Жаворонки, веснянка
методическая разработка (подготовительная группа)

Эгбуджи Ольга Евгеньевна

Издревле праздники двух народов приходятся на 22 марта. В этот день народы Востока встречают с приходом весны начало Нового наступившего года.

Именно в этот день многие православные народы широко и весело празднуют «Жаворонки». Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 № 116

Центрального района г. Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной области взрослого с детьми в подготовительной школе группе.

Сценарий вечера досуга

«Жаворонки, день весеннего равноденствия!»

        

интеграция областей:  речь, познание, социализация,                                                            

Конспект составлен самостоятельно воспитателем

подготовительной к школе группе

Эгбуджи Ольгой Евгеньевной

Санкт-Петербург

2015г

Цель:

Приобщение детей к истокам, русской культуры

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными праздником «Жаворонки».
  2. Расширять  представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическое значение
  3. Воспитание любви к родному краю, гордости за людей его прославляющих
  4. Воспитание художественного вкуса
  5. Активизация словаря
  6. Развитие творческих способностей детей
  7. Создать хорошее настроение

Материалы:  

  • Презентация «Праздник птиц - Жаворонки» – составила Эгбуджи О.Е.
  • Изготовление жаворонков и костюмов к празднику – воспитатель  Эгбуджи О.Е.
  • Мультимедийная доска, музыкальный центр
  • Подбор музыкального сопровождение: аудио записей - Эгбуджи О.Е .
  • Постановка танцевальных движений – музыкальный руководитель Шерстюк Н.С.

Предварительная работа: 

  • Чтение русских народных сказок,  потешек.

  • Рассматривание иллюстрированного материала «Народные праздники»

  • Просмотр презентации «Праздник Птиц»

  • Художественно-эстетическая работа: аппликация, лепка, рисование – на тему птицы.
  • Заучивание стихов и закличек.        

Выставки и оформление зала

  • Выставка детского рисунка «Жаворонки, прилетите студёну зиму  прогоните!
    Теплу весну принесите!
    », воспитанники подготовительной группы, воспитатель Эгбуджи О.Е.    
  • Оформление зала – изготовление и дизайн  воспитатель
  • Эгбуджи О.Е.

Снеговик – помощник воспитателя средней-старшей группы Белякова А.А.

Ход праздника

Музыка «Камаринская». Выбегают 2 Скомороха. Видео ролик «Ярмарка».

1 Скоморох: Собрался честной народ,

                Отпраздновать весны приход!

2 Скоморох: Встречать весну–красну нам нужно

                По-старинному весело и дружно!

1 Скоморох: Весну встречать

2 Скоморох: Жаворонков закликать!  

Дети входят в зал подгруппами (в руках держат жаворонков), выполняя танцевальные движения.

Музыка О.Газманов «Москва златоглавая» в исполнении Надежды Бабкиной. Видео ролик «Москва Златоглавая»

 

1 подгруппа: Жаворонки, прилетите!

                 Студену зиму прогоните

                 Теплу весну принесите!

                 Зима нам надоела,

                 Весь хлеб у нас поела!

2 подгруппа: Жаворонки, прилетите!   

                 Студену зиму унесите!

                 Жаворонки, принесите

                 Весну-красну на своем хвосту!

Звучит песня М.И.Глинки «Жаворонок». Видео ролик «Как празднуют «Жаворонков»  

На фоне песни показываются слайды и читается текст Ведущими.

ВЕДУЩИЙ 1:  ЖАВОРОНКИ, ЖАВОРОНОЧКИ!
ПРИЛЕТИТЕ К НАМ, ПРИНЕСИТЕ НАМ ЛЕТО ТЁПЛОЕ!

Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную весну.

ВЕДУЩИЙ 2:  «ЖАВОРОНОК НЕБО ПАШЕТ»

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

 Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

Песня жаворонка негромкая и приятная.

Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня.

ВЕДУЩИЙ  1:    ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ – ПРАЗДНИК ЖАВОРОНКОВ

     Это день, когда «земля заканчивает свой зимний путь».

Наши предки считали, что:

     после этого дня утренних морозов осталось ровно сорок, и с каждым разом они будут мягче;

     во многих губерниях бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок разных птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птичек, того весна вознаградит сорока дарами;

     считалось также, что в этот день сорока начинает строить своё гнездо и кладёт в него сорок палочек.

ВЕДУЩИЙ 2:   ЗАКЛИЧКИ

В ДНИ СТРОГОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА, КОГДА ЛЮБЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ (ДАЖЕ ПЕТЬ БЫЛО НЕЛЬЗЯ!), НА ЖАВОРОНКОВ ДОЗВОЛЕНО БЫЛО  КЛИКАТЬ ВЕСНУ. НАШИ ПРЕДКИ СЧИТАЛИ – ЧТОБЫ ВЕСНА ПРИШЛА, ЕЁ НУЖНО БЫЛО ВЫКЛИКНУТЬ, ПОЗВАТЬ, ПОПРОСИТЬ ПРИЙТИ.

ВЕДУЩИЙ 1:   РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки.

Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.

ВЕДУЩИЙ 2:   «Жаворонков» дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни-веснянки, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

     Дети подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать по громче, чтобы Весна услышала. Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях.

ВЕДУЩИЙ 1:   В круглые пряники и в жаворонков прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать:

  • кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет;
  • кому копейка – тот в этом году хорошо заработает;
  • кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится;
  • кому пуговица – тот счастливым будет.

ВЕДУЩИЙ 2: С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. 

    Для этого в «жаворонок» запекалась монета или лучинка, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

ВЕДУЩИЙ 1:   Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить «жаворонков» и с грустными предсказаниями, и «жаворонков» пустых – иначе хорошие приметы не сбывались.

  • Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
  • Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок.
  •  Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или, например, такая примета: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.

ВЕДУЩИЙ 1:  Ребята давайте и мы с вами, как в старые добрые времена заведем хоровод вокруг нашего дерева и споем, песню про весну.

Песня «Веснянка» исполняют дети. После хоровода садятся на места.

Появляется Снеговик. Песня А.Зацепина «Остыли реки и земля остыла».  

 Скоморохи вместе: Внимание! Внимание! Внимание!

1 Скоморох:  К нам сюда собирайся, народ!

                Сегодня нас веселье ждет!         

         

2 Скоморох:   Здравствуйте, гости дорогие,

                     И маленькие и большие!

1 Скоморох:  Начинаем зимний праздник!

                Будут игры, будет смех,

Скоморохи вместе: И веселые забавы приготовили я для всех!        

Снеговик:  Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки, вы меня узнали?

Все:  Да!

Снеговик: Кто я???

Все: Снеговик!

Снеговик: Правильно. Скажите, ребята, вы любите зиму?

Все: Да!

Снеговик: И я люблю зиму и не хочу, чтобы Весна приходила. Весной я таю и превращаюсь в лужу. Поэтому не будет Весны. Я  так хочу т- главный помощник Снежной королевы.

ВЕДУЩИЙ 2:   Нет, Снеговик, твое время прошло. К нам Весна спешит! К нам птички летят!

Снеговик:  А я не хочу!! И точка!

ВЕДУЩИЙ 2:  Ребята, давайте заведем хоровод.

Хоровод-игра «Вот,  какой Снеговик» .

Снеговик: Так вы, еще дразниться будете! Вот я сейчас вас поймаю! (Дети разбегаются на места)

 ВЕДУЩИЙ 2:  Давайте попросим Снеговика станцевать.

Танец Снеговика. Русская народная мелодия «Барыня»

Хоровод с закличкой.

Гори, гори ярче -
Лето будет жарче,                                   походу пения дети выполняют движения, соответственно
А зима теплее,                                          тексту заклички
А весна милее.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.

Пусть несут в колоду
Пчелы больше меду.
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

Снеговик: Жарко, что-то тут у вас. Видно и впрямь стало мне на Север собираться. Поеду-ка я на Север. Где ж вы кони вороные да залетные.

Все: Встретимся в следующем году.

Снеговик уезжает на лошадях. Музыка А.Зацепина «Остыли реки и земля остыла…»

   

ВЕДУЩИЙ 1:  Ребята, а давайте «Золотые ворота» для Весны-красны  открывать. Это поможет Весне силу удвоить, а Зиму побороть.

Вносятся «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота»

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый Март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и Апрель

Отворил окно и дверь.

А уж, как пришел Май,

Солнце в терем приглашай! 

Дети садятся на места. Появляются Скоморохи.

1 Скоморох:  Сорока-белобока

2 Скоморох:  Задумала кашу варить  

1 Скоморох:  Чтобы деток накормить?

2 Скоморох:    На рынок пошла

1 Скоморох:   И вот что взяла:

2 Скоморох:   Парное молоко…    (Да)

1 Скоморох:   Куриное яйцо…      (Нет)

2 Скоморох:   Крупа манная…        (Да)

1 Скоморох:   Капуста кочанная….(Нет)

2 Скоморох:   Соленый огурец…(Нет)

1 Скоморох:  Мясной холодец…. (Нет)

2 Скоморох:  Сахар да соль… (Да)

1 Скоморох:  Белую фасоль…(Нет)

2 Скоморох:  Масло топленое…    (Да)

1 Скоморох:  Рыбка соленая…   (Нет)

2 Скоморох:  Лавровый лист…     (Нет)

1 Скоморох:  Китайский рис…    (Да)

2 Скоморох:  Чернослив и изюм…(Да)

Скоморохи вместе: Все! Молодцы!!!

ВЕДУЩИЙ 1:  Проводит словесную игру с движениями (Путаница)

ВЕДУЩИЙ 1:  Игра с жаворонками (кто летит)

ВЕДУЩИЙ 2:  А еще русский народ на все праздники любил играть на музыкальных инструментах. Давайте, и мы с вами, тоже поиграем.

Мальчики играют на инструментах русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени»

ВЕДУЩИЙ 2:  Что-то Весна никак не приходит, давайте ее покликаем!!!

Закличка на Весну (Ходим с жаворонками) 

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С ливнем сильным!

Входит Весна. Музыка Поля Мориа  Шопен «Вальс».

Весна:  Я, Весна-красна!

         Бужу землю ото сна,

         Наполняю соком почки,

         На лугу ращу цветочки.

         Прогоняю с речек лед,

         Светлым делаю восход.

         Всюду: в поле и в лесу,

         Людям радость я несу!

         Я, Весна-красна,

         К вам на праздник пришла.

         

Дети:  Здравствуй, Весна! Мы тебя долго ждали!

Весна:  Здравствуйте, ребятки! Я слышала, как вы меня звали и вот я к вам добралась! А какой сегодня праздник?

 Дети: Жаворонки!

Весна: Молодцы, знаете! А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Весна загадывает загадки:

  1. С крыши вниз свисает

        Острая рогулька.

        Капли вниз бросает

        И на солнце тает…              (Сосулька)

  1. Рыхлый снег на солнце тает,

        Ветерок в ветвях играет,

        Звонче птичьи голоса

        Значит, к нам пришла ….      (Весна)

  1. Бегу я, как по лесенке,

        По камушкам звеня,

        Издалека по песенке

        Узнайте вы меня…                  (Ручей)

  1. Появился из-под снега,

        Увидал кусочек неба.

        Самый первый самый нежный,

        Чистый маленький ….                    (Подснежник)

  1. Высоко под облаками,
    Над полями и лугами,
    Словно выпорхнув спросонок, 
    Песнь заводит….                                (Жаворонок) 

Весна предлагает послушать песню Жаворонка.

Звуки музыки Полевой и Лесной Жаворонок. Видео ролик «Жаворонок»

Танец «Небеса». Музыка Поля Мориа «В мире животных»  с шарфами. Видео ролик «Весна»

Весна проводит подвижную игру

Подвижная игра «Сова»

Дети ходят по кругу и поют.  Сова сидит (спит) в середине круга.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Ребята разбегаются, а «Совушка-Сова» их догоняет, кого поймала, тот становится «Совой».

ВЕДУЩИЙ 2:   А  какой же праздник без карусели! Покатайся с нами Весна!

Музыка «Карусель».

После катания на «Карусели».

ВЕДУЩИЙ 2:   Дорогая гостьюшка, Весна, ребята приготовили тебе угощение. Угадай, что за угощение?

Весна угадывает. Скоморохи угощают Весну «Жаворонками».

Весна: У меня много хлопот, надо мне спешить дорожки от снега очищать, да лед  на речках ломать! До свидания ребята!

Дети: До свидания

 ВЕДУЩИЙ 2:   Вот и   закончился наш веселый праздник! Пойдемте лакомится, булочками-жаворонками

Берем «Жаворонков» и под музыку уходим. Музыка Поля Мориа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по художественно – эстетическому развитию «ЖАВОРОНКИ - ВЕСНЯНКИ»

Цель: расширять представления о культуре русского народа, воспитывать интерес к истории народного творчества, развивать художественно-эстетическое восприятие мира....

Конспект открытого занятия по лепке «Жаворонки - веснянки» старшая группа

Цель:1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну«жаворонками».2. Учить лепить из теста жаворонка.3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.4. Воспитать любовь ...

Конспект занятия "Жаворонки-веснянки"

Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок . Учимся  работать с тестом: раскатывать в шар или в жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или над...

Проект «Жаворонки-веснянки»

Беседуя с детьми на тему «Перелетные птицы», Саша назвала жаворонка. Сказала, что они с бабушкой лепили жаворонка из теста. И не просто лепили, а бабушка рассказала историю о жаворонке, ка...

Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе «Жаворонки-веснянки».

Цель занятия: Развивать познавательную активность детей в пластилинографии по народным мотивам....

Жаворонки-веснянки

конспект занятий на тему весна в средней группе...

Конспект занятия: лепка из соленого теста "Жаворонки - веснянки"

Занятие разработано с учетом возрастных детей старшего возраста. На занятии дети знакомятся с народной традицией встречать весну "жаворонками", знакомятся со старинной технологией лепки &quo...