Жаворонки, веснянка
методическая разработка (подготовительная группа)
Издревле праздники двух народов приходятся на 22 марта. В этот день народы Востока встречают с приходом весны начало Нового наступившего года.
Именно в этот день многие православные народы широко и весело празднуют «Жаворонки». Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 116
Центрального района г. Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной области взрослого с детьми в подготовительной школе группе.
Сценарий вечера досуга
«Жаворонки, день весеннего равноденствия!»
интеграция областей: речь, познание, социализация,
Конспект составлен самостоятельно воспитателем
подготовительной к школе группе
Эгбуджи Ольгой Евгеньевной
Санкт-Петербург
2015г
Цель:
Приобщение детей к истокам, русской культуры
Задачи:
- Познакомить детей с народными праздником «Жаворонки».
- Расширять представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическое значение
- Воспитание любви к родному краю, гордости за людей его прославляющих
- Воспитание художественного вкуса
- Активизация словаря
- Развитие творческих способностей детей
- Создать хорошее настроение
Материалы:
- Презентация «Праздник птиц - Жаворонки» – составила Эгбуджи О.Е.
- Изготовление жаворонков и костюмов к празднику – воспитатель Эгбуджи О.Е.
- Мультимедийная доска, музыкальный центр
- Подбор музыкального сопровождение: аудио записей - Эгбуджи О.Е .
- Постановка танцевальных движений – музыкальный руководитель Шерстюк Н.С.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, потешек.
Рассматривание иллюстрированного материала «Народные праздники»
Просмотр презентации «Праздник Птиц»
- Художественно-эстетическая работа: аппликация, лепка, рисование – на тему птицы.
- Заучивание стихов и закличек.
Выставки и оформление зала
- Выставка детского рисунка «Жаворонки, прилетите студёну зиму прогоните!
Теплу весну принесите!», воспитанники подготовительной группы, воспитатель Эгбуджи О.Е. - Оформление зала – изготовление и дизайн воспитатель
- Эгбуджи О.Е.
Снеговик – помощник воспитателя средней-старшей группы Белякова А.А.
Ход праздника
Музыка «Камаринская». Выбегают 2 Скомороха. Видео ролик «Ярмарка».
1 Скоморох: Собрался честной народ,
Отпраздновать весны приход!
2 Скоморох: Встречать весну–красну нам нужно
По-старинному весело и дружно!
1 Скоморох: Весну встречать
2 Скоморох: Жаворонков закликать!
Дети входят в зал подгруппами (в руках держат жаворонков), выполняя танцевальные движения.
Музыка О.Газманов «Москва златоглавая» в исполнении Надежды Бабкиной. Видео ролик «Москва Златоглавая»
1 подгруппа: Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
2 подгруппа: Жаворонки, прилетите!
Студену зиму унесите!
Жаворонки, принесите
Весну-красну на своем хвосту!
Звучит песня М.И.Глинки «Жаворонок». Видео ролик «Как празднуют «Жаворонков»
На фоне песни показываются слайды и читается текст Ведущими.
ВЕДУЩИЙ 1: ЖАВОРОНКИ, ЖАВОРОНОЧКИ!
ПРИЛЕТИТЕ К НАМ, ПРИНЕСИТЕ НАМ ЛЕТО ТЁПЛОЕ!
Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную весну.
ВЕДУЩИЙ 2: «ЖАВОРОНОК НЕБО ПАШЕТ»
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.
Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
Песня жаворонка негромкая и приятная.
Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня.
ВЕДУЩИЙ 1: ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ – ПРАЗДНИК ЖАВОРОНКОВ
Это день, когда «земля заканчивает свой зимний путь».
Наши предки считали, что:
после этого дня утренних морозов осталось ровно сорок, и с каждым разом они будут мягче;
во многих губерниях бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок разных птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птичек, того весна вознаградит сорока дарами;
считалось также, что в этот день сорока начинает строить своё гнездо и кладёт в него сорок палочек.
ВЕДУЩИЙ 2: ЗАКЛИЧКИ
В ДНИ СТРОГОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА, КОГДА ЛЮБЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ (ДАЖЕ ПЕТЬ БЫЛО НЕЛЬЗЯ!), НА ЖАВОРОНКОВ ДОЗВОЛЕНО БЫЛО КЛИКАТЬ ВЕСНУ. НАШИ ПРЕДКИ СЧИТАЛИ – ЧТОБЫ ВЕСНА ПРИШЛА, ЕЁ НУЖНО БЫЛО ВЫКЛИКНУТЬ, ПОЗВАТЬ, ПОПРОСИТЬ ПРИЙТИ.
ВЕДУЩИЙ 1: РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ
На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки.
Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.
ВЕДУЩИЙ 2: «Жаворонков» дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни-веснянки, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.
Дети подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать по громче, чтобы Весна услышала. Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях.
ВЕДУЩИЙ 1: В круглые пряники и в жаворонков прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать:
- кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет;
- кому копейка – тот в этом году хорошо заработает;
- кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится;
- кому пуговица – тот счастливым будет.
ВЕДУЩИЙ 2: С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик.
Для этого в «жаворонок» запекалась монета или лучинка, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
ВЕДУЩИЙ 1: Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить «жаворонков» и с грустными предсказаниями, и «жаворонков» пустых – иначе хорошие приметы не сбывались.
- Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
- Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок.
- Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или, например, такая примета: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.
ВЕДУЩИЙ 1: Ребята давайте и мы с вами, как в старые добрые времена заведем хоровод вокруг нашего дерева и споем, песню про весну.
Песня «Веснянка» исполняют дети. После хоровода садятся на места.
Появляется Снеговик. Песня А.Зацепина «Остыли реки и земля остыла».
Скоморохи вместе: Внимание! Внимание! Внимание!
1 Скоморох: К нам сюда собирайся, народ!
Сегодня нас веселье ждет!
2 Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие,
И маленькие и большие!
1 Скоморох: Начинаем зимний праздник!
Будут игры, будет смех,
Скоморохи вместе: И веселые забавы приготовили я для всех!
Снеговик: Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки, вы меня узнали?
Все: Да!
Снеговик: Кто я???
Все: Снеговик!
Снеговик: Правильно. Скажите, ребята, вы любите зиму?
Все: Да!
Снеговик: И я люблю зиму и не хочу, чтобы Весна приходила. Весной я таю и превращаюсь в лужу. Поэтому не будет Весны. Я так хочу т- главный помощник Снежной королевы.
ВЕДУЩИЙ 2: Нет, Снеговик, твое время прошло. К нам Весна спешит! К нам птички летят!
Снеговик: А я не хочу!! И точка!
ВЕДУЩИЙ 2: Ребята, давайте заведем хоровод.
Хоровод-игра «Вот, какой Снеговик» .
Снеговик: Так вы, еще дразниться будете! Вот я сейчас вас поймаю! (Дети разбегаются на места)
ВЕДУЩИЙ 2: Давайте попросим Снеговика станцевать.
Танец Снеговика. Русская народная мелодия «Барыня»
Хоровод с закличкой.
Гори, гори ярче -
Лето будет жарче, походу пения дети выполняют движения, соответственно
А зима теплее, тексту заклички
А весна милее.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.
Пусть несут в колоду
Пчелы больше меду.
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Снеговик: Жарко, что-то тут у вас. Видно и впрямь стало мне на Север собираться. Поеду-ка я на Север. Где ж вы кони вороные да залетные.
Все: Встретимся в следующем году.
Снеговик уезжает на лошадях. Музыка А.Зацепина «Остыли реки и земля остыла…»
ВЕДУЩИЙ 1: Ребята, а давайте «Золотые ворота» для Весны-красны открывать. Это поможет Весне силу удвоить, а Зиму побороть.
Вносятся «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота»
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый Март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и Апрель
Отворил окно и дверь.
А уж, как пришел Май,
Солнце в терем приглашай!
Дети садятся на места. Появляются Скоморохи.
1 Скоморох: Сорока-белобока
2 Скоморох: Задумала кашу варить
1 Скоморох: Чтобы деток накормить?
2 Скоморох: На рынок пошла
1 Скоморох: И вот что взяла:
2 Скоморох: Парное молоко… (Да)
1 Скоморох: Куриное яйцо… (Нет)
2 Скоморох: Крупа манная… (Да)
1 Скоморох: Капуста кочанная….(Нет)
2 Скоморох: Соленый огурец…(Нет)
1 Скоморох: Мясной холодец…. (Нет)
2 Скоморох: Сахар да соль… (Да)
1 Скоморох: Белую фасоль…(Нет)
2 Скоморох: Масло топленое… (Да)
1 Скоморох: Рыбка соленая… (Нет)
2 Скоморох: Лавровый лист… (Нет)
1 Скоморох: Китайский рис… (Да)
2 Скоморох: Чернослив и изюм…(Да)
Скоморохи вместе: Все! Молодцы!!!
ВЕДУЩИЙ 1: Проводит словесную игру с движениями (Путаница)
ВЕДУЩИЙ 1: Игра с жаворонками (кто летит)
ВЕДУЩИЙ 2: А еще русский народ на все праздники любил играть на музыкальных инструментах. Давайте, и мы с вами, тоже поиграем.
Мальчики играют на инструментах русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени»
ВЕДУЩИЙ 2: Что-то Весна никак не приходит, давайте ее покликаем!!!
Закличка на Весну (Ходим с жаворонками)
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем сильным!
Входит Весна. Музыка Поля Мориа Шопен «Вальс».
Весна: Я, Весна-красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла.
Дети: Здравствуй, Весна! Мы тебя долго ждали!
Весна: Здравствуйте, ребятки! Я слышала, как вы меня звали и вот я к вам добралась! А какой сегодня праздник?
Дети: Жаворонки!
Весна: Молодцы, знаете! А теперь попробуйте отгадать мои загадки.
Весна загадывает загадки:
- С крыши вниз свисает
Острая рогулька.
Капли вниз бросает
И на солнце тает… (Сосулька)
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …. (Весна)
- Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнайте вы меня… (Ручей)
- Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …. (Подснежник)
- Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит…. (Жаворонок)
Весна предлагает послушать песню Жаворонка.
Звуки музыки Полевой и Лесной Жаворонок. Видео ролик «Жаворонок»
Танец «Небеса». Музыка Поля Мориа «В мире животных» с шарфами. Видео ролик «Весна»
Весна проводит подвижную игру
Подвижная игра «Сова»
Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга.
В лесу темно.
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Ребята разбегаются, а «Совушка-Сова» их догоняет, кого поймала, тот становится «Совой».
ВЕДУЩИЙ 2: А какой же праздник без карусели! Покатайся с нами Весна!
Музыка «Карусель».
После катания на «Карусели».
ВЕДУЩИЙ 2: Дорогая гостьюшка, Весна, ребята приготовили тебе угощение. Угадай, что за угощение?
Весна угадывает. Скоморохи угощают Весну «Жаворонками».
Весна: У меня много хлопот, надо мне спешить дорожки от снега очищать, да лед на речках ломать! До свидания ребята!
Дети: До свидания
ВЕДУЩИЙ 2: Вот и закончился наш веселый праздник! Пойдемте лакомится, булочками-жаворонками
Берем «Жаворонков» и под музыку уходим. Музыка Поля Мориа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по художественно – эстетическому развитию «ЖАВОРОНКИ - ВЕСНЯНКИ»
Цель: расширять представления о культуре русского народа, воспитывать интерес к истории народного творчества, развивать художественно-эстетическое восприятие мира....
Конспект открытого занятия по лепке «Жаворонки - веснянки» старшая группа
Цель:1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну«жаворонками».2. Учить лепить из теста жаворонка.3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.4. Воспитать любовь ...
Конспект занятия "Жаворонки-веснянки"
Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок . Учимся работать с тестом: раскатывать в шар или в жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или над...
Проект «Жаворонки-веснянки»
Беседуя с детьми на тему «Перелетные птицы», Саша назвала жаворонка. Сказала, что они с бабушкой лепили жаворонка из теста. И не просто лепили, а бабушка рассказала историю о жаворонке, ка...
Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе «Жаворонки-веснянки».
Цель занятия: Развивать познавательную активность детей в пластилинографии по народным мотивам....
Жаворонки-веснянки
конспект занятий на тему весна в средней группе...
Конспект занятия: лепка из соленого теста "Жаворонки - веснянки"
Занятие разработано с учетом возрастных детей старшего возраста. На занятии дети знакомятся с народной традицией встречать весну "жаворонками", знакомятся со старинной технологией лепки &quo...