ПРАЗДНИК «ХОХЛОМЫ» И «ДЫМКИ»
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК «ХОХЛОМЫ» И «ДЫМКИ»
Звучит русская народная мелодия. Выходит ведущая – хозяйка, обращается к гостям.
Хозяйка. Добро пожаловать, гости дорогие,
Веселья вам, да радости желаем.
Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
А коль пришли, можно праздник начинать.
Под музыку «Ромашковая Русь» дети групп № 6 и 9 змейкой входят в зал, встают полукругом у центральной стены.
Растянитесь-ка, гармоники меха.
Расскажите-ка нам сказку или быль.
Об умельцах Дымки или Палеха,
Про узоры Гжели или Хохломы.
В каждом промысле у нас рисунок свой.
Не запутается даже детвора:
Этот золотом кроен, тот – синевой,
Там цветы, а здесь тисненая канва.
Вот сударыни заводят хоровод.
С коромыслом на плече или в руках.
Конь летит, играя гривой расписной,
У оленя звезды светятся в рогах.
На фарфоре сине-белые цветы,
А на ложках спелых ягод красота.
Посмотри вокруг, тогда увидишь ты,
Ах, какая же в России красота!
ИЛИ
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идет.
ПЕСНЯ «ГОРДИМСЯ МЫ ТОБОЙ, РОССИЯ» (после песни сели на стульчики).
Ведущая. Дорогие гости, мы продолжим знакомство с русским народным творчеством. Сегодня мы с вами поговорим о хохломе. А начну я с легенды.
Когда-то давным-давно, от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетела к нему жар-птица. Он её покормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды, и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птицы: чашки, ковши. И кроме птиц любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину.
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка - мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
ПЕСНЯ «ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»
Либо обратить внимание детей на выставку работ, либо демонстрировать на экране.
Воспитатель. Перед вами удивительный народный промысел – хохломская роспись. В селе Хохлома Нижегородской губернии искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её. Посуда эта нравилась своей красотой, праздничностью. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Узоры они заимствовали у природы.
Ребята, перечислите, пожалуйста, элементы, которые встречаются в узорах хохломы.
Дети. Травка, завиток, листья, ягоды, капельки.
Воспитатель. Какие цвета встречаются в узорах?
Дети. Красный, зеленый, черный, золотой или желтый.
Ведущий. Действительно, узоры свои русский народ взял у природы- матушки: у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими веселыми, как русские частушки.
Мальчик. Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки.
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
ЧАСТУШКИ.
Начинаем петь припевку,
Первую, начальную.
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
Ох, Россия, ты, Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Городец и хохлома.
Хохлома да хохлома,
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха и курицу!
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Я вчера такое видел-
Не расскажешь никому!
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому.
Надою я молока
И налью котенку.
Разрисую хохломой
Милую Буренку.
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось.
Хохломой и городцом
На весь мир прославилась.
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ребенок (или взрослый)
Ну, до чего ж веселая эта хохлома.
А ну-ка, где там наши ложкари.
Плясовую б завели.
Вот вам ложки золоченые-
Узоры крученые. (группа детей выходит с ложками)
Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй.
ИГРА «ОРКЕСТР» - дети (ИЛИ «ансамбль ложкарей» - дети или взрослые играют на музыкальных инструментах.
Ведущий. Пришла пора на карусели прокатиться.
ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
Еле, еле карусели, завертели, полетели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. 3 раза.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.
Ведущий. Ребята, много интересного мы узнали о Хохломе, а теперь давайте заглянем в село Дымково. Чем же знаменито оно?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы.
ИЛИ
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
И радует, и нравится
В ней все до мелочей.
Прозрачные и яркие,
Веселые цвета.
В ней что-то есть от радуги –
Какая красота!
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Дети демонстрируют игрушки из глины, или нарисованные и читают о них стихи.
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги, через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Посмотри, как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Бока крутые, Рога золотые,
Копытка с оборкой, а на спине Егорка.
Козоньки рогатые, козоньки богатые,
Ждем вас на дорожке, разомните ножки.
Ведущий. В селе Дымково любят петь, плясать, играть. Ребята, выходите, да, гостей повеселите.
ЧАСТУШКИ.
Заиграли музыканты, и пустились ноги в пляс!
Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас
Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
С лентами да бантами, да под ручку с франтами
Мы гуляем парами, проплываем павами.
Мы игрушки знатные, складные да ладные,
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!
Дымковские барыни всех на свете краше,
А гусары-баловни кавалеры наши.
(После последней частушки девочки кружатся топотушками вокруг себя. К ним подходят мальчики-гусары)
ТАНЕЦ ГУСАРОВ И БАРЫШЕНЬ. (4 ПАРЫ)
Воспитатель. Ребята, какой рисунок используют, раскрашивая дымковские игрушки?
Дети. Круги, овалы, полоски, точки, клеточки и т.д.
Воспитатель. А какие краски используют мастера?
Дети. Дымковская роспись – это сочетание белого фона с несколькими яркими цветами: синим, зеленым, красным, малиновым, желтым, оранжевым.
Воспитатель. Вы правы, цвета используются насыщенные, яркие, без оттенков. Это создает яркий, праздничный образ.
Ведущий. На празднике нашем игр разных - тьма. В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй.
Ребенок. Ай, люли, люли. Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше – получилась красота. ?????????
Получились непростые- золотые ворота!
ИГРА «ВОРОТИКИ»
Воспитатель (или ребенок)
Ой, ты ворон, чудо-птица,
Расскажи-ка небылицу,
Что ты видел вокруг?
К нам скорей влетай ты в круг!
ИГРА «ВОРОН»
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительными изделиями Хохломы и Дымки. Вам понравилось на нашем празднике? Мы с вами обязательно еще встретимся, чтобы познакомиться с русскими народными промыслами.
А сейчас настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
(Выделенные слова можно сказать всем: и детям – артистам, и взрослым)
ФОТО НА ПАМЯТЬ. Под музыку дети возвращаются в группы.
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины,
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Веселая дымка и золотая хохлома"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной для школы группе. В ходе обучения дети закрепляют знания об истории возникновения вещей,...
Декоративные росписи народных мастеров: «Дымка. Хохлома. Гжель. Городец»
компьютерная презентация для детей старшего дошкольного возраста, направленная на закрепление знаний по декоративно - прикладному творчеству народных мастеров....
Статья в газету "Красное Приволжье" о проведении праздника "Сказочная дымка".
Статья о проведении праздничного мероприятия "Сказочная дымка"....
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...
Чудо росписи «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая, дымка»
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народно...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе. Составление сюжетного рассказа по набору народных игрушек (Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
Цель: развитие у детей диалогической речи.Задачи:Обучающие:учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки);давать описание и характеристику персонажей, в...