Сценарий праздника,посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда с использованием ИКТ «Мы помним, мы скорбим..."
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Варнакова Юлия Николаевна

Целью данного мероприятия является расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного  Ленинграда в годы Великой отечественной войны; о жизни  детей блокадного Ленинграда; формирование любви к родному городу, чувства гордости за защитников Отечества; знакомство детей с музыкальными произведениями военной тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мероприятия:

Звучит фоновая музыка.

Ведущий:

Вам, героическим защитникам Ленинграда, 
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ…
(Слайд  «Блокада Ленинграда»)

Ведущий:

22 июня 1941 году фашисты напали на нашу страну. А 8 сентября вероломные враги окружили Ленинград, взяли его в кольцо – началась страшная блокада. Наступили 900 тяжелых и голодных дней.

(Слайд «Кольцо»).

Читает взрослый:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили. Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Исполняется песня «Наша армия сильна», музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной.

Дети читают стихи:

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.


В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад.


Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,

Кто-то – с первых ступеней детсада...

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,

Где не знают, что значит – БЛОКАДА...

Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,

Про спасение Летнего сада...

Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ

О суровой судьбе Ленинграда.

Ведущий: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.

Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой. 

(Слайд).
Ребенок
:           

От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.

Ребенок: 

Черные окна,
И взрывов гул. 
В грохоте, гари 
Питер тонул. 
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый, 
Серый и скучный.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Сломить этот город, прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно война.

Ведущий:

Бойцы продолжали уходить на фронт. Женщины провожали их. Но бойцы знали, что где-то далеко, в окне горит огонь родного дома и их ждут.

Исполняется попурри «Песни военных лет».         (Поют взрослые).

Ведущий : Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Хлеб выдавали по карточкам - по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было. 

(Слайд)

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Вот так говорили про блокадный хлеб.

(На тарелке показывает детям кусок хлеба)

(Слайд)

Взрослый читает стихотворение:

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Я хлеб…

Ведущий:

Сейчас, мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда…кроме хлеба есть было нечего.

Ведущий : В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения.

Был единственный выход - брать воду из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима, стояли сильные морозы и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.

(Слайд). 
Ребенок: 

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…

Ведущий: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». 
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.

(Слайд).
Дети читают стихи:                           

От холода и голода умирали люди. 
Ладожское озеро народу помогло.
Мы «Дорогу жизни» вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов,

"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем Ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.


И только Ладога спасала, 
Когда стояли холода. 
Тогда "Дорогой жизни" звала 
Её народная молва.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

«Дорогой жизни» многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Ведущий : Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки пришли на фабрики и заводы. Там требовались рабочие. Многие из них становились на подставки, чтобы достать до своих станков. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними и вносили свой вклад в разгром врага.

(Слайд).

Ведущий : Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода.

(Слайд).

Исполняется песня «Ленинградцы», музыка: Исаак Шварц, слова: Вадим Коростылёв.

(Слайд  "Таня Савичева»)

Ведущий: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. В них люди писали о своих страданиях.

В доме на Васильевском острове жила девочка – Таня Савичева. Ей было 12 лет. Она тоже вела свой дневник. До войны у неё была очень большая, дружная семья. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке короткие трагические записи.

Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс “Цветок жизни”, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”.

 (Слайд)

(Слайд  "Горящая свеча")

Ведущий: 
-Всем погибшим в страшной блокаде. Всем солдатам и добровольцам, кто не пожалел себя, освобождая город от страшных захватчиков - ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!  

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

(Звучит Ленинградский метроном)
- Спасибо!

Исполняется танец под фонограмму «До свидания, мальчики».

(Слайд  "Медаль.")
Ведущий: 22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них более 15 тысяч детей.

Дети читают стихи:                                

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда».

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

Ведущий: 27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду! Измождённые жители, все до одного вышли на улицы города, чтобы увидеть салют победы! 
Салют в их честь! Салют в честь недоживших до этого дня!
Салют в честь воинов, которые ценой своей жизни спасли город на Неве. 
(Слайд.)

Дети читают стихи:                                      

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют


Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.


Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…


Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…


Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе… 

Ведущий: Прошло 75 долгих лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.

Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!», музыка А.Островского, слова Л.Ошанина.

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда

Данный сценарий предназначен для старших дошкольников и направлен на духовно-нравственное и патриотическое воспитание гражданина своей страны....

"Никто не забыт, ничто не забыто!" - сценарий праздника посвященного дню снятия блокады Ленинграда

"Никто не забыт, ничто не забыто!" - сценарий праздника  посвященного дню снятия  блокады Ленинграда....

Сценарий к проекту "День снятия Блокады Ленинграда"

Проект: патриотический, исторический, краткосрочный. Посвящен дню снятия Блокады Ленинграда....

Сценарий мероприятия, посвященного дню снятия блокады Ленинграда.

Мероприятие проводилось в виде литературной гостиной....

Сценарий досуга , посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего возраста

Сценарий досуга, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего возраста детского сада...

Сценарий праздника ко Дню снятия Блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста

Прививаем любовь к Родине, знакомим с историей нашего города, учим уважать и любить Ветеранов...

Методическая разработка Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда «Страницы памяти Ленинграда»

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.ОО "Художественно -эстетическое развитие"...