Сценарий детского фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.
Праздник «Осенины» насыщен театральными элементами и его удобно проводить в помещениях, имеющих сцену и просторный зал для проведения народных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_oseniny_2018.docx | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества
р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
(МБУ ДО ЦРТДЮ р.п. Переяславка)
Сценарий
детского фольклорного познавательно-развлекательного праздника
«Осенины»
(для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
Автор-составитель: Токарева Е.В.,
педагог дополнительного образования
1 категории
МБУ ДО ЦРТДЮ р.п. Переяславка
р.п. Переяславка
2018 г
Пояснительная записка
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Осенины» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.
В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» центра развития творчества детей и юношества р.п. Переяславка. Это школьники в возрасте 6 – 7 лет, а также дошкольники МБДОУ детского сада №11 р.п. Переяславка подготовительной группы «Радуга» в возрасте 5 – 6 лет. В роли ведущих мероприятия (Осени, Гриба-озорника, Лешего-проказника) участвуют педагоги дополнительного образования.
Праздник «Осенины» насыщен театральными элементами и его удобно проводить в помещениях, имеющих сцену и просторный зал для проведения народных игр.
Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей дошкольники создают несложные стилизованные осенние костюмы. Народные игры, песни, частушки, считалки разучиваются дошкольниками заранее. Участники детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» разучивают небылицы, потешки, осваивают игру на шумовых и духовых народных инструментах. Все народные игры исполняются под аккомпанемент аккордеона (или баяна).
Все формы, приемы, методы изучения русского фольклора, а также богатейший песенный материал, участие в театрализованных действиях детей, родителей и педагогов – все это, несомненно, способствует творческому развитию самих детей, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.
Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств каждого ребенка.
Цель: развитие познавательной активности путем знакомства с русским музыкальным фольклором.
Задачи:
- организовать и провести массовый праздник «Осенины» с участием обучающихся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка»;
- создать условия развития у детей интереса к изучению фольклорных произведений;
- формировать опыт коммуникативных навыков, навыков выразительности в исполнении произведений фольклора;
- воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;
- уметь применять на практике полученные знания.
Методы: словесный (инсценировка), игровой.
Целевая аудитория: дети дошкольного и школьного возраста (5 – 8 лет).
Необходимое оборудование:
Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).
Для дошкольников: стилизованные костюмы (осенние), деревянные ложки. Для младших школьников: стилизованные костюмы (народные), шумовые и духовые народные инструменты, деревянные ложки.
Оформление: помещение оформляется в стиле осенней лесной полянки.
Угощенье Осени (для детей): 2 подноса с яблоками и грушами.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущая, Осень, Гриб-озорник, Леший-проказник.
Дети: девочка в осеннем костюме.
/ Звучит мелодия русской народной песни «Калинка-малинка», гости проходят в музыкальный зал и рассаживаются на зрительные места.
К гостям выходит ведущая вместе с девочкой, одетой в осенний костюм, музыка стихает/
Ведущая (обращается к гостям праздника): Дорогие наши гости! Мы рады видеть вас сегодня. И с удовольствием приглашаем на просмотр нашего праздничного сказочного представления «Решила как-то осень».
На нашем празднике вас ждут песни, хороводы, частушки, игры, сюрпризы! Я желаю вам приятного просмотра и активного участия в нашем театрализованном представлении.
Итак, мы начинаем!
Девочка: Утром мы во двор идем, листья сыпятся дождем,
Под ногами шелестят, и летят, летят, летят .
Пролетели паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит, должно быть это – улетает наше лето…
Ведущая (обращается к гостям): Что же это, мы вас спросим?
Гости (отвечают): Это осень, осень, осень…
/ звучит мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», в зале
появляется Осень, в руках у нее корзинка украшенная листьями,
Осень не спеша обходит лесную полянку, рассматривает деревья,
кустарники и останавливается возле ведущей, музыка стихает. /
Ведущая: Решила как-то Осень…
Осень: Ах, сколько можно мне листья и деревья одной раскрашивать? Нужно мне помощников искать. Работы в лесах и парках много. Кустарники и деревья нужно одеть в осенний наряд.
Ведущая: Кого бы мне пригласить? – думала Осень.
Осень: Может, белок? Прыгают высоко, до верхушек деревьев достанут.
Ведущая: Можно и зайцев – бегают быстро, всю траву разукрасят.
Осень: Так до леса, где белки и зайцы живут, долго идти придется.
Ведущая: А может, и вовсе не надо в лес отправляться, раз ты к нам в детский сад пришла, давай наших ребятишек с подготовительной группы позовем. Детки уж больно славные, ждали они тебя с нетерпением. Песни, частушки, игры тебе приготовили.
Осень: Ах, как я рада я слышать такие слова! А как поскорее деток можно позвать?
Ведущая: Ну, Осень дорогая, ты у нас настоящая волшебница. Придумай что-нибудь.
Осень: Тогда я сейчас хлопну в ладоши и скажу волшебные слова. А ну, детушки-малолетушки, побыстрее к нам спешите. Да меня, Осень золотую, осенними нарядами удивите!
/ Осень хлопает в ладоши, звучит мелодия русской народной песни
«Светит месяц», дети проходят в зал, в руках у детей осенние
листья. Они демонстрируют свои осенние наряды, а затем дарят
Осени свои разноцветные листья /
Осень: Спасибо большое, ребятишки! Какие вы молодцы! Какие вы разноцветные листья мне подарили, обязательно ими наряжу и лес, и парк.
/неожиданно зазвенел телефон/
Ведущая: Кто же это может быть?
/ берет трубку /
Ведущая: Алло, детский сад «Гималашка» слушает!
Гриб: Алло, алло, это детский сад?
Вас приветствовать я очень рад!
С вами говорит Гриб-боровик.
Ведущая: Что случилось, что случилось, говорите побыстрей,
Не задерживайте представление наших маленьких детей
Гриб: Мне чего-то неохота одному в лесу стоять,
Мне на праздник к вам охота поскорее прибежать!
Пригласите вы меня, мои лучшие друзья!
Ведущая: Что ж, ребята пригласим?
Дети (отвечают): Да!
Осень: Веселее будет с ним!
/ звучит веселая народная плясовая, появляется Гриб- озорник, в руках
у него корзинка, в ней лежат красочно оформленные загадки, Гриб-
озорник раскланивается всем и останавливается возле Осени/
Осень: Что за гость незваный, к нам на праздник нежданный?
Сегодня я на празднике хозяйка. А раз ты пришел, Гриб-боровик,
пляши под балалайку!
/ Гриб-боровик с Осенью исполняет фрагмент русской
плясовой /
Осень: Ну никак не сидится тебе, Гриб-боровик, в лесу! Откуда ты узнал про наш праздник?
Гриб: А вот и узнал, а вот и узнал! Сорока на хвосте принесла, да еще сказала, что ребята знают все ответы на осенние загадки.
Осень: Айда сорока, айда белобока! А давай-ка, мы это сейчас и узнаем!
Гриб: Ребята, я знаю, что у каждого из вас есть самые любимые фрукты и овощи! А давайте найдем их в загадках.
Осень: Внимание, мы начинаем загадывать, а вы все вместе дружно говорите нам правильный ответ.
/ дети отгадывают осенние загадки/
Осень: Ай, да молодцы, ребятки! На все загадки дали правильный ответ.
Гриб: Права была сорока, говорил я тебе. Все загадки дети отгадали. А еще сорока сказала, что ребята выучили для тебя, красавица – Осень, веселые частушки!
Осень: Где гармошка заиграла,
Там частушка зазвучала.
Русская, народная,
Веселая, задорная!
/ дети исполняют осенние частушки/
/ раздается шум ветра, свист, в зал вбегает Леший с мешком в руках/
Осень: А это еще что за чудище лесное? Чего разбегался, чего шумишь, зачем ребят пугаешь?
Гриб: А я сразу узнал его. Да это же мой сосед по лесной опушке, Леший-проказник.
Осень: Остановись, отдохни. И с чем ты к нам пришел, скажи!
Леший: Ничего я не пугаю, и шуметь я не желаю! Физкультурой занимаюсь. Каждый день водой холодной обливаюсь. Чтобы быть все время ловким и смелым!
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
/ дети здороваются /
Леший: Бежал я по лесным тропинкам, занимался бегом и вдруг, услышал пение веселое. Ну как мне, Лешему, не забежать к вам. И открою вам ребята, я секрет! Я сам очень, очень люблю петь и играть в веселые игры! А чтобы у меня и у вас всегда голос был в порядке, давайте проведем - волшебную зарядку!
/Леший проводит зарядку с детьми/
Осень: Хороша была зарядка! Спасибо тебе, Леший! А вот сейчас, после твоих упражнений, наши детки звонко и весело споют русскую народную песню…
Вместе (Гриб и Осень): «Как у бабушки козел».
/дети исполняют русскую народную песню «Как у бабушки козел»/
Леший: Молодцы ребята! Веселая и задорная песня получилась!
Гриб: Леший, а Леший! А что у тебя в мешке лежит?
Леший: Ой, совсем забыл…
/Леший из мешка достает овощ – патиссон/
Леший: Настоящая звезда!
Гриб: Может, видим с вами дивный сон?
Осень: Да нет же, это – патиссон!
Гриб: Да, Осень не обманешь. Только в осеннюю пору вырастают такие удивительные овощи на грядках.
Леший: А теперь, мы поиграем! Кто же ловкий мы узнаем. И я предлагаю сыграть в игру – «Веселый патиссон»!
/проводится игра «Веселый патиссон»/
Осень: А у меня еще один сюрприз для всех. И для взрослых и для детей!
На наш праздник я пригласила участников музыкального фольклорного коллектива «Народная копилка».
/ звучит фрагмент мелодии русской песни «Светит месяц», участники
коллектива «Народная копилка» проходят в музыкальный зал и
исполняют небылицы/
Ведущая: Дорогие гости, спасибо вам за интересное выступление, просим вас к нам на праздник.
/участники коллектива проходят на заранее приготовленные для них
места/
Осень: Ребята! Я знаю, что вы старались, готовились на наш праздник.
Кто же теперь из вас порадует меня стихами?
Леший: А мы с большим интересом послушаем. Правда, Гриб-боровик?
Гриб: Конечно, правда! С удовольствием послушаем!
/ дети рассказывают стихи об осени/
Осень: Большое спасибо вам, ребята, за ваши замечательные стихи.
А кто мне подскажет, какую осеннюю игру мы можем с вами поиграть?
Дети (отвечают): Кабачок!
Леший: Тогда в круг скорей вставайте и игру вы начинайте!
/ дети становятся в круг/
Ведущая: Но прежде чем нам в игру сыграть, надо нам в считалочку сыграть. Кто у нас смелый, кто считалочку нам скажет?
/дети рассказывают считалочку, выбирают ведущего и начинают играть
в русскую народную игру «Кабачок»/
Ведущая: Ой, наигрались, ой, напотешились! А сейчас я всех ребят приглашаю занять свои места.
А продолжаем наш праздник. И я приглашаю на нашу сцену воспитателя подготовительной группы «Радуга» - Елену Владимировну Ланкину.
/ выступление педагога/
Ведущая: Дорогие друзья, вот так незаметно подходит наш праздник к завершению.
Гриб-боровик: Все. Пора, друзья, прощайте. Обо мне не забывайте!
Леший: И мне уже давно пора, до свиданья, детвора!
/ звучит мелодия русской плясовой, Гриб-боровик и Леший берутся за руки,
раскланиваются, машут руками и покидают музыкальный зал/
Осень: Ой, пора мне уходить. Долго буду я грустить. Вспоминать ваш детский сад, замечательных ребят! На прощанье от меня угощенье славное – яблоки да груши румяные!
/Осень берет поднос с яблоками, грушами и раздает их детям/
Осень: Угощайтесь, не стесняйтесь. Витаминами запасайтесь.
Ведущая: Ай, да яблоки! Ай, да груши какие! Вкусные и наливные! Ай, да Осень, молодец! А нашему празднику – конец!
Осень: Вы, ребята, не скучайте, а меня вы вспоминайте! Ешьте овощи и фрукты, все полезные продукты!
/ Осень прощается с детьми и уходит /
Ведущая: Понравился ли ребята вам праздник, угощение славное? (дети отвечают).
А были ли вам интересны песни русские да игры веселые? (дети отвечают).
А что больше всего понравилось? (дети отвечают).
Ведущая: Молодцы, ребята! И вы нас порадовали на нашем празднике. А теперь пришла пора проститься. До свиданья! До свиданья! Приходите в гости к нам! Всегда рады очень вам!
/ ведущая кланяется гостям, прощается с детьми/
Приложение к сценарию 1
Осенние загадки
Я – круглое, румяное,
Бываю кисло – сладкое,
Бываю очень жесткое,
А иногда и мягкое!
/яблоко/
Красивый красный овощ,
В борще незаменим!
И всеми он любим!
/помидор/
Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он глядит.
/подсолнух/
Маленький и горький,
Луку младший брат.
/чеснок/
Я желтая, как солнышко,
Похожа я на колобок,
На шарик и на мячик.
Поешь меня, дружок!
/дыня/
Полосатый, не усатый,
И немножечко, хвостатый
/арбуз/
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?
/картошка!
Приложение к сценарию 2
Осенние частушки
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громко хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
Припев: Эх раз, еще раз
Пропоем сейчас для вас!
Мы поем сейчас для вас,
Очень, очень много раз.
Осень чудная пора,
Любит очень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!
Припев:
Я осенний лес люблю,
Чистым воздухом дышу,
И корзинка не пуста,
Наша осень так щедра!
Припев:
Вот и осень наступила,
Можно в куртке походить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить!
Припев:
Любим свеклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому, что витамины
В овощах и фруктах есть!
Припев:
Осень, осень золотая,
Хорошо, что ты пришла.
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!
Приложение к сценарию 3
Русская подвижная игра «Кабачок»
Правила игры.
Дети вместе с взрослыми образуют хоровод. Для того, чтобы выбрать главного героя игры – «кабачка», необходимо исполнить детскую считалку. После того, как выбрали «кабачок», участник игры размещается в середине хоровода. Хоровод движется по часовой стрелке и все поют: «Кабачок, кабачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя поили, мы тебя кормили. На ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!». На последних словах «кабачок» танцует и выбирает самого активного участника из хоровода, он и становиться следующим «кабачком».
Приложение к сценарию 4
Русская подвижная игра «Веселый патиссон»
Правила игры.
Дети вместе с взрослыми образуют хоровод. Ведущая праздника берет патиссон и становится в общий хоровод. Звучит фрагмент народной мелодии, патиссон из рук в руки передают друг другу участники игры. Неожиданно мелодия прерывается. У того, у кого на момент прерывания мелодии остался патиссон в руках, выходит в середину хоровода и исполняет танец.
Приложение к сценарию 5
Русская народная песня «Как у бабушки козел»
1 куплет
Как у бабушки козел,
У Варварушки козел
Тыр, тыр, тыры- ры
У Варварушки козел.
2куплет
Попросился козел,
У бабуси во лесок
Тыр, тыр, тыры- ры
У бабуси во лесок.
3куплет
Как на встречу козлу,
Идут семеро волков
Тыр, тыр, тыры-ры
Идут семеро волков.
4 куплет
Ты давай-ка, козелок,
Мы поборемся
Тыр, тыр, тыры-ры
Мы поборемся
5 куплет
Испугался козел,
Побежал он домой
Тыр, тыр, тыры-ры
Побежал он домой.
6 куплет
Отворяйте ворота,
Принимайте вы козла
Тыр, тыр, тыры-ры
Принимайте вы козла.
Лохматого! Бородатого!
Вот так!
Список использованной литературы:
- «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2007 год, автор-составитель О.В. Ворошилова).
- «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие, издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г, составитель Л.В. Малахова).
- «Фольклорная арттерапия» (издательство «Речь», Санк–Петербург 2002 г, автор Назарова Л.Д.).
- «Круглый год» (сборник сценариев народных праздников, КТО «Культура», г. Хабаровск, 1998г, автор-составитель И.А. Тарасова).
- «Цветочная поляна» (серия «Мир вашего ребенка», издательство Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г, автор-составитель Л.Е. Кисленко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-развлекательный досуг "Праздник птиц"
для детей младшего дошкольного возраста...
Сценарий детского фольклорного праздника "Русской березки"
Сценарий фольклорного детского праздника "Русской березки"....
Сценарий познавательно-развлекательного досуга "Праздник мастеров"
Создав праздничную атмосферу, закрепить знания детей о народных промыслах, развивать познавательный интерес к творчеству русского народа, к его истории....
Сценарий детского фольклорного праздника «Дары Осени» для детей логопедической группы 5-7 лет (совместно с родителями воспитанников)
. Сценарий детского фольклорного праздника ...
Сценарий детского фольклорного праздника «Гуканье весны»
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника экологической направленности «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников к...
Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»
Для детей старшего дошкольного возраста с использованием Усть-Цилемского фольклора....
Сценарий детского фольклорного праздника для детей старшей группы «Рождественские колядки».
Сценарий для детей старшей группы. Атрибуты подбираются в соотвествии с фольклорной тематикой....