Фольклорные тематические вечера "В русской избе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Знакомство старших дошкольников с традициями русского фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnyshko_vyodryshko_vyglyani_v_okoshechko.docx | 17.17 КБ |
znakomstvo_s_russkimi_narodnymi_instrumentami.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайский центр образования»
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА В РУССКОЙ ИЗБЕ
«Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошечко»
Май 2018 г.
Программное содержание:
- развивать словарный запас, грамматический строй, связную и образную речь;
- познакомить детей с образцами устного народного творчества – закличкой «Солнышко – вёдрышко», народными играми: «Мельница», «Солнышко»;
- продолжать знакомить детей с общим характером русской пляски, с её простейшими
композициями;
Атрибуты:
ободок «солнце», жёлтые платочки;
Музыкально – игровой материал:
- Закличка «Солнышко – вёдрышко»
- Русская народная игра «Мельница»
- Русская народная игра «Солнышко»
- Русская народная пляска
Хозяюшка
Здравствуйте, мои хорошие! Проходите, не стесняйтесь!
Рассаживайтесь поудобнее! (дети садятся за столом)
Виделись мы с вами зимой, а теперь…….
«К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под её ногами.
Тёмные проталины на земле видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.» И. Токмакова.
Хозяюшка
Да, и солнце растопило снега, пробудило реки, согрело всю землю. Всё живое радуется весрне.
Ребята, а вы рады весне? (дети отвечают)
Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне, приходу тепла!
Раньше, на Руси, дети пели весёлые заклички, приглашая солнышко.
«Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошечко.
Солнышко, снарядись, красное, покажись!»
(дети повторяют)
Хозяюшка
Солнышко называют «вёдрышком» от слов «вёдро», «ведренье» - ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода. На Руси любили играть в хороводные игры, вставали в круг и кружились.
И мы сейчас поиграем.
Русская народная игра «Мельница»
Дети стоят по кругу, кружась на месте, поют:
«Мели, мели, мельница, жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!»
На последнем слове, дети останавливаются и замирают. Кто шелохнётся, выходит из игры.
Игра повторяется.
Хозяюшка
Как вы думаете ребята, смогли бы мы жить без солнышка? (дети отвечают)
«За весенним, тёплым солнцем, выгляни скорей в оконце.
И подставь скорей ладошки, чтоб поймать зайчат лукошко.
На травинке дремлют мошки, и улитка греет рожки.
Из – под листиков букашки тянут к солнышку мордашки.
Любят солнце: паучок, червячок, жучок, сверчок, любят солнышко цветы.
Научись любить и ты!» С. Ильинова.
Хозяюшка
А теперь давайте ещё поиграем!
Русская народная игра «Солнышко»
Ребёнок – «солнце» встаёт в центре круга. Дети идут вокруг него и поют:
«Гори солнце ярче – лето будет жарче!»
Дети подходят ближе к «солнцу». «Солнце» кричит: «Горячо!» - дети разбегаются. До кого солнце дотронется ладошкой, становится «солнцем». Игра повторяется.
Хозяюшка
Что ещё может согреть нас как солнышко? (дети отвечают)
Есть народная поговорка: «Дружба как солнышко греет»
Холодно нам было зимой, невесело, а солнышко стало пригревать и все радуются.
Так же и дружба: друг рядом не только когда тебе весело, но и тогда, когда тебе грустно или пришла беда.
В такой момент друг успокоит, поможет и на душе станет тепло.
Я предлагаю вам пригласить на танец своего дружочка, подружку.
)девочкам раздают жёлтые платочки)
Русская народна пляска. («Выйду ль я на улицу» - русская народная мелодия, «Музыка и движение»)
Тема: идут парами по кругу;
1 вариация: мальчики танцуют «стукалочку» с хлопками;
2 вариация: девочки танцуют «пружинку» с поворотами, взмахивая платочком;
3 вариация: кружатся «топотушками»;
Хозяюшка
Хорошо поиграли, поплясали. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайский центр образования», дошкольное отделение
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА В РУССКОЙ ИЗБЕ
« Знакомство с русскими народными инструментами»
Январь 2019г.
Цель:
Познакомить детей с русскими народными инструментами - гусли, ложки деревянные. Историей их создания.
Задачи:
• Прививать любовь к народному творчеству, историческим корням.
• Развивать творческие способности и интерес к музыке.
• Воспитывать чувства уважения к страницам прошлого.
Атрибуты
Деревянные ложки, гусли, «рубель», баян;
Карточки с изображением инструментов;
Музыкально – игровой материал
Слушание - «Русские наигрыши» (гусли);
Слушание - «Ансамбль ложкарей»;
Слушание – «Плясовые наигрыши» (гармонь);
Игра «Найди свой инструмент»;
Хозяюшка
Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Мы отправимся на машине времени в прошлое. Давайте отправимся в русскую деревню. Давно это было. Жили, поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке полезные вещи. Деревянные ложки, которыми хозяева избушки любили кушать кашу, да хлебать щи. Рубель, использовали при стирке белья. Железная пила, которой пилили брёвна. Оказывается, они были пригодны не только в хозяйстве.
Однажды в деревню, на весёлый праздник масленицы, появились бродячие артисты, певцы и музыканты. Исполнители народной музыки. Музыкальных инструментов у них не было, и решили они использовать для сопровождения своего пения подручные полезные вещи.
Ложки, сами по себе, ударяя друг о друга, очень точно и ладно отстукивали ритм, а в дуэте с рубелем, воспроизводили интересные шумовые звуки. Пила пела длинные протяжные нотки.
Слушание:
Дети слушают игру на ложках, и звучание пилы. Обсуждаем звучание и тембр инструментов.
Хозяюшка
Стреляя из лука, охотники заметили, что тетива тоже издаёт красивый певучий протяжный звук. Так подручные полезные вещи превращались в музыкальные инструменты. Или по их подобию рождались русские народные инструменты. Например, гусли. Старинный русский инструмент. Гусли – самогуды, звончатые.
Они сделаны из доски. Форма их похожа на крыло, в середине круглая дырка, а сверху струны натянуты. Название их произошло, как вам может показаться не от слова гусь, а от древнеславянского слова густы, что означало – гудеть. Струна на инструменте гудела, её называли – гусла. Много струн – гусли. А играли на них так. Гусляр клал гусли на колени и перебирал по струнам пальцами. А сам пел и рассказывал былины.
Слушание «Русские наигрыши»
Дети слушают игр на гуслях. Обсуждаем с ребятами, как они звучат.
Игра на музыкальных инструментах:
Под звучание русской народной песни КАЛИНКА, муз руководитель предлагает детям отстукать ритмический рисунок песни на ложках.
Хозяюшка (обращает внимание) Посмотрите, какой интересный предмет!
Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая бельё на валик и раскатывая. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад – вперёд деревянной палочкой по нему. Получается характерный «трещащий» звук. (дети пробуют играть )
Хозяюшка Но самый любимый инструмент – гармошка и баян. Эти инструменты родственники. У них есть общее название – гармоника.
Гармонику изобрели в Германии почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как обычный сувенир, но очень скоро гармоника стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привёз домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нем сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и других Российских городах, стали делать тысячи гармошек.
Слушание «Плясовые наигрыши»
Хозяюшка Засиделись мы что – то, пора и поиграть!
Игра «Найди свой инструмент»
Звучит музыка «Пляска». Трое детей с инструментами: деревянные ложки, рубель, гусли, встают в центре и играют на своих инструментах.
Остальные дети встают по кружочкам вокруг детей с инструментами и
танцуют.
Звучит музыка «Колыбельная». Дети отходят в сторону и наклоняют голову («спят»). Дети с инструментами меняются местами. По окончании музыки, дети находят свой инструмент.
А сейчас, ребята, скажите, с какими музыкальными инструментами мы с вами сегодня на занятии познакомились? (Ответы детей)
Вам понравилось? (ответы детей) До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...