Использование малых фольклорных форм в логопедической работе
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.
Одной из форм организации обучения детей, является использование фольклорного материала. В нашем детском саду прошел праздник посвящённый работе по приобщению детей к творческому наследию русского народа, в котором участвовали дети логопедической группы. Главной целью мероприятия было способствовать познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Центр зала оформлен под русскую избу: окно, печь, стол с самоваром и посудой, скамейки, лавки. Возле печки за прялкой сидит одетая в русский костюм тётушка – сказительница. В доме хозяйка накрывает на стол. Слышится стук в дверь.
Ход
Хозяйка. Тара-ра, тара-ра,
Идут девки со двора,
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять,
Весенние посиделки справлять.
Под народную песню входят девочки вместе с воспитателем, одетые в русские сарафаны, садятся на скамеечку, воспитатель берёт вышивание.
Воспитатель. У тётушки у нашей посиделка была.
Что ты, тётушка, нам прясть дашь?
Тётушка. Старым старушкам – шерсти клочок,
А красным молодушкам – белый лепесток!
Хозяйка. Кто сеял, кто веял белый ленок?
Девочки. Добры молодцы!
Раздаётся стук в дверь.
Хозяйка. Проходи, честной народ!
Под народную песнь входят мальчики с другим воспитателем, одеты в русские народные костюмы.
Мальчики. Девочки, беляночки,
Где вы набелились?
Девочки. Мы вчера коров доили,
Молоком умылись.
Частушки.
Мальчики. Вы послушайте девчата,
Нескладуху буду петь:
«На дубу свинья посеется,
В бане, парится медведь!»
Девочки. А я – умница, я – разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да курица,
Кот да кошка,
Мой друг Ермошка
Да я немножко!
Мальчики. Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ.
Девочка. У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа-
Косолапы женихи!
Дети поют частушки с переплясом.
Не хотела я плясать,
Стояла, стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!
Поплясала я, да мало
На мою забавушку,
Моя бабка не плясала –
Попляшу за бабошку!
Может, я и не красива,
Мне не надо краски:
Был бы разум в голове
Да веселы глазки!
Ты играй, гармонист,
Ты играй почаще,
Ваши серые глаза
К нашим подходящи!
Пойте, пташки, пойте, пташки,
Пойте все соловушки,
Хорошо живётся нам
На родной сторонушке!
Хозяйка. Как гармонь – то заиграет,
Всех танцоров увлекает.
Всякий молодец на свой образец!
Танец:
Игра: «Ручеёк»
Хозяйка. Тётушка, что интересного для нас припасла?
Тётушка: Я весною на завалинке,
А зимою в горнице посиживаю,
Сижу, на народ всегда гляжу,
Всё всегда запоминаю и в копилку собираю.
Это моя корзинка копилка (показывает на плетёную корзинку).
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёный – погляжу…
***
Кто приходит, кто уходит –
Все её за ручку водят. (Дверь)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (окна)
В избе – изба,
На избе – труба.
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт! (печь)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп, да ложки. (стол)
В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода! (самовар)
Хозяйка. Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Подарим их тётушке доброй, пусть положит в свою копилку.
Живи просто – проживёшь лет до ста.
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Из гнилого леса не надолго изба.
Одному страшно, а ораве всё не по чём.
Семья в куче – не страшна туча.
Чем больше рук, тем легче руд.
Не для лета изба рубится, а для зимы.
Жить в соседях – быть в беседах.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Худой обед, коли хлеба нет.
Тётушка.
Вот и пополнилась моя копилка! Помню, как в старину певали. Красота! Женщины у кудели пели, девицы за столом сидели, мужчины за праздничным столом. Пели так, что аж избу качало. Просто, без особых затей. Песня называется:
Тётушка. Смотрю на вас, такие красивые сарафаны.
Весной в таких сарафанах
Никто не унывает,
А вокруг берёзки
Хороводы затевают.
Хоровод «Топни ножка моя»
Игра:
Хозяйка. Уж мы пели и плясали,
А на ложках не играли!
Импровизационный оркестр.
Хозяйка: Уж мы пели плясали вволю,
Но посиделки не бывают доле.
Давайте в завершение наших посиделок исполним танец:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...
Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.
Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....
Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.
Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБ...
Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
описание, особенности жанров устного народного творчества...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...