Методическая разработка - праздник "Масленица"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Сценария познавательно-развлекательного мероприятия «Масленица» для дошкольной разновозрастной группы и родителей
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей. Организация совместных детско-родительских мероприятий способствует формированию взаимопонимания и межличностных отношений, что соответствует основным принципам ФГОС ДОО
«Масленица» и способствует установлению социально - коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами. В ходе проведения совместного детско-родительского досуга педагоги решают актуальные задачи по всем образовательным областям:
1) познавательное развитие — знакомство детей и родителей с представлениями о традициях русского народа, расширение представлений о Масленице;
2) социально-коммуникативное развитие — формирование навыков сотрудничества, навыков детско-родительского взаимодействия;
3) речевое развитие — воспитание у детей коммуникативной культуры, умения вести разговор на заданную тему;
4) художественно-эстетическое развитие — формирование у детей умения исполнять русские народные песни и пляски;
5) физическое развитие — развитие двигательных навыков и координации движений детей.
При подготовке мероприятия рекомендуется предварительная работа с детьми и родителями: оформление группового помещения; организация тематических мини-выставок изделий русских народных промыслов (платки, музыкальные инструменты, глиняные игрушки, украшенные вышивкой салфетки и полотенца, куклы-самоделки); разучивание песен, частушек, танцев, стихов, потешек. С детьми проводятся непосредственно образовательная и художественно-эстетическая деятельность по теме с использованием мультимедиа-технологий.
Ход совместной деятельности:
I. Организационный момент. В группе оформляется панно «Масленица» с рисунками детей и мини- выставками «Бабушкин платок», «Русская ярмарка»; размещается репродукции картин русских художников-пейзажистов на тему «Масленица».
Воспитатель предлагает детям и гостям послушать стихотворение-приглашение:
Все заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу, К нам на Масленицу!
II. Основная часть.
1) Беседа о Масленице на основе презентации.
2) Чтение стихов.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут.
Смех не умолкает.
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
И гуляет вся станица,
Ест блины куском большим.
3) Хоровод под музыку «Масленица» в исполнении группы «Иван Купала».
Воспитатель.
В этот день начинались веселые игры, представления, развлечения, а награда была — угощение блинами. Недаром в народе третий день масленичной недели назывался лакомкой.
4) Чтение стихов-загадок о блинах:
Для любимой бабушки, испеку оладушки.
Так румяны и вкусны - эти пышные…(блины)
Ой, ты, лакомка-среда, Масляна сковорода,
Будем мы гостей встречать, и блинами (угощать)…
Воспитатель предлагает детям и родителям вместе исполнить песню о любимом масленичном угощении — блинах.
5) Исполнение песни «Мы давно блинов не ели»: дети исполняют, родители играют на музыкальных народных инструментах (ложки, бубен, трещотка, свистульки).
Воспитатель. Четверг — «разгуляй». В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивали катание в санях «по солнышку», а еще начинали состязания.
6) Игры-соревнования:
«Кто быстрей заплетет косичку» (для девочек);
«Кто быстрей нарисует петуха» (для мальчиков).
Воспитатель предлагает детям и родителям вместе поиграть.
7) Игра «Ручеёк»
Воспитатель. Вот и пятница пришла, тещины вечерни.
Кто же это — теща? Тещей называют маму жены, и в этот день она принимала гостей. Сейчас и мы с вами отправимся в гости.
8) Хороводная игра «Вышел Ваня погулять».
И в субботу люди тоже ходили друг к другу в гости, и назывался этот день «Золовкины посиделки». В этот день ходят на блины ко всем родственникам, пели народные песни, частушки
9) Исполнение частушек вместе с родителями.
Начинаем петь частушки, Просим не смеяться:
Тут народу очень много, Можем растеряться!
Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!
Приходите, заходите На румяные блины.
Нынче Маслена неделя — Будьте счастливы, как мы!
Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья, До счастливых новых встреч! Воскресенье — прощеный день, когда просят прощение у родных и знакомых. Люди приветствовали на улице друг друга и говорили: «Прости меня!» - «Бог простит».
В этот день тоже проводились народные гуляния и сжигалось чучело Масленицы.
Итог мероприятия
Вот как весело мы все вместе провели время, вспомнили русские традиции, поиграли, поплясали, порадовали гостей. Наши гости пришли тоже не с пустыми руками, а с блинами да с оладушками, чтобы угостить своих ребятушек (приглашает к столу с самоваром и блинами всех детей и гостей).
Масленица
Скоморох:
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем
А вот и первый гость к нам спешит
(Звучит музыка, идет из-за печки Емеля с вёдрами и коромыслом.)
Емеля (кланяется)
Вас приветствую сердечно
Отыскал вас еле – еле,
А зовут меня –
Все: Емеля!
- Из какой сказки я пришёл?
(Дети отвечают.)
Емеля: Не годится вам стоять,
Будем дружно все плясать!
Общий танец по показу скомороха и Емели «Барыня».
Скоморох:
Емеля, Емеля! Ты всё можешь, вон и щука твоя из ведра выглядывает, позови нам Весну на праздник.
Все: По щучьему велению, по нашему хотению ,приди ,Весна – красна!
Скоморох:
Звучит фонограмма. (Три белых коня), приезжает на лошадях Зима.
Что за гостья к нам явилась,
И, гляди, не заблудилась.
Снег идет, мороз трещит
В гости к нам Зима спешит!
Зима:
Добрый день, народ честной,
Снова встретились со мной!
Попрощаться я пришла,
Песни, пляски принесла.
Не годится вам стоять,
Будем дружно все плясать!
Пляска «Мы погреемся немножко».
Игры
Младшие (1.5-3; 2-4 г) «Снежки» (бросают снежки в Емелю), «Собери снежки».
Средние и старшие «Кто быстрее» (проехать на одной лыже).
Зима:
Ай, спасибо, малыши,
Поплясали от души!
Домой, на Север мне пора,
До свиданья, детвора! (Уходит.)
Скоморох:
Звучит музыка
Расступись, честной народ!
В гости к нам Весна идет!
Приходит Весна.
Весна:
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я Весна-Красна!
К вам на праздник я пришла.
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!
Подвижная игра «Гори-гори ясно!»
(Играют дети старшей группы.)
Весна:
Я к вам, ребята, шла, за собой Масленицу вела. Да что-то она отстала. Давайте ее позовем.
Дети зовут Масленицу. Приходит баба Яга, переодетая в масленицу.
Баба Яга:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки, да мальчишки!
Слышала меня вы звали?
Весна: Что-то не похожа ты на Масленицу.
Баба Яга: Как так не похожа? Я самая настоящая Масленица и есть!
Скоморох: Масленица нарядная.
Баба Яга: И я нарядилась (показывает бусы, юбку).
Весна: Масленица веселая. Приходит к нам с песнями да плясками.
Баба Яга: А уж я какая веселая!
Вам меня не удержать,
Вот как хочется плясать!
Ну-ка, дети, выходите,
Да со мною попляшите!
Танец «Бабка Ёжка».
Весна: Ах, вот оно что! Ребята, узнали теперь, кто к нам пришел?
Дети: Баба Яга!
Весна: Уходи, Баба Яга обратно в лес. Сейчас настоящая Масленица приедет
Баба Яга: А раз я вам не гожусь, оставайтесь и вовсе без всего!
Емеля: Ах ты, Баба Яга, да я тебя за такие проделки в палку превращу.
Все: По щучьему веленью, по моему хотенью….. (Б.Я. уходит.)
Весна: Ребята, надо Масленицу выручать. Кто смелый? Кто не боится в лес за масленицей отправиться? Молодцы, ребята! Все хотят на выручку отправиться. Только мы уж с малышами останемся здесь. Будем старших ребят ждать, да плясать. А вы в скорее в путь отправляйтесь, да обратно с Масленицей возвращайтесь. Дети старших и подготовительных групп уходят за масленицей
Пляска «Буги-вуги».
Звучит фонограмма песни «Масленица». Дети приносят Масленицу.
Скоморох
Расступись, честной народ,
В гости Масленица идет!
Ставят в середину круга.
Скоморох
Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Все: Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
Песня «Блины» (карусель с Весной).
(Раздают блины.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...