Досуг "День науки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гаврилова Виктория Николаевна

Конспект досуга для подготовительной группы "День науки" 

Научно- эксперементальный досуг.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauki_v_detskom_sadu.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ НАУКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не до конца разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Исследовать можно всё – растения, животных, объекты неживой природы, предметы и материалы.

Экспериментирование считается эффективным способом обучения детей. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

Цель:

– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

– систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

– стимулировать самостоятельность и активность детей;

– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;

– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).


Оборудование и материалы:

Демонстрационный: посылка, письмо из цветочного городка, схемы опытов, иллюстративный материал: резиновый мяч, дерево, гвоздь, тарелка, книга, металлические опилки, компас, Раздаточный: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, магниты, емкости, песок, стакан с водой, картон, растительное масло, ткань, кубы, дорожка из материала.

                                                        Ход

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.

    Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?

Дети: Выбрать все железные предметы.

Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?

Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде;  а можно использовать магнит, он притягивает железо.

Воспитатель: Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?

Дети: Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянуться?        

Воспитатель: Приступайте!

        Опыт Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

Воспитатель: Расскажите, что делали? И что получилось?

Ребенок: Я провел  магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель:  А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели.

     Резина          -     Дерево         -     Железо        +     Пластмасса -     Стекло         -

     Какие вы, молодцы, помогли малышам из цветочного города и самостоятельно узнали первое свойство магнита. (Выставляет схему №1).

     Воспитатель: Вы видели, как магнит притягивает железные предметы,  почему так происходит?

     Дети: Потому что на них действуют магнитные силы.

Воспитатель: Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого есть железные опилки, магнит, картон. (Ответы детей).

Воспитатель: Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой  высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.

Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.

                                            Опыт

    Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия: Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло?

Дети: Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнителись.

Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает  железные предметы?

Дети: Магнитное поле.

Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство. (Воспитатель ставит схему №2).

     А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте?

Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно  магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся.

Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.

        Опыт

Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.

(Давайте поставим схему №3).

А через воду пройдут ли магнитные силы?  Проверьте  используя магнит. Приступайте.

                                  Опыт

Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Дети: Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду.

                (Давайте поставим схему №4).

А  пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте.

                           Опыт

Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Дети: Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.

Воспитатель: Правильно, молодец. Давайте поставим схему.

(Схема №5)

Давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?

1 ребенок: Магнитные силы проходят через песок;

2 ребенок: Магнитные силы проходят через воду;

3 ребенок: Магнитные силы проходят через картон.

Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?

Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.

Воспитатель: Это еще одно свойство магнита. (Третье.)                                  

                                Физкульминутка. Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Воспитатель – магнит, дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю преодолевая препятствия на своем пути).

Воспитатель: Мы уже знаем 3 свойства магнита. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим.                                                    

                                          Опыт

Дети подносят 2 магнита друг к другу и наблюдают, как они притягиваются.

Воспитатель: Что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.

Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверте что получится.

                                          Опыт

Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось?

Ребенок: Я поднес магниты друг к другу разными сторонами и они оттолкнулись; значит, « магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Воспитатель: Вот мы и узнали еще одно (четвертое) свойство магнита. Давайте поставим схему. (Схема №6)

       Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились? (Работа со схемами.)

Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов.

1 ребенок: Магнит притягивает железные предметы.

2 ребенок: Магнит имеет магнитное поле.

3 ребенок: Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон).

4 ребенок: 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.

Воспитатель: Вы сегодня на занятиях были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось на занятии.

                      (Ответы детей).                                                      

         А сейчас, в конце нашего занятия, я познакомлю вас с одним интересным прибором – это компас. Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.

Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Давайте и мы с вами попробуем сделать компас. Возьмите иголку и натрите ее о магнит: натирать нужно строго в одном направлении, проведя магнитом по иголке не менее 20 раз. Внимание! Обращаться с иглой нужно очень осторожно, чтобы не уколоться. Приступайте! (Работа детей.) Положите намагниченную иглу на пенопласт и опустите в воду, конец намагниченной иголки укажет на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет устанавливаться в определенном направлении.  Попробуйте повернуть диск, и понаблюдайте что произойдет.

Дети: Стрелка возвращается и указывает на Север.                              

Воспитатель: Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?

Дети: Намагниченная стрелка компаса показывает в том же направлении что и намагниченная иголка, на север. Значит, у нас получился настоящий компас.

Воспитатель:  Видите, какие вы молодцы, настоящие изобретатели, мне очень понравилось с вами заниматься, спасибо. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

ФОТООТЧЁТ ОБ УЧАСТИИ В КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В РАМКАХ VI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ

Воспитанники нашего детского сада, (МАДОУ МО «СГО» д/с № 10 «Чайка») города Светлого,  Калининградской области,  приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей», которы...

Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука « Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного отделения №5 Аксентий Анастасия Алексеевна

Пояснительная записка. Экология – одна из самых актуальных тем сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления. Именно с дошкольного возраста необхо...

Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты. Аналитический доклад. Новикова С.Е., Тищенко А.С., канд.экон.наук., Комарова И.И., канд.пед.наук. .

В ходе исследования были собраны данные относительно широкого круга проблем и аспектов функционирования ДОО: переполненность групп, недостаточная профессиональная подготовка для надлежащей работ...

Тематический день «Путешествие в страну Науки» посвященный «Дню российской науки»

В России ежегодно отмечается День Российской науки. День Российской науки отмечается 8 февраля. Цель проведения Дня Российской науки — способствовать развитию у детей познавательной активности, любозн...