Сценарий ко дню снятия Блокады. «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… »
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сценарий ко дню снятия Блокады. «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… ». Для подготовительной и старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Сценарий ко дню снятия Блокады.
Возраст: подготовительная группа
Подготовила воспитатель: Транькова Л.Е.
Санкт – Петербург
2018
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной темы.
Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание патриотизма. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц российской военной истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, оказавшегося способным, несмотря на голод, холод и болезни, успешно противостоять немецким захватчикам. Жители Ленинграда, многие из которых погибли во время этих событий, проявили героизм, мужество и невероятное упорство в борьбе с врагом и невыносимыми жизненными условиями.
Идея
Основной мыслью является расширение представлений детей о блокаде Ленинграда.
Подготовка мероприятия
В группе была проведена предварительная работа. Мы рассматривали иллюстрации блокадного Ленинграда, беседовали с детьми о блокадном городе, о детях блокады, слушали военные песни. Готовили сценарий, учили стихи и песни на тему «Блокада Ленинграда». Сходили в районную библиотеку, где нам рассказали об этих страшных днях, показали фотографии и блокадные вещи. В детском саду проходила выставка детских рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто». Читали художественную литературу и смотрели фильмы.
Необходимое материально-техническое оснащение
- музыкальный центр;
Особенности художественного, музыкального оформления, реквизиты, костюмы и т.п.
- плакаты с изображением блокадного Ленинграда;
- выставка детских рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто»;
- плакат с изображением разрушенного дома;
- макет машины, автобуса, разорванного кольца;
- цветы;
- кусок хлеба.
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Формировать любовь способность чувствовать к родному городу.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Ход мероприятия:
Дети под музыку «Хор Русской Армии п.у. Ю.Шевчук - Помни (Блокада Ленинграда)» входят в зал, исполняют танцевальную композицию, встают полукругом.
Ведущий 1: Сегодня 27 января мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг защитников Ленинграда. Так назывался наш город Санкт-Петербург во время второй Мировой войны. Мы должны почтить память погибших защитников нашего города, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
Ребенок 1:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Все как живые.
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Автор: Ю. Воронов
Ребенок 2:
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Ведущий 2: Гитлер приготовил для города чудовищную участь. Он решил сравнять с землей город Ленинград. После проигрыша Советской армии этот большой населенный пункт не имеет никакого интереса для дальнейшего существования.
Ведущий 1: Предложено осаждать город путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха».
Ребенок 3:
«Городу Ленинграду»
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Автор Алексеева Наталья
Ребенок 4:
В суровые дни блокады:
И ветер, и холод, и град.
Бомбили фашисты город,
Но выстоял наш Ленинград.
Работали, сил не жалея,
В блокадном кольце стар и млад.
Не отдали город злодею,
Всё выдержал наш Ленинград.
Автор: Матулевич Н.В.
Ребенок 5:
Хотел фашист наш город уничтожить,
Хотел стереть его с лица земли.
Не думал он, что в силах ленинградцам
Отстаивать любой клочок земли.
Шёл справедливый бой во имя жизни:
За детство и свободу малышей,
За тишину и мир, за солнца брызги,
За благо и за счастье всех людей.
Сцена 1 «Сентябрь 1941»
* На сцену быстро входит Мама. В одной руке у нее маленькая рубашка. Садиться за стол, на табуретке лежит детский чемоданчик.
Мама: (громко) Таня! Таня!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую...мы с папой на Первомайские праздники покупали.
(копается в чемодане)
*выходит Таня
Таня: (берет рубашку с колен матери) Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?
Мама: Действительно (утыкается лицом в рубашку).
Таня: Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война кончиться и мы с тобой поедем и заберем Шурку!
Мама: Таня, Таня! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончиться - наши войска пока отступают.
Таня: Ну вот! А в эвакуации безопасно! Шурик и так плачет постоянно - боится взрывов снарядов. Мама, ты подумай!
Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его) Я уже подумала, Таня! Мы останемся в Ленинграде все вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа.
Таня: И будем мы опять жить одной дружной семьей!
(уходят)
Дети поют песню «Белые панамки», автор песни Вадим Егоров.
Ведущий 2:. Нельзя не сказать о героической борьбе Ленинграда в годы войны. Трудности, перенесенные жителями города и фронта, стали со временем известны во всех подробностях, и весь мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал удивления и восхищения героями, отстоявшими город в сложнейших условиях.
Ведущий 1: Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать ЭТО. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев. Литература и искусство шли рука об руку с Ленинградцами даже в эти трудные для них годы и выступали хранителями памяти поколений.
Ведущий 2: Столько строк посвящено военному Ленинграду и подвигу его жителей. Кажется, что больше ничего уже не скажешь. Все уже сказали сами блокадники.
Ребенок 1:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Ребенок 2:
Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем,
Ребенок 3:
За милый мир, за все, что будет в нем;
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
Автор 3. Шишова
Ведущий : Страшное слово «Блокада». Нечеловеческие усилия требовались, чтобы просто выжить. А они не склонили головы, они боролись за жизнь всей страны, за победу.
Ребенок 1:
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется!..
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснется.
И поутру, когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.
Ребенок 2:
В нас голод убивает страх.
Но он же убивает силы.
На Пискаревских пустырях
Все шире братские могилы.
И зря порою говорят:
— Не все снаряды убивают...
Когда мишенью Ленинград,
Я знаю — мимо не бывает.
Ведь даже падая в Неву,
Снаряды — в нас.
Чтоб нас ломала.
Ребенок 3:
Вчера там каменному льву
Осколком лапу оторвало.
Но лев молчит, молчат дома,
А нам по-прежнему бороться,
Чтоб жить и не сойти с ума...
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется.
Автор Ю. Воронов
Ведущий 1: Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.
Ведущий 2: Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки… Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.
Ведущий 1: Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.
Сцена 2. Звук метронома
*Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол
Таня: Вот сиди у «буржуйки», рисуй.
Шурик: (рисует) Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много..
Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!
Таня: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!
Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!
*Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток
Таня: Мама пришла!!
Мама: (устало садится на стул) Как вы тут?
* Шурик подходит к ней с рисунком
Шурик: Смотри, что я нарисовал!
Мама: (крутит рисунок) Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Шурик: (объясняет на рисунке) Черное - это война. А белое - это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно - прислучайно?
Мама: Случайно - прислучайно есть! Вот!
*разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины
Мама: (гладит сына по голове) Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.
*Шурик жадно накидывается на еду
Таня: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?
Мама: Я ела, Таня, ела. Это вам.
Таня: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе, есть не буду! И не спорь со мной!
*едят молча картошку
Дети поют песню «Мама не плачь», автор В. Стрижак. Под песню танцуют девочки.
Ребенок:
...Над Ленинградом -
Смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад... Автор О. Берггольц
Ведущий 1: Наступила третья блокадная зима. Декабрь 43-го. До окончательного прорыва окружения оставался еще 1 месяц.
Сцена 3: « Декабрь 1943» (объявляет ведущий)
*В комнату заходит Таня с двумя тетрадками в руках, за руку ведет Шурика.
Таня: Шурик, тетя Галя говорит, что вы опять с Мишкой во двор гулять бегали! Вдруг налет?
Шурик: (деловито, усаживаясь на стул)
Ты такая глупая Таня! Думаешь, если налет мы будем стоят и смотреть, как на нас бомбы падают? Мы сразу в бомбобежище побежим!
Таня: (снимает с него шапку) БомбоУбежище. Второй год в блокаде, все слово выучить не можешь!
Шурик: (листает тетради Тани) Как в школе дела?
Таня: В школе? Нас из всего класса, из 32-х человек, только пятеро осталось. Иван Васильевич, математик нас называет «зимовщики».В классе холодно, как на Северном полюсе.
Шурик: (грустно)
Жаль, что я еще в школу не хожу. Вам суп без карточек дают.
Таня: Ты опять голодный? Я же тебе свою пайку оставляла!
Шурик: Тетя Галя сказала, что у нас с Мишкой это..(гордо) растущий организм!
Таня: (улыбается) Растущий, растущий
*заходит Софья Константиновна. Она заметно встревожена.
Софья Константиновна: Здравствуйте, детки!
Таня, Шурик: Здравствуйте, Софья Константиновна.
Таня: А мамы нет, она с фабрики поздно возвращается.
*Софья Константиновна смотрит на Шурика
Софья Константиновна: (притворно) Шурик! (копается в сумке) Смотри, что у меня есть!
*протягивает фантик
Шурик: (подбегает) Что это?
Софья Константиновна: Это был сахарин. Тут еще немного крошек осталось. Кушай, деточка. Только водичкой запей.
Шурик: Ой, спасибо!!! *убегает
Таня: (медленно садится на стул) Что случилось, Софья Константиновна? Вы же не зря Шурку отослали?
Софья Константиновна: Деточка.. Танечка.. (закрывает глаза руками)
Таня: (строго) Говорите, Софья Константиновна. Мне уже 12 лет. Я уже взрослая.
Софья Константиновна: Таня! Сегодня приходил милиционер, тебя искал. Хорошо, что Шурки дома не было. Сегодня немцы обстреляли фабрику. Ваша мама… погибла. Прямое попадание бомбы.
* Таня сидит окаменелая. К ней подходит Софья Константиновна
Софья Константиновна: Таня, ты заплачь, закричи.. Легче будет!
Таня: (окаменело) Шурику не говорите. Я сама.
Софья Константиновна: Деточка, тебе что-то надо решать. У вас теперь только две детские карточки, не проживете. Езжайте в эвакуацию, вас, как сирот, быстро отправят.
Таня: (отрицательно машет головой) Папа придет с фронта, а нас нет. Квартира пустая.
Софья Константиновна: Тогда отдай Шурика в детский дом. Там кормят и тебе полегче будет.
Таня: Нет. Мама говорила: «Мы должны держаться все вместе». Идите, Софья Константиновна, мне надо побыть одной.
Софья Константиновна: Да, деточка, да.. (вытирает глаза) Горе -то какое!
*Таня резко закрывает глаза руками и утыкается в колени. Появляется Шурик, он облизывает бумажку.
Шурик:Таня, я бумажку уже давно облизываю, а она все равно сладкая. Ты что?
* Таня резко выпрямляется, быстро вытирает слезы
Таня: Ничего. Иди ко мне, Шурка.
*Шурик подходит к ней, садится на колени Тани, обнимает
Шурик: Мама скоро придет?
Таня: (осторожно подбирая слова) Наша мама, Шурик, не придет.
Шурик: Она что, в ночную смену осталась?
Таня: Нет, Шурик. Она.. она уехала далеко, далеко..
Шурик: (встревожено) В эвакуацию? А как же мы?
Таня: Нет, не в эвакуацию.. Она..она.. Она теперь будет сидеть на облачке и смотреть на нас с высоты…
Шурик: (смотрит внимательно в глаза сестре) Таня, наша мама умерла?
*Таня тихо кивает головой и обнимает Шурика.
Ведущий 2: В конце января 44-го полностью снята блокада Ленинграда.
Ведущий 1: Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872 дня город жил в осаде.
Таня: (обнимает Шурика) Мы с Шуриком останемся живы…
И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда, НИКОГДА не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада!
(Уход со сцены)
Выходят дети, встают полукругом и читают стих про Ленинград:
Ребенок 1:
«Дети блокады»
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Ребенок 2:
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Ребенок 3:
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Ребенок 4:
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Ведущий 1: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе.
Ребенок 1:
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
(Раздаются звуки салюта. Дети смотрят вверх)
Ребенок 2:
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Ребенок 3:
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ребенок 4:
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Ребенок 5:
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
- Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
Ребенок 6:
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Ребенок 7:
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Ребенок 8:
Люди Ленинграда, вы - герои!
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Автор Н. Алексеева
Дети под военный марш выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий проведения "День снятия блокады"
Этот проект имеет цель привить детям любовь и уважение к своей истории,стране,городу.Для детей старшей и подготовительной групп....
Сценарий праздника: "ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"
Прошу вашему вниманию сценарий праздника к дню снятия Блокады....
сценарий посвящённый дню снятия блокады ."Никто не забыт и ничто не забыто"
Предлагаю сценарий праздника посвящённого дню снятия блокады в старшей и средней группе....
Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.
Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...
Сценарий праздника,посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда с использованием ИКТ «Мы помним, мы скорбим..."
Целью данного мероприятия является расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; о жизни детей блокадного Лени...
Сценарий ко Днюя снятия Блокады
Музыкально-поэтическая композиция для старших и подготовительных групп....
Сценарий праздника "День снятия блокады Ленинграда" (для старшей и подготовительной групп)
Сценарий праздника "День снятия блокады" для старшей и подготовительной групп....