Сценарий познавательно – музыкального развлечения на основе народных традиций - «Марьюшкины посиделки».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Белорус Оксана Алексеевна

Познавательный материал о посиделках – народной традиции, обрядовой кухне, русском гостеприимстве; знакомство детей с ремеслами: прядением, вышиванием, вязанием, лаптеплетением; песенным творчеством через русский народный фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Марьюшкины посиделки.24.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий познавательно – музыкального развлечения на основе русских народных традиций

« Марьюшкины посиделки»

Цель: Дать представление детям о посиделках – народной традиции, обрядовой кухне, русском гостеприимстве; познакомить детей с ремеслами: прядением, вышиванием, вязанием, лаптеплетением; формировать  желание дарить радость своим песенным творчеством; через русский народный фольклор приукрасить самобытность посиделок; воспитывать чувство уважения к традициям русского народа.

 Ход: (Воспитатель - Марьюшка и девочка - Дарьюшка, воспитатель - Пряха, мальчик – Ванюшка)

Атрибуты: хлеб, соль, рушник, прялка, спицы, пряжа, вязаные изделия, лапти, самовар, угощение.

Марьюшка - Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста! Веселья вам да радости! Посиделки мы начинаем!

Дарьюшка - Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью!

Ванюшка - У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы забавушек на всякий вкус! Кому правда, кому сказка, кому песенка.

Марьюшка - Посиделки наши необычные: они посвящены народным умельцам. Тем кто своими руками творит чудеса.

                           « Слава нашей стране, слава русской старине,

                           И про эту старину, я рассказ сейчас начну,

                           Чтобы дети знать могли о делах родной земли»

К чудесам родной земли относятся: вязание, вышивка, прядение,                          лаптеплетение. Посмотрите, что вы видите в моей горнице. Что за диковинные предметы? Пройдите, посмотрите и скорее всем скажите, что за помощник здесь                      живет, что за дело он ведет (дети называют предметы быта). В старину все делали своими руками. Ремесла кормили, одевали, обували. Недаром русская народная пословица гласит: « Ремесло – не коромысло – плеч не тянет, а само кормит».

Пряха - Сущую правду говорите! С десяти лет пряду, а с двенадцати вышиваю и вяжу. Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили  только меховые изделия. Вот, бывало, придут на посиделки мои подружки – пряхи, сядем рядом, да и прясть начнем. «Одной хорошо, а с подружками лучше». Не только работали, красны девицы, но и песни пели, играли.

  1. Песня «В низенькой светелке» р.н.п.

  1. В низенькой светёлке

          Огонёк горит

          Молодая пряха

          У окна сидит.

  1. Молода красива

           Карие глаза

           По плечам развита

           Русая коса.

  1. Русая головка

           Думы без конца

           Ты о чём мечтаешь

           Девица краса?

  1. В низенькой светёлке

           Огонёк горит

           Молодая пряха

           У окна сидит.

Дарьюшка - Что ж подружки приуныли? Иль частушки все забыли?

  1. Частушки.
  1. «Пряди лен, пряди лен,

Пряди восемь веретен,

Эй, пряди попрядывай,

На меня поглядывай.

  1. Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетой,

А Ванюшечку зимой –

Садиться к прялочке со мной.

  1. Моя пряха не прядет,

Колесо не вертится,

Мой миленок не идет,

Ой, наверно сердится!

Марьюшка - Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас есть. А что делают из ниток? (ответы детей). А о коком ремесле пойдет речь, вы узнаете отгадав загадку:

                             «Две веселые сестрицы-

                             На все руки мастерицы!

                             Сделают из ниточки

                             носки и рукавички!» (вязание)

                             

Конечно, пойдет речь о вязании. Оно появилось очень давно.                              Главное орудие – это спицы. Если нужно было связать носки или варежки,                             вязальщица брала 5 спиц, а если платок, свитер, то 2 спицы (показ изделий).                             А так же вязали крючком (который подцеплял ниточку и плел поистине                             настоящее волшебное кружево). Крючком вязали салфетки, украшения для рушника, скатерти (показ изделий).

Пряха - На посиделки любили заглянуть и малые детушки, что бы послушать сказочку.

3. Сказка «Клубок»

«Неведомо в каком селе, неведано в каком году жили-были старик со старухой. Жили хорошо и весело. Да вот выдалась зима холодная. Раз дед говорит бабе:

- Слышь, старая, холодно, ноги стынут. Хоть бы носки связала.

- Да из чего связать то, пряжи нет.

- А ты в хлев сходи, да поищи. Может на кокой овце шерсть да и осталась.

Пошла баба в хлев, настригла с овцы немного шерсти, намыла, начесала, спряла пряжи, смотала в клубок. Смотала да на лавку положила, а сама пошла за спицами. Клубок полежал, полежал, скучно ему лежать, он покатился. Катится по тропинке, да песенку поет:    

 

                             - Я клубок  клубок, клубок,

                               С овцы стрижен,

                               На ческе чесан,

                               На прялке пряден,

                               Я от бабушки ушел,

                               Я от дедушки ушел.

А на встречу ему заяц

- Клубок, клубок я тебя заберу, и носки свяжу.

- Нет не возьмешь и от тебя убегу. (клубок встретил волка, медведя и лису)

… А лиса его хвать и в норку утащила.

Кто знает, что она свяжет? Дело то мудреное, с первого раза может и не получится.

Вот и сказочке конец, а кто слушал, тот молодец».

Марьюшка - А теперь посмотрим легко ли клубок смотать.

  1.  (Игра «Смотай клубок»

 (Пригласить две-три пары детей. Один ребенок, держит пряжу, надетую на руки. Второй, сматывает ее в клубок. Кто быстрее смотает матушку в клубок).

Как вы думаете, о каком ремесле говорят эти вещи - пяльце, лен, нитки, игла?

 Русская вышивка имела свои особенности. В ней использовались                                  геометрический орнамент, изображение птиц, цветов, деревьев                                   (демонстрация изделий).

Марьюшка – А пока красны девицы вязали да вышивали, добры молодцы на ложках играли.

Ну-ка, молодцы, выходите, свои таланты покажите!

  1. Игра на ложках на р.н.м. «Ах вы сени, мои сени».

Марьюшка: А теперь, все выходите, и плетень сплетите!

  1. Игра «Плетень».

Марьюшка - Посмотрите, ребята, пока мы веселились, играли, Ванюша лапоток сплел.

Любил народ лапти, вот и песню сложил.

  1. Пение песни «Эх лапти» р.н.п..

1.   Во деревне то было в Ольховке   (2 р)

      Там жил – был парень Андриашка   (2 р)

Припев:       Ох, лапти, вы лапти, вы лапти мои

                          Лапти, да лапти, да лапти мои

                    Лапти лыковые

                    Вы ходите, ходите

                    Батька лыка надерёт

                    Лапти новые сплетёт.

2.       А в деревне жила и Парашка   (2 р)

          Полюбил Андриашка Парашку   (2 р )

3.       Не велел ему тятька жениться    ( 2 р)

          Как заплакал тут наш Андриашка   ( 2 р )

4.       Как заплакал тут наш Андриашка   ( 2 р )

          А за ним заревела Парашка               ( 2 р )

Маьюшка - Так и в старину было, добры молодцы, лапти плели.

Ванюша - Этим ремеслом занимались только молодцы да мужики. Лапти плели из  лыка и бересты. На один лапоток необходимо было 14 метров лыка. Много лаптей надо было сплести: и бабушке, и дедушке, и тятеньке, и маменьке и детушкам. Быстро изнашивались лапти, их хватало только на одну седмицу – неделю. Поэтому некоторые умельцы делали подошву кожаной.

Дарьюшка - А вы красны девицы, да добры молодцы откуда будете?

Дети - А мы Растяпинские ребята.

8. (Частушки)

                              - Мы Растяпинские ребята,

                                Интересно мы живем,

                                Про народные ремесла

                                Вам частушки пропоем.

                             -  Дайте лен, дайте лен

                                 Дайте 40 веретен

                                 Стану прядь – попрядывать

                                 На дружка поглядывать.

                               - Моя пряха не прядет

                                 Колесо не вертится

                                 Что-то милый не идет

                                 Видно долго сердится.

                               - Сидит заяц на осине

                                  Плетет лапти вечерком

                                  Чтобы наши ягодники

                                   Не ходили босиком.

                                - Мы не все частушки спели

                                  Знаем много их втроем

                                  Вот приедем в гости снова

                                  Мы другие вам споем.

Дарьюшка - Брат-браток, что ты долго не идешь?

                     Что ж браток, самовар не несешь?

Ванюшка - Я иду, иду, иду

                   Самовар в руках несу.

                    Эх, чай, чай, чай,

                    Уж ты сестрица встречай!

Хозяюшка - Не красна изба углами, а красна пирогами!

Пряха - Подходите, подходите!

              Угощение берите!

               Чаем запевайте!

                Нас добрым словом вспоминайте!

               (Чаепитие)

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания. «Приобщение родителей и детей к народным традициям: «Масленица. Посиделки»

Совместное мероприятие детского сада и семьи в рамках приобщения к русской культуре, воспитание у детей патриотических чувств....

сценарий спортивно-музыкального развлечения "Казачьи посиделки"для детей подготовительной группы

к 80-ти летнему  юбилею Ростовской области и к 75-ти летию 5-го Донского казачьего корпуса...

Сценарий литературно-музыкального развлечения по русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» для детей 3-4 лет

Данный материал обеспечивает развитие эмоционально-комфортного настроения для детей по средством драматизации, музыки и народного фальклора...

Сценарий фольклорно-музыкального развлечения «Вечерние посиделки» для детей средней группы

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Расширить словарный запас...

Сценарий фольклорно-музыкального развлечения «Вечерние посиделки» для детей средней группы

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Расширить словарный запас детей...