Игра-развлечение по экологическому воспитанию «Люблю берёзу русскую» (для детей подготовительной к школе группы с ОНР)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Коррекционно-образовательные цели:
- расширение представлений о природе родного края – о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через формирование бережного отношения к природе.
- расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (берёза, ствол, ветви, корни, крона, листья, береста, чечевички).
- совершенствование умения двигаться в заданном направлении, выполнять перестроения под музыку.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие связной речи (совершенствование навыка составления предложений),
- автоматизация произношения звуков русского языка в речи
- развитие речевого слуха
- развитие координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви к родной природе.
Оборудование:
- магнитная доска, телевизор, ФЛЭШ-накопитель с набором слайдов;
- 4 набора для составления картин к игре «Исправь ошибки»;
- набор для игры «Вырасти дерево»;
- индивидуальные наборы с корой деревьев (на каждого ребенка) для игры-опыта «У кого прочнее?»;
- наборы спилов ствола берёзы и лупа (на каждого ребенка) для игры-опыта «Сосчитай, сколько лет дереву»;
- лист с заданием Судоку и простой карандаш (на каждого ребенка);
- аудиозапись хоровода «Берёзки»
- коробочка с сюрпризом.
Предварительная работа:
Экскурсия к берёзе на площадке детского сада с последующей беседой. Просмотр детьми DVD-дисков с видами берёз, берёзовой рощи, листьев, плодов дерева, предметов, изготовленных из бересты, из спилов и т.п., уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родной природе. Закрепление упражнения – хоровод «Берёзки» на музыкальном занятии.
Консультации для родителей по теме: «Народные промыслы». Рекомендации о посещении Русского и Этнографического музеев (разделы:«Изделия из бересты», «Старинные русские промыслы»)
Ход игры
Организационный момент. (Создание эмоционально положительного настроя на игру)
Воспитатель с группой детей входит в зал, организует приветствие. Предлагает детям обратить внимание на магнитную доску, на которой выставлены изображения 4 белых стволов берёз.
Воспитатель 1: - Ребята, посмотрите, что общего на этих картинках?
Дети: ~ Изображение берёзы.
Воспитатель 1: - Что есть у наших берёз?
Дети: - Ствол, ветки.
Воспитатель 1: - А как вы определили, что это берёзы?
Дети:- У них есть чёрные полоски…
Воспитатель 1: - Правильно. Кора берёзы покрыта чечевичками – поперечными штрихами чёрного цвета, которые придают бересте неповторимое своеобразие и привлекательность. А чего нет у наших берез?
Дети: - ……
Воспитатель 1: - Верно. Я предлагаю вам «одеть» берёзы по сезонам. Но, чтобы вам было удобнее работать, давайте разделимся на команды. Каждый из вас достанет свой билетик и прочитает, в какой он команде (выполнение распределения по командам «Весна-Лето», «Осень-Зима»)
Воспитатель 1: - Теперь команда «Весна-Лето» подходит к своему мольберту, а команда «Осень-Зима» - к своему. Посмотрим, кто быстрее выполнит задание (выполнение задания детьми)
Воспитатель 1: - Закончили? Хорошо. Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: - Берёзы в разное время года.
Воспитатель 1: - Да (уточнение видов берёз в разное время года).
- Ребята, о чём мы сегодня говорим?
Дети: - О берёзах.
Воспитатель 1: - Верно. И я предлагаю вам немного поиграть в игру «Вырасти дерево» (на двух магнитных досках дети выкладывают пазлы с изображением стадий роста дерева). У каждой команды есть набор картинок. Вам вместе надо выложить их в том порядке, как растёт дерево. Решите, кто какой пазл куда будет ставить (выполнение задания детьми).
Воспитатель 1: - Вы все молодцы. А теперь давайте вспомним, что у дерева появляется после посадки семечка? (У дерева после посадки появляется росток). А что происходит раньше: листопад или появление листочков? (Раньше у дерева появляются листочки). А на чём у дерева растут веточки? (У дерева веточки растут на стволе). А чем отличается дерево от куста? (У дерева один ствол, а у куста много стволов).
Воспитатель 2: - А я предлагаю вам выполнить такое задание. Перед вами подносы, на которых лежит кора разных деревьев. С закрытыми глазами (на ощупь) вы должны определить кору берёзы. А наши гости убедятся, что вы честно держали глаза закрытыми (взрослые убирают платок с подносов и помогают детям найти руками поднос).
Воспитатель 2: - Покажите, что вы нашли (Мы нашли кору берёзы) Да, вы правильно определили – это кора берёзы – береста.
- Давайте попробуем определить: «Какая кора прочнее?» Для этого всю кору, что у вас на подносах, нужно положить в воду (дети выкладывают кору в таз с водой).
Воспитатель 2: - Пока наша кора набирает воду, давайте попробуем определить возраст нашей берёзы. Недавно от сильного ветра сломалось и упало дерево, и нам от него принесли небольшое полено. Что у меня в руках? (кусочек полена) Да, это спил от ствола, полена. Когда дерево растёт, у него растут все его части, ствол становится толще. На этих спилах видны жизненные кольца. Как вы думаете, что может нам помочь определить возраст берёзы? (могут сказать дети - нужно посчитать кольца)
-Правильно. Сколько колец – столько лет дереву. Чтобы получше рассмотреть кольца, что нам может понадобиться из этих предметов? (на столе лежат ножницы, карандаши, лупы, линейки)
Дети: - нам понадобятся лупы (дети берут лупы и считают кольца).
Воспитатель 2: - Давайте все положим лупы на место, а спилы в эту коробку.
- И теперь мы рассмотрим, что стало с корой разных деревьев, после того, как мы опустили их в воду на некоторое время. (подвести детей к выводу: Кора берёзы – береста – не пропускает воду и поэтому не гниёт, а кора других деревьев стала хрупкой).
- Это свойство бересты использовали наши предки. Что они делали из неё? Какие поделки? (показ слайдов с видами народных промыслов, обговаривая увиденное:
- Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – бересты. Она не пропускала в избу влагу, даже если крыша прохудилась.
- Часто из бересты делали вёдра – туеса, в которых хранили воду и молоко.
- Делали шкатулки и плели лапти.
- В бане парились берёзовым веником.
- В старину в солдатские сапоги между двух слоёв кожи на подмётках вставляли прослойку из бересты и солдаты реже болели. Почему? (ответы детей) – Да, она не пропускала воду.
- А ещё, чтобы не болеть, собирали и пили сок. Какой это сок? (дети - берёзовый)
- На берёзе растут грибы – чага. Его заваривают и пьют такой чай, как лекарство. Как такой чай называется? (лекарственный)
Логопед: - Ребята! Я тоже хочу с вами поиграть. Моя игра называется «Разложи листочки». Мы с вами составляли Судоку на разные темы, а сегодня разложим листочки от разных деревьев. Садитесь на любое свободное место, возьмите карандаши и начнём. Сначала мы перечислим, от каких деревьев листочки с нами играют? (дети – дубовый, кленовый, берёзовый, рябиновый)
- в каком столбике или в каком ряду у нас уже есть три картинки? (выполнение детьми Судоку)
Логопед: - Чтобы немного отдохнуть, я предлагаю вам хороводную игру «Берёзки»
Логопед: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Что вас удивило?
- Что понравилось больше всего?
- Вы так много всего рассказали, что берёза решила вам сделать подарок. Что мы положили в эту коробку? (кружочки, спилы…)
- Правильно. А что в ней теперь? (незаметно для детей открываем другую сторону коробки и достаём поощрительные призы)
- Сейчас мы пойдём в группу и рассмотрим, что подарила нам берёзка. А с вами, дорогие гости, мы прощаемся и ждём вас снова.
Дети: - До свидания! (уход детей в группу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_berezka_russkaya.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №70 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Игра-развлечение
«Люблю берёзу русскую»
(совместная непрерывно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
по экологическому воспитанию дошкольников с ОНР)
Составили:
Сашенкова Г.Т. – учитель-логопед
Рыжова Л.В. – воспитатель
Хурцидзе О.В. – воспитатель
Санкт-Петербург
Коррекционно-образовательные цели:
- расширение представлений о природе родного края – о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через формирование бережного отношения к природе.
- расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (берёза, ствол, ветви, корни, крона, листья, береста, чечевички).
- совершенствование умения двигаться в заданном направлении, выполнять перестроения под музыку.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие связной речи (совершенствование навыка составления предложений),
- автоматизация произношения звуков русского языка в речи
- развитие речевого слуха
- развитие координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви к родной природе.
Оборудование:
- магнитная доска, телевизор, ФЛЭШ-накопитель с набором слайдов;
- 4 набора для составления картин к игре «Исправь ошибки»;
- набор для игры «Вырасти дерево»;
- индивидуальные наборы с корой деревьев (на каждого ребенка) для игры-опыта «У кого прочнее?»;
- наборы спилов ствола берёзы и лупа (на каждого ребенка) для игры-опыта «Сосчитай, сколько лет дереву»;
- лист с заданием Судоку и простой карандаш (на каждого ребенка);
- аудиозапись хоровода «Берёзки»
- коробочка с сюрпризом.
Предварительная работа:
Экскурсия к берёзе на площадке детского сада с последующей беседой. Просмотр детьми DVD-дисков с видами берёз, берёзовой рощи, листьев, плодов дерева, предметов, изготовленных из бересты, из спилов и т.п., уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родной природе. Закрепление упражнения – хоровод «Берёзки» на музыкальном занятии.
Консультации для родителей по теме: «Народные промыслы». Рекомендации о посещении Русского и Этнографического музеев (разделы:«Изделия из бересты», «Старинные русские промыслы»)
Ход игры
Организационный момент. (Создание эмоционально положительного настроя на игру)
Воспитатель с группой детей входит в зал, организует приветствие. Предлагает детям обратить внимание на магнитную доску, на которой выставлены изображения 4 белых стволов берёз.
Воспитатель 1: - Ребята, посмотрите, что общего на этих картинках?
Дети: ~ Изображение берёзы.
Воспитатель 1: - Что есть у наших берёз?
Дети: - Ствол, ветки.
Воспитатель 1: - А как вы определили, что это берёзы?
Дети:- У них есть чёрные полоски…
Воспитатель 1: - Правильно. Кора берёзы покрыта чечевичками – поперечными штрихами чёрного цвета, которые придают бересте неповторимое своеобразие и привлекательность. А чего нет у наших берез?
Дети: - ……
Воспитатель 1: - Верно. Я предлагаю вам «одеть» берёзы по сезонам. Но, чтобы вам было удобнее работать, давайте разделимся на команды. Каждый из вас достанет свой билетик и прочитает, в какой он команде (выполнение распределения по командам «Весна-Лето», «Осень-Зима»)
Воспитатель 1: - Теперь команда «Весна-Лето» подходит к своему мольберту, а команда «Осень-Зима» - к своему. Посмотрим, кто быстрее выполнит задание (выполнение задания детьми)
Воспитатель 1: - Закончили? Хорошо. Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: - Берёзы в разное время года.
Воспитатель 1: - Да (уточнение видов берёз в разное время года).
- Ребята, о чём мы сегодня говорим?
Дети: - О берёзах.
Воспитатель 1: - Верно. И я предлагаю вам немного поиграть в игру «Вырасти дерево» (на двух магнитных досках дети выкладывают пазлы с изображением стадий роста дерева). У каждой команды есть набор картинок. Вам вместе надо выложить их в том порядке, как растёт дерево. Решите, кто какой пазл куда будет ставить (выполнение задания детьми).
Воспитатель 1: - Вы все молодцы. А теперь давайте вспомним, что у дерева появляется после посадки семечка? (У дерева после посадки появляется росток). А что происходит раньше: листопад или появление листочков? (Раньше у дерева появляются листочки). А на чём у дерева растут веточки? (У дерева веточки растут на стволе). А чем отличается дерево от куста? (У дерева один ствол, а у куста много стволов).
Воспитатель 2: - А я предлагаю вам выполнить такое задание. Перед вами подносы, на которых лежит кора разных деревьев. С закрытыми глазами (на ощупь) вы должны определить кору берёзы. А наши гости убедятся, что вы честно держали глаза закрытыми (взрослые убирают платок с подносов и помогают детям найти руками поднос).
Воспитатель 2: - Покажите, что вы нашли (Мы нашли кору берёзы) Да, вы правильно определили – это кора берёзы – береста.
- Давайте попробуем определить: «Какая кора прочнее?» Для этого всю кору, что у вас на подносах, нужно положить в воду (дети выкладывают кору в таз с водой).
Воспитатель 2: - Пока наша кора набирает воду, давайте попробуем определить возраст нашей берёзы. Недавно от сильного ветра сломалось и упало дерево, и нам от него принесли небольшое полено. Что у меня в руках? (кусочек полена) Да, это спил от ствола, полена. Когда дерево растёт, у него растут все его части, ствол становится толще. На этих спилах видны жизненные кольца. Как вы думаете, что может нам помочь определить возраст берёзы? (могут сказать дети - нужно посчитать кольца)
-Правильно. Сколько колец – столько лет дереву. Чтобы получше рассмотреть кольца, что нам может понадобиться из этих предметов? (на столе лежат ножницы, карандаши, лупы, линейки)
Дети: - нам понадобятся лупы (дети берут лупы и считают кольца).
Воспитатель 2: - Давайте все положим лупы на место, а спилы в эту коробку.
- И теперь мы рассмотрим, что стало с корой разных деревьев, после того, как мы опустили их в воду на некоторое время. (подвести детей к выводу: Кора берёзы – береста – не пропускает воду и поэтому не гниёт, а кора других деревьев стала хрупкой).
- Это свойство бересты использовали наши предки. Что они делали из неё? Какие поделки? (показ слайдов с видами народных промыслов, обговаривая увиденное:
- Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – бересты. Она не пропускала в избу влагу, даже если крыша прохудилась.
- Часто из бересты делали вёдра – туеса, в которых хранили воду и молоко.
- Делали шкатулки и плели лапти.
- В бане парились берёзовым веником.
- В старину в солдатские сапоги между двух слоёв кожи на подмётках вставляли прослойку из бересты и солдаты реже болели. Почему? (ответы детей) – Да, она не пропускала воду.
- А ещё, чтобы не болеть, собирали и пили сок. Какой это сок? (дети - берёзовый)
- На берёзе растут грибы – чага. Его заваривают и пьют такой чай, как лекарство. Как такой чай называется? (лекарственный)
Логопед: - Ребята! Я тоже хочу с вами поиграть. Моя игра называется «Разложи листочки». Мы с вами составляли Судоку на разные темы, а сегодня разложим листочки от разных деревьев. Садитесь на любое свободное место, возьмите карандаши и начнём. Сначала мы перечислим, от каких деревьев листочки с нами играют? (дети – дубовый, кленовый, берёзовый, рябиновый)
- в каком столбике или в каком ряду у нас уже есть три картинки? (выполнение детьми Судоку)
Логопед: - Чтобы немного отдохнуть, я предлагаю вам хороводную игру «Берёзки»
Логопед: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Что вас удивило?
- Что понравилось больше всего?
- Вы так много всего рассказали, что берёза решила вам сделать подарок. Что мы положили в эту коробку? (кружочки, спилы…)
- Правильно. А что в ней теперь? (незаметно для детей открываем другую сторону коробки и достаём поощрительные призы)
- Сейчас мы пойдём в группу и рассмотрим, что подарила нам берёзка. А с вами, дорогие гости, мы прощаемся и ждём вас снова.
Дети: - До свидания! (уход детей в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе
Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...
Развлечение по развитию экологических представлений "Вода вокруг нас" для детей подготовительной к школе группы
Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры....
Конспект викторины «Я люблю тебя Россия» для детей подготовительной к школе группе.
Развивать нравственно-патриотические чувства дошкольников к своей Родине....
Экологическая квест-игра «Спасём природу!» для детей подготовительной к школе группы
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о растениях и животных; - закрепить знания и ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию "Система работы в старшей и подготовительной к школе группах детского сада"
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...
Нравственно-экологическое воспитание в ДОУ Акция "Покормите птиц" Подготовительная к школе группа
Акция "Покормите птиц" воспитывает в детях доброту, приучает их заботиться о птицах, испытывать радость от осознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.Цель акции: воспитыват...
Сценарий физкультурного развлечения «Богатыри земли русской» для детей подготовительной к школе группы
Сценарий проведения физкультурного развлечения "Богатыри земли русской" для детей подготовительной к школе группы с родителями. Сценарий подходит для проведения развлечения или праздника, по...