Сценарий фольклорного праздника в подготовительной к школе группе КН на тему: "Русский сувенир"
материал (подготовительная группа) на тему

Навоева Галина Александровна

Сценарий праздника по приобщению детей к истокам русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_suvenir.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего

дошкольного возраста

                             Русский сувенир  

Цель: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора.

Задачи:

Приобщать к народным истокам, знакомить с традициями русской ярмарки.

Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.

Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Оформление зала: зал оформлен под ярмарочную площадь, на столах-прилавках, изделия и игрушки народных промыслов: старинные вышитые полотенца, павлопосадские платки, деревянные ложки, матрёшки, дымковские игрушки, жостовские подносы, баранки,пряники, конфеты, гребни, укранения и т.д.

Связка воздушных шаров на палке. В центре – ширма (балаган)

Оборудование: Вёдра, коромысло, валенки, куклы Петрушка и солдат, фирма, декорированная павловопосадскими платками, костюм медведя,

корзинка Вани с игрушками (курочка, уточка, барашек, корова), корзинка Маши с платком, сапогами, рукавицами, платочки, большие платки, шумовые инструменты, русские народные костюмы для детей и взрослых,, угощение для детей: пряники, леденцы на палочке, печенье, баранки.

Предварительная работа: Беседа о традициях русской ярмарки, разучивание закличек, песен, танцев, инсценировок, игр, сценки кукольного театра, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, коромысла с вёдрами, карусели, разучивание слов и диалога на свистульках со скоморохами(воспитатели).

 Зал оформлен под ярмарочную площадь. На центральной стене – силуэт ярмарочных каруселей, часть  стены украшена Павлопосадскими платками, на прилавках изделия мастеров прикладного искусства из Гжели, Городца, Хохломы и т. д.

 Звучит плясовая музыка. Входят дети в русских костюмах. С окончанием музыки дети становятся за прилавки. В центре зала остаются скоморохи Тюха и Матюха (воспитатели).

Тюха:      Здравствуйте, хозяева и хозяюшки, молодушки!

                 Здравствуйте, гости и гостьющки!

Матюха: Здравствуйте и вы, почтенные мастера!

                 Вот мы и пришли к вам на ярмарку сюда.

Тюха:      Подходите ближе, подходите и глаза свои протрите!

Матюха: Мы – весёлые потешники, известные скоморохи и насмешники!

                 За медный пятак покажем всё эдак и так!

                 Довольны будете здорово, удовольствия три короба!

Вдвоём:  Народ собирается, ярмарка открывается!

                                   Зазывалы:

- Кому пирожки, горячие пирожки?

  С пылу, с жару гривенник за пару?

-Яблоки садовые, яблоки медовые,

  Наливчатые, рассыпчатые!

- Ложки золочёные, узоры кручёные!

- Пряники печатные, конфеты сахарные!

  Как куснёшь, так уснёшь, как вскочишь – ещё захочешь!

- Посуда наша - для щей и каши,

  Не бьётся, не ломается,

  Порче никакой не подвергается!

- На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

- Шёлковые шали, сами вышивали!

  Разноцветная кайма, золотая бахрома!

- Кому нитки, катушки, селёдочные кадушки.

  Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

- А вот шарики, летают, как фонарики,

  За копейку одну улетите на луну!

 (Продолжает звучать музыка. Красные девицы и добрые молодцы вместе с Матрёшей (воспитатель) гуляют по ярмарке, разглядывают товары, делают покупки. Аннушка купила коромысло с вёдрами, Иванушка игрушки. Машенька – платок, сапоги, рукавицы.)

 С окончанием музыки дети расходятся полукругом, в центре остаётся Иванушка. К нему подбегают девочки.

Девочки: Где был, Иванушка?

Иванушка: На ярмарке! (Показывает корзину с покупками)

Девочки: На ярмарке? (Заглядывают в корзину)

         Дети исполняют р.н.п. «Где был, Иванушка?»

                 Игра «Барашеньки-крутороженьки»

(На середину зала выходят Аннушка и Демьян.)

Демьян:    Красна девица, ты куда ходила?

Аннушка: Я на ярмарку ходила, себе вёдра купила!

Демьян:    Что дала?

Аннушка: Рубль дала, коромысло – полтора.

Демьян:    Девица-девица, сходи по водицу!

               Инсценировка песни «Аннушка» А. Филиппенко

Тюха: Пошла Маша на базар, принесла домой товар: Маша: (Достаёт из корзины покупки)

                Родной матушке – платок, посерёдочке цветок,

                Братьям-соколам – по козловым сапогам.

                Сестрицам-лебедицам – по тёплым рукавицам

!

Матюха: У дядющки Якова товару хватит всякого!

Яков(торговец): Кому валенки, кому лапоточки?

Матрёна: А  у нашего Колюшки большое горюшко –

                  Валенки с дырой, стоит один под горой.      

                  Инсценировка р. н. п. песни «Валенки»

Тюха:     Мастера-ложкари, а ну, выходи, свой товар покажи!  

 Шумовой оркестр исполняет вариации на темы русских народных песен

Матрёна: Ну-ка, кто пословицы и поговорки мастак рассказывать?

                                         Дети:

- Не будет скуки, когда заняты руки.

- Дело мастера боится.

- Скучен день до вечера, когда делать нечего.

- Не спеши языком, торопись делом.

Матрёна: А теперь я посмотрю, какие вы мастера загадки отгадывать.

- По горам, по долам ходят шуба да кафтан.        (баран)

-Два-ста ухаста, два-ста бодаста,

 Четыреста ходаста, один пыхтун, один вертун!  (корова)

- Выпуча глаза сидит, по-французски говорит,

  По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.       (лягушка)

Матрёна: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!

Тюха: А какая же ярмарка без забав весёлых?!

          Шутки, прибаутки, веселье, приглашаю всех кататься на карусели!

                                     Игра «Карусель»

                      (Появляется поводырь с медведем)

Поводырь: Расступись, народ честной, идёт медведюшка со мной!

                      (Медведь кланяется)

                    Много знает он потех, будут шутки, будет смех!

(Дети подходят ближе и становятся по двум сторонам. Кто-либо из детей спрашивает: «Медведюшка, ты петь умеешь?» Медведь утвердительно качает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку)

Поводырь: Спой, мишенька, да погромче!

(Медведь берёт гармонь, начинает играть. Поёт беззвучно, широко раскрывая рот)

Поводырь: Больно тихо ты поёшь! (Обращается к детям)

                     А вам слышно? (Ответ детей)

                     Попросите медведюшку, пусть погромче споёт.

(Все просят медведя спеть погромче. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрывая уши руками. Медведь продолжает играть и реветь, приближаясь к испуганному поводырю, который отгораживается от него руками. Поводырь забирает у него гармонь. Медведь кланяется.)

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

(Медведюшка надевает на голову платок и пляшет. С окончанием музыки садится на пол)

Поводырь: Уморился, отдохни, да немножечко вздремни.

(Медведь ложится. Поводырь жестом подзывает всех детей. Они тихонько

подходят к медведю,боясь его разбудить. Внезапно медведь вскакивает, гонится за детьми)

Тюха:     Тише,дудки, тише, домбры, погодите, люди добры!

Матюха: Умолкает барабан, открываем балаган!

      Дети разыгрывают сценку кукольного театра «Петрушка и солдат»

Тюха: Вдоль ярмарки вконец шёл удалый молодец.

           Соколом пролетал, соловьём просвистал!

      (Выходят мальчики и выстраиваются в полукруг)

Матюха: Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

               Выше бережка головушку несёт.

               Белым крылышком помахивает,

               На цветы водицу стряхивает.

          (Выходят девочки, подходят к мальчикам)

                          Танец «Сударушка»

Тюха:      А вот книжки для дочки и сынишки!

                 Малым поучение, старым – развлечение!

Матюха: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

                 Щёлкают орешки, да творят посмешки.

(Раскрывает книгу, читает):

                 В некотором царстве, в некотором государстве,

                 Не в том, в котором мы живём,

                 Случилось диво дивное, явилось чудо чудное:

                 Выросла в огороде репа важная.

                 Одним деньком не объедешь кругом.

                 Половину той репы вся деревня неделю ела, едва доела.

                 Соседи увидали – три недели другую половину доедали.

                 Остатки на телегу повалили, мимо лесу покатили, телегу обломили.

                 Пробегал медведь – удивился, со страху спать повалился…

                 Когда он проснётся – тогда и сказка дальше поведётся.

Тюха:       На море-океане, на острове Буяне

                 Стоит дуб зелёный, под ним стол золочёный,

                 На столе бык печёный.

                 Садись, кушай, мою сказку слушай…

                  Как поехал Комар к Мухе в сваты…

Выходит Комар: Ах, и что же та Муха за невеста!

                  По крыночкам-то мушенька летатала,

                  А с крыночек-то сметанку собирала.

                  Своего Комарика кормила!

Муха (Кормит Комара): Уж ты ешь, мой Комарик, наедайся,

                   Своей Мушенькой-женой выхваляйся!

                  Р.н. п. «Комара женить мы будем»

Тюха:        Где это ты, красавица, такой платок взяла?

Матрёша:  Да вот рукодельницы из Павлова-Посада привезли свой товар на  

                   ярмарку, я и принарядилась.

       Девочки «покупают» платки и исполняют «Танец с платками»

Тюха: Эх, возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку.

           Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён, Иван,

           Станем, братцы, мы рядком и частушки пропоём.

Матрёша: Да и мы, пожалуй, встанем и от вас мы не отстанем!

                               Частушки стенка на стенку

(Окончив исполнение частушек, Тюха выходит в круг с балалайкой. К нему подходит Матюха со свистулькой. Исполняется диалог на свистульках. Участники сценки имитируют интонации просьбы (Матюха просит балалайку), отказа (не дам). Обиды и примирения)

Мальчик: Шутки-прибаутки, селезни, да утки

                 В озере купалися, в луже полоскалися.

                 Хороводная игра «Селезень и утица»

Дети по считалке выбирают «Селезня»(мальчика) и «Утку»(девочка)

Девочка: Что с ногами, не пойму?! Влево, вправо носятся.

                 Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся.

                                        Кадриль

Матрёша:  А вы, что же, гостьюшки, призадумались?

                 Призадумались, закручинились?

                 Что повесели свои головушки,

                 Что потупили свои оченьки?

                 Вижу-вижу, что и вам поплясать захотелось.

Тюха:       Эх, сыпь, не жалей!

Матюха:  Лаптей не жалей!

             Звучит «Барыня» дети и гости пляшут

Тюха:       У нас ярмарка на весь мир!  

Матюха:    Всем вам – русский сувенир!

(Выходят Матрёша и два ребёнка с подносом, на котором пряники, леденцы, конфеты, печенье)

Матрёша:  У нас угощенье знатное!

1 ребёнок: Пряники-коврижки медовые!

2 ребёнок: Конфеты-петушки леденцовые!

                          (Угощают всех детей и гостей )

Тюха и Матюха: Получили леденец?

Все:             Тут и ярмарке конец!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник в подготовительной к школе группе "На арене цирка"

Финальный спортивный праздник в подготовительной к школе группе. Много музыкально ритмических упражнений с различными предметами. Веселый клоун. Путешествие в волшебный мир цирка....

Сценарий новогоднего праздника для подготовительной к школе группы «Волшебная сказка под Новый год»

Праздник начинается с того, что к детям прилетает сорока и сообщает о том, что Деда Мороза похитил Кощей Бессмертный. Дети попадают в  сказочный лес где их ждут захватывающие события, сказочные г...

Сценарий праздника для подготовительной к школе группы «День матери – праздник особый».

Методическая разработка праздника, посвященное "Дню матери" для подготовительной к школе группы...

Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в подготовительной к школе группе. Аппликация на тему: «Русская матрешка»

На примере истории создания матрёшки дети продолжили знакомство с традиционными народными промыслами России, появился интерес и любовь к народному искусству, народному творчеству....