Конспект развлечения "Иван Купала".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Надежда Корнеевна Путенко

Развитие интереса у детей к старинным русским обычаям, праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlecheniya_ivan_kupala.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект развлечения "Иван Купала".

Автор: воспитатель Путенко Надежда Корнеевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 города Боготола.

Старшая логопедическая  группа «Звёздочка».

Дата создания: июль 2014год.

Дата проведения: июль 2014 г. и 2016г.

https://ok.ru/mbdou8svet/album/51952105685126

https://ok.ru/mbdou8svet/album/52899315318918

Цель:

Развитие  интереса у детей к старинным русским обычаям, праздникам.

Задачи:

Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, вызвать эмоциональный отклик детей.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Создать весёлое настроение у детей и взрослых.

Материал:

Венки из цветов и трав для девочек;

нарисованные портреты детских лиц;

водяные пистолеты;

ведра с водой;

ведёрки;

поварешки;

обручи;

макеты костров.

Действующие лица: Ведущий, Вода, Баба - Яга.

Ход развлечения:

Ведущий:

Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!
Всем сегодня предлагаю пошутить и поиграть!
Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня будем встречать, а называется он Ивана Купала.

Звучит песня " На Ивана на Купала"(слова Н. Осошник, музыка В. Осошник).
В старину на Руси говорили, что Ивана Купала - праздник  добра и здоровья, богатства и почестей. А говорили так, потому что в этот день собирали лечебные травы на весь год, с этого дня можно было готовить веники березовые, начинается сенокос.

Ведущий: Сегодня праздник не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные. Вот, например, бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня – волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот у кого в руках остался бубен –танцует. 

Дети передаю бубен друг – другу и приговаривают:

Ты катись веселый бубен,

Быстро - быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

На площадку под песню " На Ивана на Купала"(слова Н. Осошник, музыка В. Осошник) выходит "Вода".
Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.

Отгадайте загадку:

Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стекляшкой быть могу!

(Ответы детей).
Давайте познакомимся
 – Я - Водица прохладная, в жару самая желанная.

Я – Водица, Водяному старшая сестрица.
Ведущий:

А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник.
Вода: Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, Режим не соблюдает, вот и хворает. А гляжу, у вас тут праздник никак? А это что за красавицы, подиты, русалочки?

Ведущий:

Нет, не русалочки, это наши девочки. Сегодня мы выберем девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала. А вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Водица, и ты нам помоги, определи у кого длиннее коса.
Вода: Хорошо, где тут мои ножницы?!
Ведущий:

Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься.

Лучше линейку возьми, да косы измерь.

Вода: Девицы - красавицы, пройдитесь, волосом похвалитесь, а может, кто и станцует?!
Конкурс "Чья коса длиннее."

Звучит спокойная музыка, девочки танцуют.

Ведущий: Вода - Водица, победительнице приз полагается, что подарим?
Вода: А! Так я это мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.
Ведущий:

Да не нужны нам лягушки, нам подарочек нужен для , той у кого волос длиннее!
Вода: Да шучу я, шучу. Вот припасла на случай. Ладно, поделюсь.

(Вручает приз) 
Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.
А какой праздник нынче, знаете?

1 ребенок:

На Ивана, на  Купала,  в ночь, на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок:

А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок:

Сквозь огонь мы смело прыгнем -
Пусть сгорает зло дотла!

4 ребенок:

Это праздник лета, солнца,
Праздник лета и тепла!

5 ребенок:

Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!
Вода: Всё о празднике знаете. Тогда почему не играете? У меня вот есть водица. С ней и поиграем.

Игра - эстафета "Водоносы".

2 е команды по 5-6 человек. Переносят воду из ведра в ведро поворёжками.

У кого больше воды наберется - тот и победил.

Ведущий:

Раньше, в этот день люди надевали на головы венки и себе и домашним животным, чтобы никто не болел, и чтобы никого не сглазили, да чтобы урожай был богатым.
Вода: Венками украшали дома, двери, окна, стены, а девушки и парни обменивались венками, в знак дружбы и любви, да хороводы водили.
Хоровод с венками "Ой, Марена, Марена" (стихи и музыка А.Лагиной).

Ведущий: А еще на Ивана Купала катали колесо, чтобы солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согревало.
Игра - эстафета" Прокати обруч".
Катание обруча.
Ведущий: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.
Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.
Появляются Баба Яга.
Вода:
 Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто ты ?
Баба Яга: А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...Василиса Премудрая.

Дети: Баба Яга
Баба Яга: Кто здесь про цветок волшебный говорил?
Кто про клад вспоминал?
Ничего вам не расскажу!
И никакой клад не покажу!

Ведущий: Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Ивана Купала!

Баба Яга:  А что же это вы про меня совсем забыли, в праздник такой, меня Бабу - Ягу, на гулянье не пригласили. Это кто тут без меня ворожбу затевает?
Ведущий: Мы не ворожбу затеваем, а праздник Ивана Купала отмечаем.
Вода: А на празднике  этом все должны веселиться, даже нечистая сила!
Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!
Игра " Бабка -  Ёжка."
Для этой игры нужна метла (веник). Дети встают в круг.

"Бабка - Ёжка" встает в середину круга.
Дети идут по кругу, приговаривают:
 
-Бабка - Ёжка, костяная ножка.
Печку топила, ногу сварила,
Вышла на крылечко,
Съела человечка.
А потом и говорит.
И "Бабка - Ёжка" говорит:

- У меня живот болит.
Бабка - Ёжка крутит метлу по кругу по земле. Дети должны подпрыгивать, чтобы "Бабка - Ёжка" их метлой не задела.
Ведущий:
Что-то больно Баба Яга разгулялась на празднике. Мы про песни и пляски забыли. Ну-ка, люд честной, не стой, скуку отгони долой, выходи на танцы в круг и бери с собой подруг!

Общая пляска (под весёлую р.н. песню).

Ведущий: На Ивана Купала зажигали большой костер, через который прыгали самые смелые и отважные, чтоб огнём очиститься и счастья не миновать. Так что и мы будем прыгать через костер, прыгайте выше и веселее!!!

Вода:  

Пусть огонь как символ правды,

Символ жизни и добра,

Ваши души очищает

В этот праздник, навсегда.
Баба Яга: И я, чур, через костер прыгать буду!
Игра  - эстафета "Перепрыгни через костёр".

Вода: Настала моя очередь играть. Иван Купала - праздник Воды и всего, что с ней связано, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться, поэтому я вам предлагаю поиграть с водой.
Игра " Брызгалки".

Дети выстраиваются у черты (за черту заходить нельзя).
У каждого игрока водяной пистолет, по сигналу обливают водой нарисованные портреты детских  лиц.

Баба Яга: Иван Купала, обливай, кого попало! А меня слабо вам облить?

Догонялки с Бабой - Ягой.
Вода: А у меня для вас, дети, подарочек припасен "Сок березовый"- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек - пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.
Баба Яга: А я тогда покажу ребятам, как нужно волшебный цветок папоротника искать. Сегодня расцветает цветок папоротника, всего на мгновенье «златоогненный цвет» сверкнёт счастливцу, и даст особую силу тому, кто его сорвёт, открывая тайны природы и награждая богатством.

Ведущий:

Раньше, считалось чудом то, что в купальскую ночь, счастливцы находили цветок папоротника, а под ним клад! Это же конечно легенда, потому что папоротник не цветет, и ночи мы ждать не будем. Но вот цветок вам придется найти. Того, кто найдет цветок – ждет счастье!!! Прошу не драться, уважать друг друга, но искать надо быстро, пока другой не нашел! Итак, вперед! Кто цветок принесет  - тот счастье домой унесет!
Игра " Найди цветущий папоротник".

В парке заранее прячется папоротник (комнатное растение) с цветком шафрана или бархатца.
Ведущий:

На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!

Вода:

С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!
Баба Яга:

Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Герои прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Купаем куклу Катю"

Культурно-гигиенические навыки!...

Конспект ИД "Купаем куклу Машу"

Привитие культурно -гигиенических навыков....

Конспект "Как купить автомобиль"

Основная цель данного конспекта: продолжать формировать и закреплять знания о профессии водителя....

«Купаться или не купаться?»

Ежедневное купание восприниматься ребенком должно как что-то необходимое и естественное. Только купанием и мытьем мы можем защитить себя от микробов. Только так мы избавляемся от неприятного запаха....

Дидактическая игра для формирования экономических представлений "Что можно купить, а что купить нельзя?"

Данная дидактическая игра направлена на развитие логического, экономического мышление, наблюдательности, умения делать умозаключения....

Конспект НОД Купаем грушки

Конспект НОД  Купаем грушки...

Конспект "Котята купаются"

Развивающая игра для детей 3-4 лет...