Сценарий детского фольклорного праздника «Гуканье весны»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Токарева Елена Владимировна

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника экологической направленности «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.  Сценарий праздника имеет экологическую направленность, праздник  поможет привить детям уважительное отношение к родной природе, к обычаям и традициям русского народа. Используя элементы игры и привлечение сказочных персонажей, праздник получится ярким и интересным. Данное мероприятие способствует развитию лучших личностных качеств каждого ребенка.

Предлагаемый сценарий проводится по народному календарю 22 марта. В этот день на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки» - день встречи весныДругие названия фольклорного праздника - «Сороки», «Кулик». К этому празднику были приурочены народные гуляния и обряды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_gukane_vesny.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр развития творчества детей и юношества

р.п. Переяславка

Сценарий

детского фольклорного праздника

«Гуканье весны»

(для детей 6 – 10 лет)

Автор-составитель: Токарева Е.В.

педагог дополнительного образования

р.п. Переяславка

2018г

Пояснительная записка

Праздники играют важную роль в жизни ребенка. Ведь впечатления, полученные в детстве, самые эмоциональные, выразительные и запоминающиеся. И если праздник в детском саду, в школе не формальное проведение мероприятия, а действо - яркое, выразительное, гуманистическое,  то дети растут эмоционально и нравственно, потому что все начинается с детства. Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника экологической направленности «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.  Сценарий праздника имеет экологическую направленность, праздник  поможет привить детям уважительное отношение к родной природе, к обычаям и традициям русского народа. Используя элементы игры и привлечение сказочных персонажей, праздник получится ярким и интересным. Данное мероприятие способствует развитию лучших личностных качеств каждого ребенка. Только через светлое, радостное творчество мы можем приобщить детей к духовному миру. Только через элементы этого творчества выстраивается собственное внутреннее и внешнее совершенствование детей. Ведь правильное воспитание формирует наше будущее поколение.

Предлагаемый сценарий проводится по народному календарю 22 марта. В этот день на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки» - день встречи весны. Другие названия фольклорного праздника - «Сороки», «Кулик». К этому празднику были приурочены народные гуляния и обряды. Рано утром  хозяйки пекли из теста птичек – жаворонков, олицетворяющих приход весны. Дети  насаживали на шесты испеченных жаворонков и усаживали их на крышу, при этом распевали песни, зовущие весну. Из соломы делали маленькие гнезда и размещали их в птичнике. Было поверье, что это избавит кур от болезней и поможет им лучше нестись. А для угощения пеклись пряники, которые дарили друг другу, желая при этом каждому добра и здоровья. Девушки в этот день встречали рассвет и провожали закат на открытом и возвышенном месте, кликали весну, прыгали через костер, и просили птиц принести ключи, чтобы отомкнуть землю, которую заковала зима.

В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся и дошкольники в возрасте 6 – 10 лет. В роли ведущих мероприятия могут участвовать воспитатели, педагоги и родители.

Праздник «Гуканье весны» насыщен театральными элементами и его удобнопроводить в помещениях, имеющих сцену или просторный зал для народных игр, хороводов.

Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей и педагога создаются стилизованные костюмы в народном стиле, бумажные жаворонки на палочках, печеные жаворонки из теста. А также костюмы лесных зверей (Лисы, Зайца, Кота, Медведя). Оформляется музыкальный зал для проведения фольклорного праздника (рушники, платки, цветы).

Заклички, пословицы, загадки, народные весенние игры, песни разучиваются заранее. Все народные игры, хороводы исполняются под аккомпанемент (желательно под аккомпанемент баяна, аккордеона).

Актуальность фольклорного праздника:

приобщение детей к истокам русской национальной культуры, к традициям и обычаям своего народа.

Цель: формирование экологической культуры и развитие творческих способностей детей через использование малых форм фольклора.  

Задачи:

- организовать и провести  праздник экологической направленности «Гуканье весны» с участием детей и родителей в детском музыкально-фольклорном ансамбле (хоре);

- расширять знания детей об окружающем мире с помощью календарно-обрядовых праздников;

- развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника;

- формировать опыт коммуникативных навыков,воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;

- учить понимать смысл пословиц, загадок и обогащать словарный запас детей.

Целевая аудитория: дети 6 – 10 лет.

Методы: словесный (инсценировка), игровой.

Необходимое оборудование:

Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).

Для дошкольников: стилизованные народные костюмы, шумовые и духовые народные инструменты, костюмы лесных зверей (Лисы, Зайца, Кота, Медведя), бумажные жаворонки на палочках.

Для ведущих праздника: поднос с рушником с печеными птичками-жаворонками.

        

Оформление: помещение оформляется в стиле горницы или избы.

Действующие лица:

Взрослые: Сказочница, Весна-красна.

Дети: 1-й ребенок ведущий и все дети хора (ансамбля), дети играющие роль лесных зверей: Лиса, Заяц, Кот, Медведь.

//звучит народная мелодия, дети проходят в зал, украшенный платками, рушниками, цветами и рассаживаются на свои места, в руках у детей на палочках бумажные жаворонки, музыка постепенно стихает, на сцену выходит Сказочница //

Сказочница: Здравствуйте, дорогие мои ребята!

Дети (отвечают): Здравствуйте!

Сказочница: Расскажу  я вам сейчас сказочку про весну - красну, да солнце ясное! Итак, слушайте внимательно! Ходила весна по свету: распускались почки на деревьях, появлялись первые листочки – оживала природа. Устала весна от своего труда, присела на пенек и уснула. Замерла природа. Испугались звери лесные, что весна уснула. Стали думать, как ее разбудить.

Сказочница: Приходила лиса.

//звучит русская плясовая, в зале появляется Лиса, она исполняет несколько танцевальных движений русской пляски, затем садится рядом с детьми//

Сказочница: Прискакал зайка и стал играть на балалайке.

//под русскую плясовую в зале появляется Заяц с балалайкой, имитирует  игру на инструменте, затем садится рядом с детьми//

Сказочница: Приходил лесной кот, песенку – потешку промурлыкал.

//в зал выходит Кот и исполняет песенку-потешку,

затем садится рядом с детьми//

Сказочница: Приходил медведь – в бубен бил!

//появляется Медведь с бубном, несколько раз ударяет в него и садится рядом с детьми//

Сказочница: Не просыпается весна. Тогда вышли все звери на полянку, стали они хоровод водить, хоровод водить,  да дружно петь.

(звери хором): Весна, весна, проснись со сна,

А ты, зима, ступай за моря!

Выгляни солнышко, выгляни красное

Нас и всех деток согрей поскорей!

Сказочница: И случилось чудо -  проснулась весна!

// звучит русская народная мелодия, на сцене появляется Весна, в руках у нее поднос с печеными жаворонками//

Весна: Я, красна - Весна, пришла сегодня к вам!

Из голубой дали, с золотым гребнем,

С изумрудным стеблем,

С полою водою,

С первой бороздою!

Неужто, заждались меня

Дети отвечают (хором): Заждались, заждались!

Весна (поднос с угощением ставит на стол и обращается к детям): Дорогие друзья, спасибо вам за терпение, за заботу. А кто мне скажет, какой сегодня  праздник на дворе?

Дети отвечают (хором): « Встреча весны!»

Весна: Правильно, ребята! И отмечается этот праздник 22 марта, когда день равен ночи. По традиции, в каждом доме в этот день пекли из теста жаворонков. Девушки ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц и пели песенки-заклички, звали весну поскорее прийти на землю. А еще на Руси этот праздник назывался  - «Сороки». «Сорок сороков  птиц летят – весну несут» - так раньше говорили в народе. Люди верили, что с прилетом птиц наступает весна. Так кто же мне скажет, какие птицы возвращаются к нам из дальних стран?

Сказочница: А ты, Весна-красна, загадай ребятам загадки весенние, тогда и узнаешь, какие птицы  к нам прилетают.

/Весна  загадывает детям загадки/

Весна:

1. По поднебесью веревка протянулась

/Журавли летят/

2. Спинка соболинка, а брюшко беленько,

Желанный гость с далекого края под окном живет

/Ласточка/

3. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит

/Грач/

4. На шесте дворец, во дворце певец, эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец, червяков птенцам таскает, да трещит весь день

/Скворец/

5. Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание. У кого?

/Кукушка/

Весна: Молодцы ребята, все птиц вспомнили. А больше всего русский народ любил звонкого певца жаворонка, который своим звонким пением будил меня от зимнего сна. А ну, ребята, где ваши жаворонки?

1-й ребенок: Ах, Весна – красна долгожданная, вот тебе наша песня величальная!

//дети поднимают на палочках бумажных жаворонков

и начинают петь//

Дети (хором): Жаворонки, прилетите,

                         Весну красную принесите!

                         Весна, Весна!

                         По горам, по долам,

                         По лесам и полям,

                        Ты пришла сегодня к нам!

Весна: Спасибо за песню вашу славную, за слова ваши добрые! А я не с пустыми руками к вам на праздник пришла – угощенье с собой принесла.

Будем песни петь, хороводы водить, в игры весенние играть, пословицы вспоминать. А я угощенье вам – печеных жаворонков раздавать! Посмотрите, ребята как солнышко стало сильнеепригревать. А чтобы снег таял быстрее, на Руси играли  в старинную, обрядовую игру «Ручеек». Люди верили в эту примету. Давайте и мы поиграем все вместе, все дружно в эту народную игру!

//проводится обрядовая игра «Ручеек»//

Сказочница: Славно, славно мы поиграли. А не пора ли, матушка Весна, вспомнить пословицы и поговорки про тебя?

Весна: Так давайте поскорее послушаем наших ребят!

//дети рассказывают пословицы и поговорки о весне//

Сказочница: А теперь пришла пора ребята, встать нам всем вместе в хоровод весенний и вспомнить заклички о нашей матушке Весне. Ведь во многих весенних закличках говорится о том, что птицы, возвращаяськ себедомой на родину, несут с собой заветные ключи. И только ими можно отомкнуть холодное подземелье и выпустить оттуда Весну.

// проводится  весенний хоровод, дети встают в хоровод и  рассказывают заклички о весне//

Весна: А теперь давайте все вместе, со мной произнесем  весеннюю закличку – повторяйте за мной каждую строчку.

(все хором повторяют): Приди, весна! Приди, красна! Со льном высоким. С хлебом обильным!

Сказочница: Дорогая наша Весна-красна! А наши дети приготовили еще тебе один песенный подарок – русскую народную песню «Земелюшка - чернозем».

/дети исполняют русскую народную песню «Земелюшка-чернозем»/

Весна: Молодцы, ребята! Славный праздник у нас получился! Да только пришло время мне с вами прощаться, да к другим детям на праздник поспешить! А вам в подарок за песни, игры веселые, да заклички весенние мое угощенье к чаю – печеные жаворонки. Символ весны, здоровья, богатства!

//звучит народная мелодия,

Весна со Сказочницей раздают детям угощение//

Весна: До новых встреч, ребята!

//Весна прощается с детьми, машет им рукой и уходит из зала//

Сказочница: Понравился ли ребята вам праздник, угощение славное? (дети отвечают).

А были ли вам интересны заклички весенние да игры славные? (дети отвечают)

А что больше всего понравилось? (дети отвечают)

А вот какое у вас настроение, после нашего праздника, я сейчас сама узнаю!

Ребята, в руках у меня лучики солнца желтого и оранжевого цветов. Желтый цвет означает – радость, оранжевый – грусть. Пожалуйста, подойдите ко мне и выберите себе лучики, которые по цветам подходят вашему сегодняшнему настроению.

/дети выбирают лучики/

Сказочница: Спасибо, ребята за вашу  активность, за ваши улыбки и отличное настроение, но пришла пора и мне с вами проститься. До свидания, ребята!

Приложение № 1

Пословицы про весну

  1. Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая!

  1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,

А пришла молода – весь мост размела.

  1. Прилетела пава, села на лаву,

Распустила перья для всякого зелья.

  1. Март с водой, апрель с травой,

А май с цветами.

  1. Не надо просить лета долгого,

Надо просить лета теплого.

  1. Будет март сухой, да мокрый май

Будет каша и каравай.

  1. Пашню пахать – не руками махать,

Пашем да сеем, хвастать не умеем, а урожай соберем.

Приложение № 2

Поговорки о весне

  1. Весенний день год кормит.

  1. Красна весна, да голодна.

  1. В землю не положишь – и с земли не возьмешь.

  1. Что посеешь, то и пожнешь,

А что пожнешь, то и посеешь.

  1. Матушка весна всем красна.

  1. Зима весну пугает, да сама тает.

  1. И в марте мороз садитсяна нос.

  1. Одна ласточка не делает весны.

  1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

  1.  Увидел грача – весну встречай.

Приложение № 3

Игра (обрядовая) «Ручеек»

Идет матушка Весна –

Отворяйте ворота.

Первым март пришел –

Всех детей привел.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Приложение № 4

Заклички о весне

Будем весну закликать,

Весну закликать

Да Зиму провожать.

Весна-красна,

На чем пришла?

На крутике,

На хомутике,

На овсяном пучке,

На пшеничном колоске.

Благослови, мати,

Весну закликати,

Весну закликати,

Зиму провожати.

Весну закликаем,

Зиму провожаем,

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог.

Весна, весна, проснись со сна,

А ты зима, ступай за моря,

Надоела ты нам, наскучила

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Список используемой литературы

  1. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2007 год, автор-составитель О.В. Ворошилова).
  2. «Русские фольклорные традиции» (издательство «Учитель», 2009 год, автор-составитель О.В Куфтина, О.П. Власенко).
  3. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие, издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г, составитель Л.В. Малахова).
  4. «Фольклорная арттерапия» (издательство «Речь»,  Санк–Петербург 2002 г, автор Назарова Л.Д.).
  5. «Круглый год» (сборник сценариев народных праздников, КТО «Культура», г. Хабаровск, 1998г, автор-составитель И.А. Тарасова).
  6. «Цветочная поляна» (серия «Мир вашего ребенка», издательство Ростов-на-Дону «Феникс», 2010 г, автор-составитель Л.Е. Кисленко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Пришла весна - земля проснулась"

Интересный фольклорный весенний праздник для детей старшего дошкольного возраста с необычной инсценировкой сказки "Репка". Сценарий будет интересен  музыкальным руководителям и  воспитателям...

Сценарий музыкально - фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группе "Весна - красна"

В представленном сценарии использован принцип "развлекай - обучай". Проведение такого праздника позволит активировать творческий потенциал ребёнка, дать детям новые знания в необычной форме. Приобщить...

Сценарий детского фольклорного праздника "Русской березки"

Сценарий фольклорного детского праздника "Русской березки"....

Аннотация детского фольклорного праздника с элементами экологического просвещения «Гуканье весны»

Мероприятие проводится по народному календарю 22 марта. В этот день на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки» - день встречи весны.Активными участниками мероприятия являются обучающиес...

Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»

Для детей старшего дошкольного возраста с использованием Усть-Цилемского фольклора....

Сценарий детского фольклорного праздника для детей старшей группы «Рождественские колядки».

Сценарий для детей старшей группы. Атрибуты подбираются в соотвествии с фольклорной тематикой....