Методическая разработка - праздник "Масленица"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Сценария познавательно-развлекательного мероприятия «Масленица» для дошкольной разновозрастной группы и родителей
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей. Организация совместных детско-родительских мероприятий способствует формированию взаимопонимания и межличностных отношений, что соответствует основным принципам ФГОС ДОО
«Масленица» и способствует установлению социально - коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами. В ходе проведения совместного детско-родительского досуга педагоги решают актуальные задачи по всем образовательным областям:
1) познавательное развитие — знакомство детей и родителей с представлениями о традициях русского народа, расширение представлений о Масленице;
2) социально-коммуникативное развитие — формирование навыков сотрудничества, навыков детско-родительского взаимодействия;
3) речевое развитие — воспитание у детей коммуникативной культуры, умения вести разговор на заданную тему;
4) художественно-эстетическое развитие — формирование у детей умения исполнять русские народные песни и пляски;
5) физическое развитие — развитие двигательных навыков и координации движений детей.
При подготовке мероприятия рекомендуется предварительная работа с детьми и родителями: оформление группового помещения; организация тематических мини-выставок изделий русских народных промыслов (платки, музыкальные инструменты, глиняные игрушки, украшенные вышивкой салфетки и полотенца, куклы-самоделки); разучивание песен, частушек, танцев, стихов, потешек. С детьми проводятся непосредственно образовательная и художественно-эстетическая деятельность по теме с использованием мультимедиа-технологий.
Ход совместной деятельности:
I. Организационный момент. В группе оформляется панно «Масленица» с рисунками детей и мини- выставками «Бабушкин платок», «Русская ярмарка»; размещается репродукции картин русских художников-пейзажистов на тему «Масленица».
Воспитатель предлагает детям и гостям послушать стихотворение-приглашение:
Все заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу, К нам на Масленицу!
II. Основная часть.
1) Беседа о Масленице на основе презентации.
2) Чтение стихов.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут.
Смех не умолкает.
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
И гуляет вся станица,
Ест блины куском большим.
3) Хоровод под музыку «Масленица» в исполнении группы «Иван Купала».
Воспитатель.
В этот день начинались веселые игры, представления, развлечения, а награда была — угощение блинами. Недаром в народе третий день масленичной недели назывался лакомкой.
4) Чтение стихов-загадок о блинах:
Для любимой бабушки, испеку оладушки.
Так румяны и вкусны - эти пышные…(блины)
Ой, ты, лакомка-среда, Масляна сковорода,
Будем мы гостей встречать, и блинами (угощать)…
Воспитатель предлагает детям и родителям вместе исполнить песню о любимом масленичном угощении — блинах.
5) Исполнение песни «Мы давно блинов не ели»: дети исполняют, родители играют на музыкальных народных инструментах (ложки, бубен, трещотка, свистульки).
Воспитатель. Четверг — «разгуляй». В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивали катание в санях «по солнышку», а еще начинали состязания.
6) Игры-соревнования:
«Кто быстрей заплетет косичку» (для девочек);
«Кто быстрей нарисует петуха» (для мальчиков).
Воспитатель предлагает детям и родителям вместе поиграть.
7) Игра «Ручеёк»
Воспитатель. Вот и пятница пришла, тещины вечерни.
Кто же это — теща? Тещей называют маму жены, и в этот день она принимала гостей. Сейчас и мы с вами отправимся в гости.
8) Хороводная игра «Вышел Ваня погулять».
И в субботу люди тоже ходили друг к другу в гости, и назывался этот день «Золовкины посиделки». В этот день ходят на блины ко всем родственникам, пели народные песни, частушки
9) Исполнение частушек вместе с родителями.
Начинаем петь частушки, Просим не смеяться:
Тут народу очень много, Можем растеряться!
Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!
Приходите, заходите На румяные блины.
Нынче Маслена неделя — Будьте счастливы, как мы!
Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья, До счастливых новых встреч! Воскресенье — прощеный день, когда просят прощение у родных и знакомых. Люди приветствовали на улице друг друга и говорили: «Прости меня!» - «Бог простит».
В этот день тоже проводились народные гуляния и сжигалось чучело Масленицы.
Итог мероприятия
Вот как весело мы все вместе провели время, вспомнили русские традиции, поиграли, поплясали, порадовали гостей. Наши гости пришли тоже не с пустыми руками, а с блинами да с оладушками, чтобы угостить своих ребятушек (приглашает к столу с самоваром и блинами всех детей и гостей).
Масленица
Скоморох:
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем
А вот и первый гость к нам спешит
(Звучит музыка, идет из-за печки Емеля с вёдрами и коромыслом.)
Емеля (кланяется)
Вас приветствую сердечно
Отыскал вас еле – еле,
А зовут меня –
Все: Емеля!
- Из какой сказки я пришёл?
(Дети отвечают.)
Емеля: Не годится вам стоять,
Будем дружно все плясать!
Общий танец по показу скомороха и Емели «Барыня».
Скоморох:
Емеля, Емеля! Ты всё можешь, вон и щука твоя из ведра выглядывает, позови нам Весну на праздник.
Все: По щучьему велению, по нашему хотению ,приди ,Весна – красна!
Скоморох:
Звучит фонограмма. (Три белых коня), приезжает на лошадях Зима.
Что за гостья к нам явилась,
И, гляди, не заблудилась.
Снег идет, мороз трещит
В гости к нам Зима спешит!
Зима:
Добрый день, народ честной,
Снова встретились со мной!
Попрощаться я пришла,
Песни, пляски принесла.
Не годится вам стоять,
Будем дружно все плясать!
Пляска «Мы погреемся немножко».
Игры
Младшие (1.5-3; 2-4 г) «Снежки» (бросают снежки в Емелю), «Собери снежки».
Средние и старшие «Кто быстрее» (проехать на одной лыже).
Зима:
Ай, спасибо, малыши,
Поплясали от души!
Домой, на Север мне пора,
До свиданья, детвора! (Уходит.)
Скоморох:
Звучит музыка
Расступись, честной народ!
В гости к нам Весна идет!
Приходит Весна.
Весна:
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я Весна-Красна!
К вам на праздник я пришла.
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!
Подвижная игра «Гори-гори ясно!»
(Играют дети старшей группы.)
Весна:
Я к вам, ребята, шла, за собой Масленицу вела. Да что-то она отстала. Давайте ее позовем.
Дети зовут Масленицу. Приходит баба Яга, переодетая в масленицу.
Баба Яга:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки, да мальчишки!
Слышала меня вы звали?
Весна: Что-то не похожа ты на Масленицу.
Баба Яга: Как так не похожа? Я самая настоящая Масленица и есть!
Скоморох: Масленица нарядная.
Баба Яга: И я нарядилась (показывает бусы, юбку).
Весна: Масленица веселая. Приходит к нам с песнями да плясками.
Баба Яга: А уж я какая веселая!
Вам меня не удержать,
Вот как хочется плясать!
Ну-ка, дети, выходите,
Да со мною попляшите!
Танец «Бабка Ёжка».
Весна: Ах, вот оно что! Ребята, узнали теперь, кто к нам пришел?
Дети: Баба Яга!
Весна: Уходи, Баба Яга обратно в лес. Сейчас настоящая Масленица приедет
Баба Яга: А раз я вам не гожусь, оставайтесь и вовсе без всего!
Емеля: Ах ты, Баба Яга, да я тебя за такие проделки в палку превращу.
Все: По щучьему веленью, по моему хотенью….. (Б.Я. уходит.)
Весна: Ребята, надо Масленицу выручать. Кто смелый? Кто не боится в лес за масленицей отправиться? Молодцы, ребята! Все хотят на выручку отправиться. Только мы уж с малышами останемся здесь. Будем старших ребят ждать, да плясать. А вы в скорее в путь отправляйтесь, да обратно с Масленицей возвращайтесь. Дети старших и подготовительных групп уходят за масленицей
Пляска «Буги-вуги».
Звучит фонограмма песни «Масленица». Дети приносят Масленицу.
Скоморох
Расступись, честной народ,
В гости Масленица идет!
Ставят в середину круга.
Скоморох
Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Все: Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
Песня «Блины» (карусель с Весной).
(Раздают блины.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....