Сценарий фольклорного праздника в подготовительной к школе группе КН на тему: "Русский сувенир"
материал (подготовительная группа) на тему
Сценарий праздника по приобщению детей к истокам русской культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_suvenir.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего
дошкольного возраста
Русский сувенир
Цель: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора.
Задачи:
Приобщать к народным истокам, знакомить с традициями русской ярмарки.
Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.
Воспитывать интерес к русскому фольклору.
Оформление зала: зал оформлен под ярмарочную площадь, на столах-прилавках, изделия и игрушки народных промыслов: старинные вышитые полотенца, павлопосадские платки, деревянные ложки, матрёшки, дымковские игрушки, жостовские подносы, баранки,пряники, конфеты, гребни, укранения и т.д.
Связка воздушных шаров на палке. В центре – ширма (балаган)
Оборудование: Вёдра, коромысло, валенки, куклы Петрушка и солдат, фирма, декорированная павловопосадскими платками, костюм медведя,
корзинка Вани с игрушками (курочка, уточка, барашек, корова), корзинка Маши с платком, сапогами, рукавицами, платочки, большие платки, шумовые инструменты, русские народные костюмы для детей и взрослых,, угощение для детей: пряники, леденцы на палочке, печенье, баранки.
Предварительная работа: Беседа о традициях русской ярмарки, разучивание закличек, песен, танцев, инсценировок, игр, сценки кукольного театра, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, коромысла с вёдрами, карусели, разучивание слов и диалога на свистульках со скоморохами(воспитатели).
Зал оформлен под ярмарочную площадь. На центральной стене – силуэт ярмарочных каруселей, часть стены украшена Павлопосадскими платками, на прилавках изделия мастеров прикладного искусства из Гжели, Городца, Хохломы и т. д.
Звучит плясовая музыка. Входят дети в русских костюмах. С окончанием музыки дети становятся за прилавки. В центре зала остаются скоморохи Тюха и Матюха (воспитатели).
Тюха: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки, молодушки!
Здравствуйте, гости и гостьющки!
Матюха: Здравствуйте и вы, почтенные мастера!
Вот мы и пришли к вам на ярмарку сюда.
Тюха: Подходите ближе, подходите и глаза свои протрите!
Матюха: Мы – весёлые потешники, известные скоморохи и насмешники!
За медный пятак покажем всё эдак и так!
Довольны будете здорово, удовольствия три короба!
Вдвоём: Народ собирается, ярмарка открывается!
Зазывалы:
- Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару гривенник за пару?
-Яблоки садовые, яблоки медовые,
Наливчатые, рассыпчатые!
- Ложки золочёные, узоры кручёные!
- Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснёшь, так уснёшь, как вскочишь – ещё захочешь!
- Посуда наша - для щей и каши,
Не бьётся, не ломается,
Порче никакой не подвергается!
- На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!
- Шёлковые шали, сами вышивали!
Разноцветная кайма, золотая бахрома!
- Кому нитки, катушки, селёдочные кадушки.
Красивые платочки, мелкие гвоздочки!
- А вот шарики, летают, как фонарики,
За копейку одну улетите на луну!
(Продолжает звучать музыка. Красные девицы и добрые молодцы вместе с Матрёшей (воспитатель) гуляют по ярмарке, разглядывают товары, делают покупки. Аннушка купила коромысло с вёдрами, Иванушка игрушки. Машенька – платок, сапоги, рукавицы.)
С окончанием музыки дети расходятся полукругом, в центре остаётся Иванушка. К нему подбегают девочки.
Девочки: Где был, Иванушка?
Иванушка: На ярмарке! (Показывает корзину с покупками)
Девочки: На ярмарке? (Заглядывают в корзину)
Дети исполняют р.н.п. «Где был, Иванушка?»
Игра «Барашеньки-крутороженьки»
(На середину зала выходят Аннушка и Демьян.)
Демьян: Красна девица, ты куда ходила?
Аннушка: Я на ярмарку ходила, себе вёдра купила!
Демьян: Что дала?
Аннушка: Рубль дала, коромысло – полтора.
Демьян: Девица-девица, сходи по водицу!
Инсценировка песни «Аннушка» А. Филиппенко
Тюха: Пошла Маша на базар, принесла домой товар: Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке – платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам – по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам – по тёплым рукавицам
!
Матюха: У дядющки Якова товару хватит всякого!
Яков(торговец): Кому валенки, кому лапоточки?
Матрёна: А у нашего Колюшки большое горюшко –
Валенки с дырой, стоит один под горой.
Инсценировка р. н. п. песни «Валенки»
Тюха: Мастера-ложкари, а ну, выходи, свой товар покажи!
Шумовой оркестр исполняет вариации на темы русских народных песен
Матрёна: Ну-ка, кто пословицы и поговорки мастак рассказывать?
Дети:
- Не будет скуки, когда заняты руки.
- Дело мастера боится.
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Не спеши языком, торопись делом.
Матрёна: А теперь я посмотрю, какие вы мастера загадки отгадывать.
- По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (баран)
-Два-ста ухаста, два-ста бодаста,
Четыреста ходаста, один пыхтун, один вертун! (корова)
- Выпуча глаза сидит, по-французски говорит,
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка)
Матрёна: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!
Тюха: А какая же ярмарка без забав весёлых?!
Шутки, прибаутки, веселье, приглашаю всех кататься на карусели!
Игра «Карусель»
(Появляется поводырь с медведем)
Поводырь: Расступись, народ честной, идёт медведюшка со мной!
(Медведь кланяется)
Много знает он потех, будут шутки, будет смех!
(Дети подходят ближе и становятся по двум сторонам. Кто-либо из детей спрашивает: «Медведюшка, ты петь умеешь?» Медведь утвердительно качает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку)
Поводырь: Спой, мишенька, да погромче!
(Медведь берёт гармонь, начинает играть. Поёт беззвучно, широко раскрывая рот)
Поводырь: Больно тихо ты поёшь! (Обращается к детям)
А вам слышно? (Ответ детей)
Попросите медведюшку, пусть погромче споёт.
(Все просят медведя спеть погромче. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрывая уши руками. Медведь продолжает играть и реветь, приближаясь к испуганному поводырю, который отгораживается от него руками. Поводырь забирает у него гармонь. Медведь кланяется.)
Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.
(Медведюшка надевает на голову платок и пляшет. С окончанием музыки садится на пол)
Поводырь: Уморился, отдохни, да немножечко вздремни.
(Медведь ложится. Поводырь жестом подзывает всех детей. Они тихонько
подходят к медведю,боясь его разбудить. Внезапно медведь вскакивает, гонится за детьми)
Тюха: Тише,дудки, тише, домбры, погодите, люди добры!
Матюха: Умолкает барабан, открываем балаган!
Дети разыгрывают сценку кукольного театра «Петрушка и солдат»
Тюха: Вдоль ярмарки вконец шёл удалый молодец.
Соколом пролетал, соловьём просвистал!
(Выходят мальчики и выстраиваются в полукруг)
Матюха: Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
(Выходят девочки, подходят к мальчикам)
Танец «Сударушка»
Тюха: А вот книжки для дочки и сынишки!
Малым поучение, старым – развлечение!
Матюха: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки, да творят посмешки.
(Раскрывает книгу, читает):
В некотором царстве, в некотором государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное, явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная.
Одним деньком не объедешь кругом.
Половину той репы вся деревня неделю ела, едва доела.
Соседи увидали – три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу повалили, мимо лесу покатили, телегу обломили.
Пробегал медведь – удивился, со страху спать повалился…
Когда он проснётся – тогда и сказка дальше поведётся.
Тюха: На море-океане, на острове Буяне
Стоит дуб зелёный, под ним стол золочёный,
На столе бык печёный.
Садись, кушай, мою сказку слушай…
Как поехал Комар к Мухе в сваты…
Выходит Комар: Ах, и что же та Муха за невеста!
По крыночкам-то мушенька летатала,
А с крыночек-то сметанку собирала.
Своего Комарика кормила!
Муха (Кормит Комара): Уж ты ешь, мой Комарик, наедайся,
Своей Мушенькой-женой выхваляйся!
Р.н. п. «Комара женить мы будем»
Тюха: Где это ты, красавица, такой платок взяла?
Матрёша: Да вот рукодельницы из Павлова-Посада привезли свой товар на
ярмарку, я и принарядилась.
Девочки «покупают» платки и исполняют «Танец с платками»
Тюха: Эх, возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку.
Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён, Иван,
Станем, братцы, мы рядком и частушки пропоём.
Матрёша: Да и мы, пожалуй, встанем и от вас мы не отстанем!
Частушки стенка на стенку
(Окончив исполнение частушек, Тюха выходит в круг с балалайкой. К нему подходит Матюха со свистулькой. Исполняется диалог на свистульках. Участники сценки имитируют интонации просьбы (Матюха просит балалайку), отказа (не дам). Обиды и примирения)
Мальчик: Шутки-прибаутки, селезни, да утки
В озере купалися, в луже полоскалися.
Хороводная игра «Селезень и утица»
Дети по считалке выбирают «Селезня»(мальчика) и «Утку»(девочка)
Девочка: Что с ногами, не пойму?! Влево, вправо носятся.
Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся.
Кадриль
Матрёша: А вы, что же, гостьюшки, призадумались?
Призадумались, закручинились?
Что повесели свои головушки,
Что потупили свои оченьки?
Вижу-вижу, что и вам поплясать захотелось.
Тюха: Эх, сыпь, не жалей!
Матюха: Лаптей не жалей!
Звучит «Барыня» дети и гости пляшут
Тюха: У нас ярмарка на весь мир!
Матюха: Всем вам – русский сувенир!
(Выходят Матрёша и два ребёнка с подносом, на котором пряники, леденцы, конфеты, печенье)
Матрёша: У нас угощенье знатное!
1 ребёнок: Пряники-коврижки медовые!
2 ребёнок: Конфеты-петушки леденцовые!
(Угощают всех детей и гостей )
Тюха и Матюха: Получили леденец?
Все: Тут и ярмарке конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-познавательный праздник в подготовительной к школе группе «Красный, желтый, зеленый»
Закрепление детьми знаний правил безопасного поведения...
Спортивный праздник в подготовительной к школе группе "На арене цирка"
Финальный спортивный праздник в подготовительной к школе группе. Много музыкально ритмических упражнений с различными предметами. Веселый клоун. Путешествие в волшебный мир цирка....
Сценарий новогоднего праздника для подготовительной к школе группы «Волшебная сказка под Новый год»
Праздник начинается с того, что к детям прилетает сорока и сообщает о том, что Деда Мороза похитил Кощей Бессмертный. Дети попадают в сказочный лес где их ждут захватывающие события, сказочные г...
Сценарий праздника для подготовительной к школе группы «День матери – праздник особый».
Методическая разработка праздника, посвященное "Дню матери" для подготовительной к школе группы...
Праздник в подготовительной к школе группе "Школа молодого бойца"
досуг для детей...
Конспект досуга в подготовительной к школе группе шерстяные ниточки тема: «Шапочка - сувенир»
Изготовление «Шапочка – сувенир» из шерстяных ниток....
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в подготовительной к школе группе. Аппликация на тему: «Русская матрешка»
На примере истории создания матрёшки дети продолжили знакомство с традиционными народными промыслами России, появился интерес и любовь к народному искусству, народному творчеству....