Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка
учебно-методический материал по музыке по теме

Романова Нина Михайловна

Занятия музыкой с малышами - занятие увлекательное и очень важное. На занятиях музыкой ребёнок учится раскрепощаться, быть собой, творчески себя проявлять. Малышам, лишённым родительского внимания, такие занятия особенно нужны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ранее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Музыкальные занятия являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Урок музыки –комплекс различных форм и видов музыкальной деятельности. Каждая из форм работы подбирается с учетом возраста и особенностей развития ребёнка либо группы детей.  В Доме ребёнка занятия музыкой проходят с группами детей, однако это не исключает индивидуальный подход к малышам.

Урок музыки необходим ребёнку для гармоничного психического, личностного, физического и когнитивного развития. Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимания.

Занятия проводятся с грудничковой группой, группой детей от 1 года до 2 лет, от 2 до 3 лет, от 3 до 4 лет. Кроме того, в отдельных группах занимаются дети с ОВЗ без органических поражений ЦНС, и дети с ОВЗ с органическими поражениями ЦНС.  Для каждой группы подбирается музыкальный материал, соответствующий возрастным особенностям и особенностям развития, подбираются игрушки, удобные и интересные детям. Цели и задачи таких уроков не превышают потенциальных возможностей детей и ориентированы в первую очередь на:

  • активное слушание музыки;
  • знакомство с собственным телом и окружающим миром;
  • звукоподражание и подпевание;
  • развитие слуха;
  • благоприятное воздействие на физическое развитие ребёнка;
  • формирование умения распределять внимание в процессе деятельности;
  • развитие фантазии и воображения;
  • формирование музыкальных способностей;
  • гармоничное эмоциональное развитие ребёнка.

Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимания.

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

  • Речь;
  • Распознавание букв, слов, элементов целого;
  • Осознаваемые движения, комбинации движений;
  • Запоминание слов и фраз;
  • Логическое мышление.
  • Музыка, ритм, шумы, интонации и ритм речи;
  • Зрительное восприятие предмета в целом;
  • Автоматизированные движения;
  • Запоминание музыки, картин, запахов;
  • Интуиция.

Физиологическое воздействие музыки на ребёнка в процессе развития основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах.

Проявление доминантного возбуждения в определённой совокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.

И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.

Ритмы отдельных органов ребёнка всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определённая связь, регулируемая специальным нервным механизмом- моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему- двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Не меньшей силой воздействия на организм, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Восприятие музыки это активная деятельность, а не одно лишь пассивное слушание. Развитие музыкального восприятия подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Первое, на что реагирует ребенок, это интонация в музыке, в песне. С первых месяцев жизни малыш начинает улавливать  интонации окружающих его людей, что тесно связано с общим развитием речи. Одно и то же слово, произнесённое с разными интонациями, вызывает разную реакцию у ребёнка.

Дети в возрасте до года не так чувствительны к интонации, но она, тем не менее, играет большую роль в образовании слухового «багажа», которым малыш начинает пользоваться в более позднем возрасте. Кроме того, дети до года, как правило, с удовольствием слушают звук погремушки и активно извлекают из неё звук самостоятельно. Погремушка является одним из средств привлечения внимания самых маленьких детей: отсутствие реакции на звук погремушки может оказаться тревожным симптомом – свидетельством нарушения слуховых реакций у ребёнка, либо нарушений со стороны центральной нервной системы, неспособности сконцентрировать внимание на звуке.

Для ребенка 1-2 года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными являются интонации вопроса, ответа, восхищения, печали, радости. А вот для ребенка 3-го года жизни интонации музыки недостаточно. Ему уже необходимо разбираться в таких элементарных средствах музыкальной выразительности как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения. Ребёнку в данном возрасте доступны духовые (дудочки, свистки), ударные (бубен, барабан), ударно-клавишные (металлофон) инструменты. Кроме того, малышам по-прежнему интересна погремушка как источник звука, но задания с ней могут быть усложнены. Знакомство с такими инструментами позволит детям различать тембры разных музыкальных инструментов, тем самым развивая музыкальный слух. Кроме того, не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся колокольчики, ложки, посуда. Не стоит ограничивать звукотворческую  деятельность ребенка только потому, что взрослые не переносят громких звуков.

Занятия с детьми с ОВЗ строится на тех же принципах, что и занятия с детьми без нарушений со стороны ЦНС. Однако процесс познания, развития элементарных музыкальных способностей здесь замедлен. План занятий в подобных группах может быть выстроен только с учетом индивидуальных возможностей конкретных детей.  Иногда появление в группе нового малыша с новыми особенностями развития может значительно поменять привычный ход занятий.

Ранние музыкальные занятия имеют большое значение для развития  малышей, поскольку раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. На этом этапе закладываются фундаментальные человеческие способности.

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание действительности, и музыка  служит отличным проводником в мир новых формирующихся знаний, умений и навыков. Самоценность раннего детства – в остром восприятии окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью и игровой деятельностью. Все это может служить основой для вхождения малыша в широкий мир художественной культуры, приобщения его к разным видам художественно – эстетической деятельности. Даже самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира – природы, человеческих отношений, мира вещей. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе музыкальной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

Формируя музыкальное восприятие у детей раннего возраста, педагог знакомит их с произведениями, которые расширяют представления малышей об окружающем мире, обогащают их эмоциональный опыт.

Дети от 2 до 3 лет отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания. Наиболее подходящей для этого формой занятия является игра. Игра под музыку – прекрасное средство и развития ребёнка, и одновременной его релаксации. Чтобы удержать интерес ребёнка на протяжении всего занятия, одно действие должно сменять другое. Но для того, что ребенок не переутомился, активные действия должны чередоваться со спокойной деятельностью. Движение должно всегда сочетаться с музыкой.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности. При этом необходимо помнить о роли взрослого в процессе игры. На первых этапах занятий малыши лучше воспринимают всё новое от хорошо знакомых взрослых. Обычно такими людьми являются родители, но малыши в Домах ребёнка лишены родительской заботы, поэтому на музыкальных занятиях в игру под музыку должны активно включаться воспитатели. В группах года и  с года до двух лет роль воспитателей на уроках музыки также велика. Воспитателям известны особенности характеров детей, их поведения и реакций, что позволяет сделать ход занятия одинаково интересным для всех малышей. Кроме того, как уже говорилось ранее, дети  в этом возрасте хорошо ориентируются в интонациях и голосах, которые их окружают. Тембр голоса воспитателя может послужить либо побуждением к концентрации внимания, либо к успокоению малыша.

Кроме активных игр под музыку немаловажную роль играет слушание музыки. Такой вид деятельности доступен в любой возрастной группе детей, вне зависимости от имеющихся нарушений со стороны ЦНС. Музыка изменяет  эмоциональное состояние ребёнка, потому подбор музыки для данного вида деятельности очень важен. Не рекомендуется использовать популярную музыку. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др. Также допустимо прослушивание детских песен, потешек, прибауток.

Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша. Музыка помогает ребёнку осознать себя, через музыку малыш быстрее сближается  с окружающим миром, раскрепощается, сближается с другими детьми. Все новое привлекает детей, и если это новое станет таким прекрасным, как музыка, то оно привлечет ребенка и станет частью его духовной жизни в будущем.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., 1986.
  2. Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М., 1997.
  3. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности-М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка".

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицин­ской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в знач...

Статья: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленно...

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

Всестороннее развитие ребенка, благодаря музыкальным играм....

Театрализованная деятельность, как значимый фактор гармоничного развития ребёнка.

Театрализованная деятельность, как значимый фактор гармоничного развития ребёнка....

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство, как один из факторов гармоничного развития личности»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

Пение как один из факторов гармоничного развития личности

Пение как один из факторов гармоничного развития личности...

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

Музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.[[{"type":"media","vie...