Люблю берёзу русскую
учебно-методический материал на тему

Макаркина Зинаида Николаевна

день берёзы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beryoza_stsenariy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Развлекательное мероприятие «Русская березка».

Звучит русская народная мелодия (или песня «Отчего так в России Берёзы шумят»).

Ведущая: Ребята, нас с вами сегодня ждет интересная встреча. И гость у нас будет необычный. А чтобы узнать, кто это, я предлагаю вам отгадать загадку.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза)

Ведущая: Правильно, это береза. Сегодня мы отмечаем праздник в честь берёзы. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Ребенок : Люблю берёзку русскую,

                То светлую, то грустную.

                 В белом сарафанчике,

                 С платочками в карманчиках.

Ребенок : С красивыми застёжками,

                С зелёными серёжками.

                 Люблю её нарядную,

                 Родную, ненаглядную!  

Ведущая: А хотите, мы с вами отправимся сейчас в сказку. Тогда слушайте внимательно.

Ведущая: (воспитатель говорит на фоне музыки) В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила - была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела. Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, к нам на праздник направилась.

Ведущая: А давайте встретим Березку веселым хороводом.

К нам сюда, скорее просим!

Приходи, честной народ,

Нынче русская берёзка

Начинает хоровод!

Дети водят хоровод «Во поле береза стояла».

Дети под музыку строятся в хоровод. В это же время выходит Березка, встает в центр круга. Здоровается с детьми русским поклоном.

Березка: Спасибо вам дети за радостную встречу.

Ведущая: Ребята, будем нашу сказку дальше продолжать? Тогда слушайте.

Ведущая: Прилетела однажды в поле Жар – птица. (Выбегает герой Жар-Птица) Опустилась у берёзки и стала хвастаться.

Жар-птица: Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского! Не чета тебе – дереву!

Берёза: А я простого рода. Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит. Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет. Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

Жар-птица: А мои перья золотыми лучами сияют.

Берёза: Моей лучиной избу освещали.

Жар-птица: А я вся огнём пылаю!

Берёза: А я в печи жаром всех согреваю!

Жар-птица: Мои перья царские одежды украшают.

Берёза: А я в лапти всех обуваю!

Жар-птица: Ради меня за тридевять земель отправляются.

Берёза: А моим соком по весне угощаются!

Жар-птица: Хорошо ты о себе рассказываешь, а вот ребята что о тебе знают.

Ведущая: Мы свою Березку в обиду никому не дадим, и тебя Жар-птица своими знаниями сейчас удивим.

Ребята послушайте рассказ про русскую березу.

Появилась береза в России давным – давно и полюбил ее народ

за красоту, целебную силу. Цветет  она весной, в апреле. Ее семена называют «сережками». Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Березу считали на Руси счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит  добро, здоровье.

Ведущая предлагает детям рассказать о березке небольшие сообщения. Дети подтверждают свои слова реальными предметами, показывают стул, лапти, берестяной туесок, березовый веник, берестяной свиток.

1. Из прочной древесины берёзы изготавливали мебель.

2. Из бересты делали украшения, обувь, посуду.

3. Своими почками да листочками березка людей лечит, в бане веничком парит.

4. В туесах из бересты мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

5. Когда не было бумаги, писали на бересте.

6. Живёт берёза 100 – 120 лет.

-  Весной  пили вкусный и целебный берёзовый сок.

- Береза помогает урожай спасать. Для этого люди сажают вдоль дорог лесозащитные полосы из берез.

- Береза – это еще и тепло. Березовые дрова – самые жаркие.  

Ведущая: А сейчас, ребята, поиграем в игру.

Дети играют в русскую народную игру «Золотые ворота»

Прежде чем начать эту игру, ребята рисуют на земле маленький кружок и в центр втыкают ветку березы. Дети выстраиваются парами друг за другом рядом с кружком, берутся за руки и поднимают их вверх, образовав «золотые ворота».

Все поют:

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Один участник, оставшийся без пары, - «водящий» - пошел в «золотые ворота» и ребром ладони разъединил руки одной из пар. Ребята, стоявшие в этой паре, побежали в разные стороны, к кружку. Первый, выдернувший ветку, пошел в «золотые ворота», а неудачник встал в пару с «водящим» впереди всех.

Ведущая:  А вот послушай, жар-птица, какие стихи дети знают о березке.

Дети читают стихи о березке:

Берёзка.

Берёзка, лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

Как ты стоишь, счастливая,

Весёлым летним днём,

Из – за тебя красивая,

Светло в лесу моём.

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша,

Берёзка белоствольная,

Ну всем ты хороша!

Видны тропинок кончики,

И звон прошёлся вдруг,

Как будто колокольчики

Ударили вокруг.

Ребенок: Всем берёза нравится!
Ведь – она красавица!
Белый ствол, густая крона,
Рассылает всем поклоны,
Листья тихо шелестят,
Меж собою говорят!
 

Ребенок: Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется, но не ломиться!

Ребенок: Стройная красавица,

Зелёная причёска,

Всем нам  очень нравится

Русская берёзка.

Ребенок: Берёзка белоствольная,

Высокая и стройная,

Кудрявая, пушистая,

С листочками душистыми.

Жар-птица: Заслушалась я вас. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты Березка радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.

Жар-птица улетает.

Березка: А наша сказка продолжается. Будем с вами играть, веселиться да танцевать. 

Ведущая: Девицы красные, сюда выходите и с платочками яркие  для нас попляшите.

Танец с платочками – р.н.м.

Березка: Спасибо вам ребята за стихи, загадки, танцы, добрые слова. А я приглашаю вас поиграть ещё в игры. 

1. ИГРА «ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА»

Дети (стоят по кругу) хором: «Заря-Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Кольца завитые – за водой пошла». С последними словами водящий – Заря осторожно кладет руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает от Зари по кругу. Заря его ловит и если поймает – игрок становится «Зарей». 

2. Игра «Чьи детки, и с какой ветки?» (Дети получают карточки с изображением деревьев и карточки с изображением листьев и плодов этих деревьев. Под музыку они двигаются по залу. По сигналу: «Раз, два три свое дерево найди», начинают составлять свою пару: дерево и листья с плодами).

Ведущая: Хорошие, веселые игры. Чтобы наша встреча запомнилась надолго, мы с ребятами сейчас сделаем для тебя Березка подарок. Сделаем твой портрет.

Дети выполняют коллективную работу «Портрет Березки» (с помощью атласных лент зеленого цвета создают крону березы, вставляя ленточки в дырки на панно, где изображен ствол березы)

Ведущая: Нет лучше и милей России, и лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей, тебе несем мы свой привет!

Дети исполняют песню Г. Струве « Наш край ».

Берёзка. Спасибо вам, ребята, порадовали меня. Не думала, я что вы так много обо мне знаете и стихов и песен. Примите и от меня подарок.

Ведущая: На Руси в старину было принято украшать березку разноцветными ленточками! Давайте и мы с вами украсим нашу березку!

Дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.

Ведущая: А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…

Праздник весёлый удался на славу,

Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Люблю берёзу русскую»

Краткосрочный проект «Люблю берёзу русскую»Белоствольная березка –Символ Родины моей.Нету деревца другогоСердцу русскому милей.Н. Меркушова.Тип проекта: - познавательн...

Проект " Люблю берёзу русскую"

Проект " Люблю берёзу русскую"...

Проект " Люблю берёзу русскую"

Проект "  Люблю берёзу русскую" Цель:Познакомить детей с символом нашей страны "Берёза",воспитывать желание беречь и любить русскую берёзу....

Проект "Люблю берёзу русскую".

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит уда...

Досуг в старшей группе «Люблю берёзу русскую».

Закрепление представлений о берёзе, как символе России....

Досуг в старшей группе «Люблю берёзу русскую».

Закрепление представлений о берёзе, как символе России....

Игра-развлечение по экологическому воспитанию «Люблю берёзу русскую» (для детей подготовительной к школе группы с ОНР)

Коррекционно-образовательные цели:расширение представлений о природе родного края – о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.показать экопозитивное отношение человека...