радостном и долгожданном денёчке – Сороки !

   Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев

    перелётные птицы.

   считалось,   что именно они на своих крыльях и приносят весну.

В народе так говорили об этом дне:

                               Когда вода разольётся,
                              Когда лес зазелениться,
                              Когда птицы прилетают,
                              Тогда и весна приходит.

 Хозяюшка:   А, скажите-ка, мне дети, какие вы знаете приметы

                       весны?

Дети:     Удлиняется день, тает снег, набухают почки, прилетают

               птицы из тёплых краёв.        

     Хозяюшка:   По народным представлениям весна сама не придет,

                             ее нужно пригласить.  

                             Вот и зазывали весну своеобразным  речитативом –

                            закличкой.  

                              Давайте, детушки мои, послушаем, как дети в

                             старину кликали весну!

                              (Звучит в записи закличка о весне)

       Хозяюшка:   Давайте,мои хорошие, тоже вспомним закличку о

                             весне!

                                                     (Все вместе. Закличка о весне)

        Хозяюшка: А, теперь, я расскажу вам, что же это за праздник

                             такой - СОРОКИ!

                              Считалось, что весну на своих крыльях приносят

                             жаворонки.

                               Сорок сороков

                               птиц летят, весну несут.

                               (Показ иллюстраций)

         Хозяюшка: В этот день в каждом доме лепили из теста

                              жаворонков, пекли  их в печке.

                              А затем раздавали  всем членам семьи. Нужно было

                              выйти на улицу и,

                              подбрасывая фигурки «жаворонков» громко кричать                            

                              закличку.

                              Жаворонки-ноги тонки!

                              Прилетите к нам , принесите нам!

                              Конфетки на ветке!

                              Весну-красну!

                              Лето тёплое!

    Хозяюшка: Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.  Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или такая, например: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.

Иногда в тесто при выпечке «жаворонков» клали какие-нибудь предметы – колечко, пуговицу, монетку. А потом по попавшимся предметам гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток.

А, ещё, мои дорогие, делали «жаворонков» из лоскутков.

 (Показ на шесте «жаворонков» из ткани)

Хозяюшка: Давайте, вместе, попробуем ,как в давние времена сделать таких птиц-птушек?

                     Показ и изготовление «жаворонков» из ткани.

                     Фоном музыка П.И.Чайковского «Жаворонок»

  Во время работы, подбадривая детей, повторяем поговорки.

   Сделаю раз по сто-будет всё просто.

   Дело мастера боится.

Хозяюшка: Вот, какие славные получились «жаворонки - пташки»

                    Давайте высоко поднимем их на веточке, как раньше в

                    старину

                    и ещё раз покличем весну! А затем встанем в хоровод  и

                    все вместе

                    споём «ВЕСНЯНКУ».

 

В конце занятия, Хозяюшка угощает детей булочками, которые называются

«жаворонки» и подводит итог занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ВЕСНА КРАСНА, КО ВСЕМ ПРИШЛА»

1. Расширить представления детей о весне, сезонных изменениях в природе.2. Развивать внимание, логическое мышление, разговорную речь.3. Развитие творческого воображения с помощью игры.4. Формиро...

Конспект занятия: «Жаворонки, прилетите весну — красну на крыльях принесите».

Программные педагогические задачи:Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Познакомить детей с праздником прилёта птиц- Сороки Развивать речь детей, заучивая...

Конспект открытого занятия "Жаворонки прилетели"

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Жаворонки прилетели»Идея занятия: Развитие интереса детей к истории народных традиций..Цель: Учить детей создавать объемный образ ...

Конспект открытого занятия по экологии "Весна - Красна"

Конспект открытого занятия по экологии "Весна - Красна"...

Открытое занятие в музее для воспитателей Гбоу Школа №1352 "Жаворонки прилетите, весну красну принесите"

Лепка обрядового печенья "Жаворонки прилетите - весну красну принесите!"...