Праздник "Эколята - Юные защитники природы"
материал (подготовительная группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
ТИХОРЕЦКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Праздник
«Юные защитники природы»
(природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - Дошколята»)
2016 год
Введение
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Сегодняшние дети обладают обширными знаниями по экологии, но не всегда умеют применять их на практике. Они слабо осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Но дети – это неутомимые исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, они смотрят на происходящее с восторгом и удивлением. Поэтому активность детей является основной формой их жизнедеятельности, необходимым условием развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, одним из самых интересных и приемлемых для детей старшего дошкольного возраста являются экологические праздники и развлечения.
17 августа в детском саду № 9 «Золотой петушок» города Тихорецка в группах компенсирующей направленности был проведен интересный экологический праздник «Юные защитники природы» в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята - Дошколята». В мероприятии наравне с воспитанниками детского сада приняли участие веселые сказочные персонажи – защитники природы: Шалун (воспитатель Ацута Л.И.), Умница (воспитатель Кузнечевских Г.Н.), Тихоня (воспитатель Пшеничная Т.И.) и Ёлочка (воспитатель Голяк Н.В.). Дети танцевали, отгадывали загадки, рассказывали стихи, играли в подвижные и дидактические игры, показывали сценки. На празднике ребята выполняли различные задания, благодаря которым подтвердили, что достойны звания защитников природы, и в конце состоялось торжественное посвящение всех детей в «Эколят - дошколят».
Цель данного праздника: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Задачи:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие природоохранной и экологической деятельности.
Работа по экологическому воспитанию детей очень обширна и данному празднику предшествовали такие мероприятия по реализации проекта, как чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы, заучивание стихотворений о природе и родном крае; использование русского народного творчества; загадок, пословиц, поговорок, народных примет; использование познавательных бесед, экологических, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственно образовательной деятельности, проведение наблюдений и различных опытов, прогулки по экологической тропе; выставки детских работ; взаимодействие с социумом: посещение музея, библиотеки. Данная работа по формированию природолюбия, расширению знаний детей о растительном и животном мире будет проводиться и в дальнейшем.
Планируемые результаты данного мероприятия:
- расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире;
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Задачи данного мероприятия решаются путем:
- создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
- предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
- комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
- создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
- проведение экологического праздника «Юные защитники природы»;
- внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем.
Сценарий экологического праздника
«Юные защитники природы»
Цель: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
1) дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы;
2) способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
3) помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
4) расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
5) способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Новизна: введение в праздник новых героев - «Эколят» - Шалуна, Тихони, Умницы, Елочки - друзей и защитников природы, которые помогают дошкольникам понять и полюбить природу; которые своим примером мотивируют ребят на бережное отношение к ней.
Значимость: данный экологический праздник позволяет дошкольникам на практике применить полученные ранее знания, реализовать свои умственные и творческие способности, проявить активность; это мероприятие вызывает интерес у ребят к родному краю, желание больше узнать об особенностях того места, где дети живут, вызывает желание оберегать природу.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под музыку «Звуки природы» и садятся на стульчики.
Елочка: Здравствуйте, ребята. Я - Елочка, вы все меня помните, ведь недавно я приходила к вам в гости на «Новый год». Ребята, а кто знает что у меня в руках? Правильно, глобус. А что такое глобус? Ну конечно, глобус это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и птицы, и насекомые, и человек. Земля является их общим домом.
(Детям задается ряд вопросов: Какие цвета вы видите на глобусе? А какого цвета больше и что он обозначает? Какая вода в море? А в реках, озерах и прудах? Кто живет в море? А в лесу?). Молодцы, ребята, вы все знаете. Все это мы должны с вами охранять и оберегать, ведь
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете все погибнем мы без них.
Поэтому, сегодня, у нас праздник, который называется «Юные защитники природы». Ребята, а вы ведь бережете природу? Мы это скоро проверим. Вместе со мной пришли мои друзья - «Эколята»: желуди Шалун, Тихоня и Умница. Все вместе они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут вам поближе узнать природу, подружиться с ней и полюбить ее. Сейчас они представятся и немного расскажут о себе. (Приложение 3).
Умница: Здравствуйте, я – Умница. Называют меня так потому, что я самая серьезная, много чего знаю, люблю рассказывать разные интересные истории; из всех своих друзей я самая старшая.
Шалун: Привет, меня называют Шалуном. Я люблю веселые игры, а еще люблю узнавать все новое и неизвестное. Ребята, вы, наверное, тоже очень любознательные?
Тихоня: Здравствуйте, милые дети. Меня зовут Тихоня. Я очень люблю красоту, и все красивое, а особенно цветы! Мы с друзьями решили узнать побольше интересного о вашем крае: о природе, о животных, о том как вы помогаете охранять природу.
Умница: Ну, что ж, дорогие ребята, готовы ли вы рассказать нам, «Эколятам», о своем родном городе и крае? Какие у вас растут растения и живут животные? А для этого нужно отгадать загадки, слушайте внимательно:
1. По весне в лесу на опушках и в глуши, 2. Растут на ветках группками,
Всех я вкусным сладким соком Покрытые скорлупками.
Угощаю от души. (береза) (орехи)
3. Ловит солнышко лучистое, 4. Во лугах растут сестрички -
Зрея, на опушке. Золотой глазок, белые реснички.
Покраснеет и душистая (луговая ромашка)
Попадает в кружки. (земляника)
5. Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (колокольчик)
6. Эти ягоды, все знают, 7. На колючей тонкой ветке
Нам лекарство заменяют. В полосатых майках детки.
8. Если вы больны ангиной, 9. Куст с шипами - не шиповник
Пейте на ночь чай с... (малиной). Как зовется он? (крыжовник)
Тихоня: Как вы думаете, а нужны ли нам эти растения? Правильно, в них много витаминов, многие помогают от разных болезней.
Шалун: А как вы собираете ягоды? Вырываете сразу все растение? Ведь так же быстрее будет набрать ягод полную корзину, дома все разберете.
Умница: Растение целиком нельзя вырывать из земли, иначе на следующий год новые растения, которые дают нам вкусные плоды, не появятся, и так постепенно земля опустеет. Ягоды собирают аккуратно руками, придерживают куст. Снимать бережно ягоду, а то можно вырвать листья или весь куст.
Шалун: Правильно, ребята. Меня хоть и называют Шалуном, но я никогда не обижаю растения: не рву их, не пинаю и ветки не ломаю.
Елочка: Ребята, а кто из вас знает какое дерево является символом России? Правильно, береза. Сейчас, мы послушаем стихотворение об этом красивом дереве.
Ребенок:
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, с зелеными сережками!
Елочка: И далее, наши девочки - красавицы станцуют для нас танец березок. (Приложение 5).
Все девочки танцую танец «Березки».
Умница: А какие животные у вас здесь обитают? Вы знаете про них загадки? (Ребята загадывают «эколятам» загадки)
Елочка: А насекомые у вас здесь водятся? Назовите, известные вам? (Ребята перечисляют). Отгадайте мою загадку:Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя и проливается кровь моя. (Комар).
Умница: Как вы думаете, эти насекомые полезные или вредные?(Людям они доставляют много хлопот и неприятностей; но зато они служат питанием для птиц).
Игра «Муравейник»
Шалун: А давайте поиграем? Вы любите играть? Ребята, представьте, что вы все маленькие муравьишки. Они очень трудолюбивые и могут поднимать вес в несколько раз тяжелее себя. Мы разделимся на две команды и будем строить муравейники, чья команда быстрее построит их, та и победила. (Дети по очереди берут гимнастические палки, бегут до ориентира и строят «муравейники»).
Молодцы, муравьишки! Какие вы у нас ловкие и сильные! Давайте, играть дальше, ведь я так люблю веселиться.
Игра «Кто как кричит? »
Шалун: Я вызову одного ребенка, назову ему на ухо какое-нибудь животное, птицу или насекомое. Вы должны будете вслух озвучить это животное, птицу или насекомое, то есть сказать, как они говорят. Остальные отгадывают.
Умница: Кто смелый? Кто пойдет первым? (собака, кукушка, комар, мышь, волк, утка, жук, кошка, тигр).
Игра «Пантомима»
Тихоня: А сейчас вы будете не говорить, а показывать животное. Ну, кто смелый? (заяц, лягушка, медведь, кошка, птичка, гусеница).
Ну, здорово вы умеете показывать животных. У меня так никогда не получится.
Умница: Получится, получится! Давайте, поиграем еще в одну игру.
Игра «Летает – не летает»
(Умница называет животных. Если летает – дети машут руками, как крыльями, не летают - сидят спокойно: бабочка, пчела, комар, медведь, воробей, ворона, корова, ласточка, таракан, стрекоза, кошка, лиса, муха.)
Елочка: Видите, Эколята, как много животных и насекомых живет в нашем краю и городе. А на всей планете Земля их гораздо больше.
Ребенок:
Планета Земля щедра и богата, Горы, леса и поля - дом наш, ребята! Развеем над ним и тучи, и дым, В обиду его никому не дадим.
Ребенок:
Беречь надо птиц, насекомых, зверей, Давайте будем добрей! Украсим всю Землю садами, цветами – Такая планета нужна нам с вами.
Шалун: Но часто сам человек губит природу. Если он все уничтожит, то сам же не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных.
Елочка: А умеете ли вы беречь природу, охранять все вокруг?
Ребенок: Чтоб цветы в лесу цвели Всю весну и лето, Мы не будем собирать Из них больших букетов.
Ребенок: Если птенчик из гнезда Выпорхнул до срока, Мы поможем не беда, Не трещи, сорока!
Ребенок: Хоть и вредный мухомор, Мы его не тронем. Вдруг понадобится он Жителю лесному.
Ребенок: Хрупкий Домик муравья Надо тоже охранять Обязательно он должен За заборчиком стоять.
Ребенок: Зайчика и ежика - Жителей лесных Лучше вы не трогайте! Охраняйте их!
Ребенок: Давайте, дошколята, Природу охранять! О ней ни на минуту Не надо забывать! Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно!
Тихоня: Сейчас мы вместе с детьми расскажем вам несколько историй о том, как люди ведут себя на природе, а вы нам скажите, правильно ли они поступают или нет.
№ 1: В один теплый и солнечный день друзья решили сходить в поход в лес. Нашли красивую полянку и расположились на ней. Вдоволь наигравшись в мяч и накупавшись, они начали собираться домой. А весь мусор и непогашенный костер оставили на поляне.
(дети показывают сценку).
- Как вы считаете, правильно ли поступили ребята? Далее, дети показывают запрещающие знаки и рассказывают стихи:
Гнездо на ветке - птичий дом Если я сорву цветок, Вчера птенец родился в нем. Если ты сорвешь цветок. Ты птичий дом не разоряй. Если все и я, и ты,если мы сорвем цветы, И не кому не позволяй! Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Нельзя костер бросать в лесу. Чтобы было по лесу приятно гулять Костер в лесу несет беду. Не надо бутылки и мусор бросать, Пожар в лесу может случиться, Если лес не беречь, он погибнет, Без дома будут зверь и птица! И беда всех людей настигнет!
№ 2: Ребенок, изображая хулигана, читает стихотворение :
Ой, какой тут ручеек
Тут кораблик поплывет (бросает бутылку в ручей, идет дальше).
Здесь дерево расти не будет (ломает дерево),
Ходить же надо где - то людям.
И вот эти вот цветы
Тут, конечно, не нужны (топчет цветы).
А вот тут прилягу я,
Столько сделал я не зря (ложится под кустиком).
- Дети, как вы думаете, с природой надо поступать, также как этот хулиган?
№ 3: Ребенок рассказывает стихотворение про Федю:
Федя бабочку поймал И божию коровку, Отпускать он их не стал И посадил в коробку. Пришёл домой, про них забыл. У Феди игр тысячи. Попробовал бы сам - пожил Год без воды и пищи. Откуда взрослые на свете? Они растут из малышей. Скорее исправляйтесь, дети - Остаться злым всего страшней.
- Как вы считаете, правильно ли повел себя Федя?
Тихоня: Молодцы, ребята, вы все – большие умницы и я очень горжусь вами.
Умница: Ребята, а кто расскажет нам стихи о природе, о лесе, о животных или растениях?
Ребенок: Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь!
Ребенок: Давайте будем дружить друг с другом Как птица с небом, как поле с лугом. Как ветер с морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми нами.
Ребенок: Давайте, будем к тому стремиться Чтоб нас любили и зверь и птица И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям.
Умница: Молодцы, вы все показали, что хорошо знаете природу своего края и умеете ее беречь.
Ребенок: Давайте, вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!
Ребенок: Мы забываем, что она у нас одна - Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима... Она у нас одна, одна такая!
Шалун: Ребята, а вы хотели бы вместе с нами беречь и охранять природу?
Ведь чтобы «эколятами» стать, Нужно добрые дела выполнять, Никогда ничего не разрушать, Правила поведения в лесу соблюдать, Никаких животных не обижать, растения просто так не вырывать!
Далее дети вместе с «эколятами» произносят «Клятву Эколят – Юных защитников Природы», им повязывают зеленые галстуки (Приложение 8) и все вместе исполняют «Гимн Эколят – Юных защитников Природы».
Заключение
Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, так как через непосредственное участие в такой деятельности ребенок лучше и глубже может понять и запомнить изучаемый материал.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Наш праздник «Юные защитники природы» в рамках проекта «Эколята - дошколята» как раз и помог неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к растительному и животному миру, научить детей беречь и охранять природу и все живое вокруг.
Результатом этой деятельности стало то, что дети проявили интерес и активность в проведении данного мероприятия. Интерес возник уже на подготовительном этапе, так как ребята с удовольствием учили стихи, разучивали танец, искали интересные загадки, рисовали рисунки, делали поделки вместе с родителями. Внимание и активное участие, проявленные детьми в ходе мероприятия, позволяют сделать вывод о том, что праздник детям понравился, был познавательным и интересным.
Таким образом, цели и задачи, поставленные при проведении данного экологического праздника, были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект "Юные защитники природы"
для детей подготовительной группы...
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
Автор проекта: Харланчук О.В., воспитатель 1 квалификационной категории, МОУ детский сад № 341Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему...
Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
Экологический кружок "Юные защитники природы"
Проект "Юные защитники природы" имеет экологическую направленность. Затрагивает вопросы нравственности и гуманности, что особенно необходимо на фоне современной глобализации и ухудшения общей экологич...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Экологический проект «Юные защитники природы».Актуальность темы.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и бо...
Всемирный день дикой природы. Беседа «Юные защитники природы»
3 марта мы отмечаем Всемирный день дикой природы. Этот экологический праздник учрежден, чтобы напомнить нам о многообразии и красоте природы и о необходимости защищать ее.«Береги свою планету, в...