«Приобщение старших дошкольников к эвенской культуре»
план-конспект занятия
Приобщение детей к важной части духовной культуры эвенского народа, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям. На примерах эвенского фольклора показать значимость знания традиций и обычаев данного народа. Передача опыта старых, поживших на земле людей - как неоценимого источника мудрости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_starshih_doshkolnikov_k_evenskoy_kulture.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий эвенского праздника «Эвинек».
«Приобщение старших дошкольников к эвенской культуре»
Музыкальный руководитель :
Тархаева Евдокия Иннокентьевна
Консультант знаток и носитель эвенской культуры:
Никулина Зинаида Платоновна.
Цель:
Приобщение детей к важной части духовной культуры эвенского народа, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям.
На примерах эвенского фольклора показать значимость знания традиций и обычаев данного народа. Передача опыта старых, поживших на земле людей - как неоценимого источника мудрости.
Задачи:
Воспитательные :
Воспитывать у детей чувство уважения и толерантное отношение к культуре народов Севера, их традициям и обычаям, также бережное отношение к животным, природе родного края;
Воспитывать благоприятные эмоциональные отношения среди детей: активность, ответственность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности;
Создавать дружеские отношения с детьми другой национальности.
Развивающие :
Посредством обрядовых традиций развивать такие нравственные качества детей как любовь к природе, преклонение огню, окружающему и животному миру;
Развивать умение чувствовать и понимать красоту природы; желание сохранить ее первозданность;
Развивать певческие и танцевальные способности, сценическое мастерство детей.
Образовательные :
Познакомить детей с обрядами коренных малочисленных народов Севера;
Обогатить знания о коренных жителях Севера – эвенах, о суровом климате, природе Севера.
Активизировать словарь детей.
В процессе приобщения детей к эвенской культуре осуществляется интеграция экологического и этнопедагогического образования.
Предварительная работа : разучивание песен, танцев и подвижных игр. (прыжки через нарты), бросание мамыкта, подбор материалов, рисование детьми картин по сюжетам легенды, пейзажей и мотивов Севера, изучение специальной литературы, беседы, изготовление атрибутов для игр (нарты), подготовка используемого оборудования: чум, костер, макет дерева, коврики, музыкальные инструменты (кокчика, танньака, бубен…).
Оформление: на сцене стоят две лиственницы, между ними натянута веревка – дэлбургэ, на которой привязывают разноцветные лоскутки материи. Недалеко расположено местечко для костра. Сопки с подснежниками.
Звучит музыка. Выходят взрослый ведущий и девочка.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Ребенок: Дорова! Мут hунэч эскэрэм!
Ведущая :
Дорогие друзья! Сегодня мы все в разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов – настоящее северное сияние. А помогает создавать разноцветье –
Все: Фестиваль Дружбы Народов Севера!
Ребенок : Якуты, эвены и русские
Чукчи и юкагиры,
Долганы и эвенки
Мы русые и смуглые,
В Якутии – на земле родной
Живем мы все дружной семьей
Ведущая : Так, в конце мая – начале июня (до наступления летнего солнцестояния), сразу после отела оленей, эвены начинают готовиться к празднику – Эвинек. Он считается праздником Единения всех людей.
Звучит хомус (девочка – ведущая играет на хомусе).
Все участники фестиваля выходят на сцену, привязывают лоскутки на дэлбургэ.
Ведущая: Главный обряд – проводы старого солнца и встречи нового!
Проводится на специально подготовленном «обрядовом» поле, у двух близко «растущих лиственниц». Под каждый из них были сложены дрова для ритуального костра и ветки багульника. Между этими, ставшими теперь священными, деревьями натянута веревка – дэлбургэ. Перед началом праздника каждый участник – привязывает
на дэлбургэ разноцветные лоскутки материи.)
Ведущая: По представлениям эвенов, выбранные деревья означают священных птицу – мать и птицу – отца, а натянутая между ними веревка-дэлбургэ символизирует небесные врата. И смысл ритуала заключается в том, что привязывая лоскутки, каждый загадывает свои самые заветные желания с надеждой, что они исполнятся в новом году.
Старейшина праздника приглашает всех принять участие в ритуале «очищение». Для этого «разжигает» небольшой «костер» и подкладывает в него ветки багульника.
НА СЛАЙДЕ. РАСТЕНИЕ- БАГУЛЬНИК.
Ведущая : Это растение по представлениям эвенов, способно изгонять болезни, злой дух, нехорошие из помыслы человека.
Старейшина подносит ветки багульника к «костру» и ими окуривает участников праздника, под дэлбургэ снова «разжигает» « костры» бросая в них ветки багульника. Начинается шествие. Впереди идут двое , у первого в руках голова птицы ( она как бы символизирует стремление к полету через «небесные врата») У второго в руках голова жертвенного оленя, как покровителя человека, его рода. Вся процессия идет к первому костру- налево против солнца.
Ведущая : Перешагнув через костер люди прощаются со старым годом, с лютой зимой, оставляя в него свои невзгоды, неприятности, болезни.
Затем по ходу солнца участники идут ко второму костру .
Ведущая :Перешагнув через второй костер люди как бы переходят к рождающему Новому году. Это означает пробуждение природы после долгой зимы, а с ней и обновление жизни человека, рождение у него надежды на лучшее.
В этом обрядовом празднике эвены определяют свое место в природе, осознают взаимоотношения человека и природы.
Ведущая : И вот наступает самый торжественный момент. Из-за сопок начинает подниматься солнце.
Лица участников обращаются к восходу солнца.
Ведущая : В глубоком молчании люди как бы прикасаются к великому таинству природы, они встречают первые лучи солнца.
Старейшина подходит к участникам и произносит простые, но сокровенные слова благословения.
Старейшина : «Пусть Новый год принесет тебе счастье, человек».
Ведущая : И с этого момента когда луна встречается с солнцем, для эвенов идет отсчет нового времени. С первыми лучами восходящего солнца начинается ритуальный танец ьээдьэ.
Танец «ьээдьэ»:
Ьээдьэ, ьээдьэ
Ьанде, ьанде
Уруйа, ьуруйа
Ьидо, ьидо
Иьо-рико, иьо-рико
Иьо-ьанде, иьо-ьанде
Иьо-неба, иьо-неба
Иьо-галле, иьо-галле
Иьо-тан, иьо-тан.
Танцующие двигаются вокруг лиственниц по ходу солнца. После танца все участники направляются к большому костру и садятся вокруг него. Совершается ритуал «кормления» огня самыми лучшими кусочками мяса жертвенного оленя.
Ведущая: Но в жизни не забудет об огне:
Великий друг эвенов – Дух огня!
Дух огня – как человек живой:
Он собеседник и товарищ всем,
Кто с ним во тьме умеет говорить
С открытым сердцем, где местечко есть
Надеждам и сомнениям земным!
Ребенок: Тогындя дурли, дурли
Окта эмыкэн ьивры
Бу ьинду улиттэ
Мутту несу эркэли!
Ведущая: Ты, гори Огонь, согревай всех нас
Я кормлю тебя, чтобы ты не гас
Чтоб для всех был добр, чтобы всем был рад
Ты наш друг, Огонь, ты наш верный брат
Разливай вокруг свой смолистый дух
Я кормлю тебя, чтоб ты не потух.
Ведущая: Вот так наши предки поклонялись огню , матери-природе, стараясь задобрить
«хозяев» природы.
Ведущая: Пробуждается природа
Просыпаясь ото сна…
Девочки выходят и поют песню «Миалын» «Пробуждение».
Старшие девочки превращаются в сопки с подснежниками или в Ленские столбы.
Оттуда выходят зайчики и поют песню «Мунрукан» «Зайчик».
Дети «зайчики» уходят за эти сопки и меняют шапочки на птичек. Старшие девочки скидывают панораму сопки и превращаются в птичек. Теперь исполняется песня «Чукичан» «Птичка».
Ведущая: Если песенка всюду поется
Если песенка всюду слышна,
Значит, с песенкой легче живется,
Значит, песенка эта нужна.
Ведущая: Дорогие друзья! В знак солидарности, дружбы народов, населяющих нашу суровую, но прекрасную северную землю, давайте возьмемся за руки, встанем в круг и станцуем старинный хороводный эвенский танец «ьээдьэ».- танец дружбы, мира и счастья! Так мы проложим дорогу к возрождению национальных традиций северных народов.
Дети танцуют «ьээдьэ» в это время ведущая говорит:
В танце света
В веселом круге-
«ьээдьэ, ьээдьэ!»
Сплетаем руки
Доброго лета
Ясных дней
Ьээдьэ,ьээдьэ!
Танцуй скорей!
Ведущая: Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дети: Мир — солнышке и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!
Ведущий: Уважаемые гости и участники фестиваля, мы желаем вам мира и счастья!
И пусть частичка нашего сердца и тепла нашей души останется навсегда с
Вами.
Пусть каждый помнит, что …
Хором: Якутия – наш общий дом!
Ведущая: До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».
В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической частью, заключением,...
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
«Традиционная народная кукла как средство приобщения к русской культуре»
Приобщение к русской культуре...
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к культуре родного края"
консультация для воспитателей детского сада...
Приобщение к народной культуре
Материал для родителей...