Сценарий интеллектуальной викторины "Эрудит"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
В викторине представлены задания на словообразование, отгадывание загадог, на активизацию словаря, на сообразительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина "Эрудит" | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для старших дошкольников "Эрудит"
Составила: Уланова Ольга Евгеньевна, учитель-логопед
МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»,
пгт. Усогорск.
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
Задачи:
- Обучающие: учить составлять слова из слогов; учить детей обобщать, объяснять; приучать к самостоятельности суждений;
- Развивающие: развивать все компоненты устной речи детей; развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- Воспитательные: воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.
Оборудование: воздушные шары трех цветов (красный, синий, зеленый) для украшения зала; кроссворд, карточки с цифрами от 1 до 10 двух цветов (красный, синий), магнитофон, аудиозаписи.
В зависимости от подготовки детей возможно сокращение заданий.
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в Страну знаний. А отправимся мы с вами в эту страну на поезде, (звучит фонограмма гудка паровоза), вот уже слышен и гудок, который говорит нам о скором отправлении, давайте с вами быстрее сядем в поезд. (Дети становятся друг за другом, локти сгибают в локтях). Готовы, поехали! (звучит фонограмма Е.Железновой "Паровозик", дети имитируют движения по ходу звучания песни).
Вот мы и приехали, добро пожаловать в волшебную страну. Посмотрите, нас здесь ждали, и даже украсили город к нашему приезду разноцветными шарами, как вы думаете, а почему шары только трех цветов, что могут обозначать эти цвета (у стены лежат шарики — красные, синие и зеленые, ответы детей). Правильно, ребята, у нас в алфавите есть и гласные, и согласные буквы, и они могут быть и мягкими, и твердыми
Я предлагаю разделиться на две команды И посмотреть, какая из команд лучше справиться с этими заданиями. (Дети делятся на две команды). Первая команда у нас называется - "_____________________", а вторая "____________________".
Вот уже и жюри заняло свое место и готово для справедливого судейства, итак, викторина начинается. И вот у нас уже есть первое задание. Чтобы нам справится со всеми сложными заданиями, я предлагаю подкрепиться. Отгадайте "съедобные" загадки. Отгадывать команды будут по очереди, не перебивая друг друга, за этим тоже будет следить наше жюри.
Эта шишка манит нас -
Кисло-сладкий ... (ананас)
Связки желтые висят,
Есть и вкус, и аромат.
Из тропических он стран -
Экзотичный плод ... (банан)
Напиток получить легко,
Грибком заквасив молоко.
Для послушных и задир -
Он для всех хорош ... (кефир)
Детенышам разным она обязательна -
Белая жидкость полезна, питательна. (молоко)
Весной деревья розовым объяты,
Приятна юга солнечная даль.
Овальные орешки горьковаты,
Но очень вкусен в сахаре ... (миндаль)
Что там на дереве южном? Букашка
Или зеленый орешек ... (фисташка)
Из молока свернувшегося, желтый.
Бывает рыхлый, плавленный и твердый.
А для мышонка — настоящий пир,
Когда найдет случайно где-то ... (сыр)
Если мясо в кусках не хотите, -
Антрекот или, скажем, гуляш, -
В мясорубке его прокрутите
И получите свеженький ... (фарш)
Ведущий: Ну, что ж, мы подкрепились, а наше строгое жюри оценивает ответы, а мы продолжаем, и нас ждет следующее, второе испытание. (Ведущий обращает внимание детей на куст, под которым сидит желтый цыпленок (например, мягкая игрушка). Ой, ребята, посмотрите, какой маленький цыпленок. Но что же он здесь делает один.
Испуганный цыпленок
Под кустиком сидит.
Он видно потерялся
И жалобно пищит.
Найдите мою маму,
Не знаю, где она...
Скажите, где мой папа
И вся моя семья?
Ребята-веселята,
Сказали, не шутя:
Живет в болоте цапля,
Ведь ты ее дитя?
Правильно, ребята? Конечно, нет!
Ответьте, кто родители
У этих малышей?
Вы их, конечно, видели -
Гусят, утят, мышей.
Осленка, жеребенка,
Лисенка и зайчонка,
Слоненка и тигренка...
И чей сынок щенок?
Мальчишки-шалунишки
Кричали мне в ответ:
Так это очень просто!
У них сомненья нет!
У цапли сын — цыпленок,
Сын жабы — жеребенок,
У щуки сын — щенок,
Я смех сдержать не мог!
Я попросил детишек:
Довольно вам кричать!
Малютки сами знают,
Кто их отец и мать!
Ребята, назовите родителей этих малышей (задание предлагается поочердно каждой команде)
Волчонок — волк, волчица
Лосенок — лосиха, лось
Индюшонок — индюшка, индюк
Утенок — утка, селезень
Гусенок — гусь, гусыня
Жеребенок — лошадь, конь
Слоненок — слон, слониха
Тигренок — тигр, тигрица
Щенок — собака, пес
Зайчонок — заяц, зайчиха
Цыпленок — курица, петух
Поросенок — свинья, кабан
Ягненок — овца, баран
Теленок — корова, бык
Ведущий: А сейчас мы проверим, знаете ли вы названия животных.
1-я команда:
Он слон — она слониха,
Он лось — она лосиха,
Он кот — ...
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко,
Так сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас!
2-я команда:
Он морж — она моржиха,
Он заяц — она зайчиха,
Он бык — она....
Ну, конечно, же корова,
Поиграем, дети снова!
1-я команда:
Он тигр — она тигрица,
Он осел — она ослица,
Он козел — она....
Ну, конечно, же коза,
За повтор игры все «за»?!
2-я команда:
Он лев — она львица,
Он волк — она волчица,
Он кенгуру — она ...
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру!
1-я команда:
Еж он - она ежиха,
Бобр он — она бобриха,
Конь он — она...
Ну конечно, же лошадка,
Все у нас пока что гладко!
2-я команда:
Он воробей — она воробьиха,
Он комар — она комариха,
Он гусь — она...
Не гусиха, а гусыня,
Знайте это все отныне!
1-я команда:
Он бегемот — она бегемотиха.
Он кашалот — она кашалотиха,
Он баран — она....
Ну, конечно же овца,
Доиграли до конца!
Ведущий: Отлично, всем детенышам нашлись родители. А теперь немного отдохнем и поиграем.
Каждой команде раздаются карточки с цифрами от 1 до 10 разного цвета (одной команде, например, синие, а другой красные). Дети в каждой команде смотрят на свои карточки таким образом, чтобы цифры не видели участники другой команды. Затем под веселую музыку дети хаотично передвигаются в зале, по окончании музыки каждая команда выстраивается в порядке от 1 до 10, побеждает та команда, которая сделала это быстро и правильно.
Ведущий: А теперь мы переходим к следующему, третьему испытанию. Сейчас мы узнаем, насколько наши участники хорошо знают профессии (задание также дается по очереди каждой команде).
Черный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет ( трубочист, а не врач)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут (пекари, а не врачи)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый (повар, а не почтальон)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой (учителя, а не пожарные)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил (портной, а не музыкант)
Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный (гимнаст, а не пилот)
Ведущий: Неплохо знаете профессии. А теперь послушайте стихотворение и скажите, как надо говорить, чтобы всем было все понятно.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Так как надо говорить, чтобы всем понятно? Но чтобы было всем понятно, надо знать много слов. А вы много слов знаете? И знаете, как правильно их произносить? Вот это мы сейчас и проверим и нас ждет четвертое испытание (задание также выполняется командами по очереди).
Вот козу старушка ждет
У распахнутых ворон (ворот)
Торт, закуски — разносол
Ставим в праздники на стул (стол)
Чтобы суп есть и окрошку,
Мы возьмем скорее вилку (ложку)
Раздается в роще стук -
Долбит дятел клювом суп (сук)
Сел за ужин бригадир,
На тарелке желтый сыч (сыр)
Чтобы вылезли листочки,
У деревьев лопнут ветки (почки)
Нарисую школу и пейзаж,
Заточу точилкой авторучку (карандаш)
Опят было много - на каждом пенечке,
И на зиму их заготовили в дочке (бочке)
У косы есть хвост и рожки,
Воду пьет коса из плошки (коза)
Вдалеке виднеется белая вершина,
А вблизи проехала красная малина (машина)
Ведущий: Существуют такие слова, которые всегда произносятся одинаково, давайте мы с вами попробуем досказать словечко правильно.
1-я команда
Пальто
Осень, дождь, вокруг зонты -
Надевать пора паль...
В магазин мы под зонтом
Едем с мамой за паль...
Вот конец всей толкотне -
Еду в новом я паль...
Ах, какая красота:
Пять карманов у паль...
А когда я подрасту,
Брату я отдам паль...
2-я команда
Какао
Лишь проснется утром Слава -
Вот ему стакан ка...
Привели из школы Славу -
Снова пьет малыш ка....
В гости дед пошел со Славой -
Угощают там ка...
Спать пора ложиться Славе -
Нужно вспомнить о ка...,
Выпить все и лишь потом
Спать спокойно крепким сном.
Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, здесь написаны слова, но как-то непонятно, все слоги перепутались. Давайте попробуем вернуть все на место, и это будет пятое задание (каждой команде выдаются карточки с перепутанными слогами, задача детей правильно составить слова из перепутанных слогов, задание дается от простого к сложному, т.е. сначала слова, состоящие из двух слогов, затем из двух, далее из трех).
РО, МЕТ (МЕТРО) ТА, ЛЕН (ЛЕНТА)
КА, РУ (РУКА) КИ, КРАС (КРАСКИ)
КА, БЕЛ (БЕЛКА) СА, КО (КОСА)
СА, ЛИ (ЛИСА) МЫ, СО (СОМЫ)
НАЛ, ПЕ (ПЕНАЛ) ХАР, СА (САХАР)
РО, ПИ, ГИ (ПИРОГИ)
ПИН, ТРО, КА (ТРОПИНКА)
МА, БУ, ГА (БУМАГА)
ЛО, СО, ВЕЙ (СОЛОВЕЙ)
У, КА, ЛИТ (УЛИТКА)
Ведущий: Наша викторина подходит к концу, и сейчас мы проведем конкурс капитанов и затем наше жюри скажет, кто же станет победителями.
Спят ночами утки
В конуре иль будке (собаки)
Сливки, масло и творог
Даст детишкам носорог. (корова)
Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем (мячи)
У собачек и у кошек
Есть всегда по восемь ножек (по четыре)
Болтали час без передышки
В цветастых платьицах мальчишки (девчонки)
Когда ремнем нас бьют за шалости,
Мы просим все: "Еще, пожалуйста" (простите)
Всю капусту с грядки съев,
Убежал в лесочек лев (заяц)
В пустыне песчаной
В любую жару
С поклажей тяжелой
Бредут кенгуру (верблюды)
В чай сластене нашей Оле
Мы кладем пять ложек соли (сахара)
Сколько букв у алфавита?
Это знает каждый:
Тридцать шесть родных сестриц,
Смелых и отважных (33)
Ведущий: Пока жюри совещается для вынесения окончательного результата, мы с вами немного поиграем (здесь возможно исполнение танца-инсценировки из репертуара Е.Железновой).
Ведущий: И вот теперь жюри готово назвать нам победителей викторины "Эрудит".
Объявление победителей, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуального конкурса ЗНАЙ-КА для старшего дошкольного возраста
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизир...
Сценарий интеллектуальной конкурса "Самый умный"
Конкурсные задания по различным видам деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Знай-ка!"
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, а...
сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы
Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети - будущее России"...
Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе
Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...
Сценарий интеллектуального турнира между семьями воспитанников подготовительных групп «Мама, папа, я – интеллектуальная семья!»
Интеллектуальный конкурс между семьями, включающий в себя задания по различным областям программы, а так же творческие задания (загадки. ребусы, головоломки, танцевальные паузы, задания на воображение...
Сценарий интеллектуального конкурса для старшей группы «Мама, папа, я — интеллектуальная семья»
Задачи:1. повышать родительскую компетентность;2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;3. формировать у детей психологическую готовность к ...