Сценарий фольклорного тематического праздника "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"
проект (старшая, подготовительная группа)

Прокопова Гульнара Рашитовна

"Рраной хлебушко - калачу дедушка". Фольклорный тематический праздник для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rzhanoy_hlebushko_-_kalachu_dedushka_2018.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Тематический ольклорный праздник для детей старшей группы

ГБДОУ детский сад №32 Выборгского района.

Музыкальный руководитель:

Прокопова Гульнара Рашитовна

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка» Фольклорный праздник в русском народном стиле.

Цель:
Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
Задачи: 
- Развивать у детей интерес к русскому фольклорному традиционному празднику.
- Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с русским игровым и музыкальным фольклором:

разучивание пословиц, поговорок, потешек, прибауток, закличек, дразнилок, музыкальных игр, календарных песен плясок и хороводов.

- пение с движением в хороводе, пляске и игре.

- исполнение песен под шумовые инструменты.

- показ презентации по данной теме.
Оформление зала:
Зал оформлен в виде русской деревни, на заднем фоне пшеничное поле, в переднем правом углу стол с прошлогодним украшенным снопом – «дедом» и  угощениями для жнецов, полукругом стоят стулья для детей, стулья девочек украшены платками.

Атрибуты:

Сноп для обряда «завивания бороды», яркие ленты для украшения снопа, сбруя для упряжки, лошадь на палочке, серпы для девочек, колоски для мальчиков, подушка для дразнилок

Дети входят в зал держась за руки и поют русскую народную песню

«В огороде мята»

В огороде мята

Да вся приломата.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Да вся приломата.

Да вся приломата,

В пучки повязата.

Ой, лё –ли, лё-ли,

В пучки повязата.

В пучки повязата,

На тын побросата.

Ой, лё- ли, лё-ли,

На тын побросата.

Как во поле жито

Яровая пшеница.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Яровая пшеница.

Яровая пшеница

С людьми говорила.

Ой, лё-ли, лё-ли,

С людьми говорила.

Ой вы, люди, люди,

Скорей меня жните.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Скорей меня жните.

Все куплеты песни исполняют с движениями. По окончании выстраиваются в «ручеек» под проигрыш. Начинается игра «Ручеек», дети выныривают из ворот, рассказывают поговорку и расходятся по обе стороны в полукруг.

Некогда плясать, когда посылают жать.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Люди жать, а мы под межой лежать.

Люди жать, а он с поля бежать.

Хлеб за брюхом не ходит.

Сбежал и ржи не жал.

Доплясались, что без хлеба остались.

Где не сеют, там не жнут.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что пожнешь, то и смолотишь.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Пот по спине — так и хлеб на столе.

Большое несчастье, если в жатву ненастье.

Жатва - время дорогое, никому тут нет покоя.

Жать - не дремать.

Пашешь - плачешь, жнешь - от радости скачешь.

Дети хором поют:

Посадил дед редьку

Ни часту, ни редку.

Выросла редька,

Ни часта, ни редка.

Припев поют мальчики:

Дулась, дулась, первернулась,

Первернулась передом:

У Анюты плохой дом. Ох!

Поют девочки:

Мужик песню спел,

На капустник сел,

Съел три короба блинов,

Три костра пирогов,

Овин киселя,

А и кадку щей,

Полну печь калачей.

Поют все дети хором:

Ти-та-та, ти-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки насейте,

Пирожки затейте.

Пирожки на дрожжах.

Не удержишь на вожжах,

Положили гущи,

Они еще пуще;

Поставили на чело —

Не осталось ничего.

Дети группами рассказывают потешки и прибаутки:

Два лежебоки:

За дело не мы,
За работу не мы,
А поесть, поплясать

- Против нас не сыскать.

-Тит, поди молотить!
- Брюхо болит.
Тит, поди кисель есть!
- А где моя большая ложка?

Ребенок: - Здоров в еде, да хил в труде.

Дети успокаивают Тита:

1-й: - Не плачь, не плачь,

          Куплю калач

2-й: - Не плачь, дорогой,

          Куплю другой.

3-й: - Не плачь, не реви,

          Куплю тебе три!

Дети по очереди говорят пословицы:

- Что потрудился, то и поел.

- Земля труд любит.

- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Все хором: - Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Тит и хозяюшка:

- Пеки блины!

- Рада бы пекла, да нет муки…
- Так и так пеки.

Ребенок: - Кто толчет, тот и хлеб печет.

Все хором, Таня с подушкой скачет по кругу:

Три-та-туш-ки, три-та-туш-ки,

Едет Таня на подушке,

На подушечке верхом.

Бух!

С подушки кувырком!

Ребенок: - Горька работа, да сладок хлеб.

Лежебока:

Жил-был журавль с журавлихой,
Поставили они стожок сенца
- Не сказать ли опять с конца?

Лежебока:

Накосил мужик сенца,
Поставил середи польца,
Не сказать ли опять с конца?

- Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

Тит и два лежебоки: - Ох!

Все хором:

Сам на кобыле,
Жена на корове,
Ребята на телятах,
Слуги на собаках,
Кошки на лукошках 

Ребенок: - Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит.

Ребенок: - Зерно в колосу-торопись жать полосу.

Ребенок: - Не иди, дождичек, где косят, - а иди где просят;

Ребенок: - не иди, дождичек, где жнут, - а иди, где ждут.

Все хором поют, мальчики со стеблями в руках расходятся по линиям по 3, «полем», девочки отходят в сторону:

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти 
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

Девочки поют песню «Как во поле у дороги». В конце песни становятся на места мальчиков и берут стебельки.

«Как во поле у дороги»

Как во поле, при дороге

Ячмень уродился.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

Ячмень уродился.

Ячмень, ячмень уродился,

Ядрен колосистый.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

Ядрён колосистый.

Ядрён, ядрён колосистый

К земле приклонился.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

К земле приклонился.

Его жала, пожинала

Маленькая Дуня.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

Маленькая Дуня.

Дети поют песню, мальчики ходят вокруг девочек, на проигрыше «жнут».

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок со стеблем с самым большим количеством колосьев. Дети поют хором:

Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

Три девочки выносят ленты и «завивают бороду», все поют хором:

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Завитые колосья ставят в центре и расходятся на две стороны (с одной - мальчики, с другой – девочкии) и поют каждая по очереди:

Мальчики:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Девочки:

Нивка, нивка, 
Отдай мою силку, 
Я тебя жала, 
Силу свою теряла.

Дети становятся друг за другом, положив правую руку на правое плечо впереди стоящему и идут двумя «повозками». Впереди каждой ребенок «верхом на лошади».

Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!

Пройдя один круг становятся по правую сторону напротив хозяйского дома (впереди всех стоит ребенок с венком из колосьев) и поют хором:

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади 
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

Хозяин поля встречает гостей пирогами, кланяется.

Запевала начинает песню «Чок, чок, чок каблучочек» все поют припевы в хороводе вокруг хозяина.

«Чок, чок, чок каблучочек»

Чок, чок, чок каблучочек,

Здравствуй миленький дружочек.

Полно горе горевати,

Пойдём на улицу гуляти.

Там ведь любо, любо, любо,

Пойдём на улицу гуляти.

Там на улице, на рынке,

Есть и дудки, и волынки,

Балалаечки и скрипки

И любимые подружки.

Там ведь любо, любо, любо,

И любимые подружки.

Там Арина и Марина,

А еще и Катерина,

И румяная Татьяна,

Чернобровая Ульяна.

Там ведь любо, любо, любо,

Чернобровая Ульяна.

Чок, чок, чок каблучочек,

Здравствуй миленький дружочек.

Полно горе горевати,

Пойдём на улицу гуляти.

Там ведь любо, любо, любо,

Пойдём на улицу гуляти.

В конце песни на проигрыше дети становятся в две колонны на «Ручеёк». Первая пара говорит пословицу и «ныряет в ручеёк, проходит до конца и расходятся в полукруг по обеим сторонам. Таким образом пройдут все пары, и последняя останется на месте в центре.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.

Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Плох обед, коли хлеба нет.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Будет хлеб, будет и обед.

Большому куску рот радуется.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Чья земля, того и хлеб.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Все хором говорят:

В поле копами (копнами),

На гумне стогами!..

В клети закромами!..

В печи пирогами!

Все кланяются три раза, и друг за другом под музыку выходят из зала.

Используемая литература: Круглов Ю.Г "Обряды русского народа"

http://posloviz.ru/category/zhatva/

http://www.sadikdomik.ru/prochee/zagadki-poslovitsi-i-pogovorki-pro-zhatvu-kak-nashi-predki-viraschivali-chleb

http://www.ermak.su/pogovorki/o_hlebe.htm

Веретенников И.И. Русские народные песни игры в детском саду: Обработки для голоса с фортепиано. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2013 г.

Составила музыкальный руководитель Прокопова Гульнара Рашитов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное занятие: "Хочешь есть калачи не - сиди на печи"

Данное занятие проводилось в рамках ознакомления дошкольников с русским народным творчеством, по приоритетному направлению нашего дошкольного учреждения. Дети знакомились с народными традициями, трудо...

Ржаной хлебушка - пшеничному калачу дедушка"

сценарий совместного вечера для детей и родителей...

"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.

quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....

Фольклорные тематические вечера "В русской избе"

Знакомство  старших дошкольников с традициями  русского фольклора....

Сценарий мультипликационного фильма "Рождение хлебушка" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий мультипликационного фильма "Рождени ехлебушка" для детей старшего дошкольно возраста...

сценарий мероприятия мой родной город - Калач.

Сценарий мероприятия мой родной город - Калач. В мероприятии представлен материал для знакомства детей с родным городом: достопримечательностями, символикой города....

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм  «В гости к дедушке УХ»Подготовила и разработала в...